Задачи развития национального самосознания в программе воспитания ребенка-дошкольника. Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Формирование национального самосознания у детей

осознанием общественных ценностей дети начинают гордиться профессиональными успехами своих родителей, их место в обществе . При этом, как отмечают психологи, у детей старшего дошкольного возраста общественно важные мотивы преобладают над личностными.
По мнению ученых, уже в конце дошкольного возраста ребенок оказывается способным осознавать и себя саму и то место, которое она в настоящее время занимает в жизни.
В научных разработках А. Кононко определена роль и место самосознания в жизни дошкольника. Подчеркивая важность зарождения у него самосознания именно в этот период, исследовательница отмечает, что он (ребенок дошкольного возраста - И. Г.) сознательно относится к своему поведению, переживаний, мыслей; овладевает элементарным умением производить эмоционально-смысловые оценки своих возможностей. . . , У него формируется определенное представление о себе как индивидуальность и общественное существо ».
Несмотря на то, что в период старшего дошкольного возраста происходит формирование тех черт характера, которые и определяют личность, а также основ сознания и самосознания, считаем, что этот возраст имеет исключительную важность для формирования у детей основ национального самосознания. По мнению И. Матюши, уже ". . . с первых дней своей жизни дети впитывают то национальный и социальный дух, который формирует в них типичные личностные черты и качества, присущие своему, а не другому народу "
Реализация программы национального воспитания в дошкольных учебных заведениях требует учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В соответствии с этим следует организовывать и проводить учебно-воспитательный процесс. Именно здесь на помощь приходят разработанные отечественными и зарубежными учеными различные теоретические положения о непрерывности, поэтапность и преемственность воспитательного процесса.
А. Вишневский в процессе становления национального же усвидом¬лення выделяет три этапа. Первым из них он называет этап раннего этнически-территориального самосознания (этнизация). В этот период, по мнению ученого, закладывается "корни патриотизма". Считаем, что есть все основания квалифицировать этот процесс как становление первооснов национального самосознания. Согласно теории А. Вишневского , именно во время первого этапа происходит осознание ребенком своей этнической принадлежности. Уже с первых дней жизни ребенок формируется под влиянием материнского языка, колыбельной песни, бабушкиной сказки. Подрастая, она участвует в народных праздниках и обрядах, усваивает народные песни, вовлекается в процесс народного творчества и др. Дети дошкольного возраста являются активными участниками народных жизненных действа (коляда, поздравления, гаевки, писанки, вертеп и т.д.). Традиции, обычаи и обряды имеют глубокое влияние на воспитание, и не только национальное, так как они всегда поддерживаются силой общественного мнения и периодически повторяются. В семье и школе дети усваивают уважительное отношение к выдающихся украинских исторических и культурных деятелей, уважение к идеалам, за которые они боролись, участвуют в чествовании их памяти.

4. Методы и средства развития национального самосознания у детей дошкольного возраста

Основными формами ознакомления дошкольников с родным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детей; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества русских и чуваш и др.

Средства воспитания: русский и чувашский фольклор, государственная геральдика, русский и чувашский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Условия и средства сенсорного развития и воспитания подробно изложены в рамках общей системы сенсорного воспитания, разработанной отечественными учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н...

Патриотизм невозможно формировать без наличия предпосылок, которые заключаются в чувстве любви к ближайшему окружению. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю...

Задачи развития национального самосознания в Программе воспитания ребенка-дошкольника

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала, прежде всего, с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи: 1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений. 2...

Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Одной из главных целей в развитие ребенка - дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Особенности запоминания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Запоминание у детей дошкольного возраста достигается разными приемами и средствами, и, прежде всего, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т...

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Методы нравственного воспитания -- это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей...

Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности

Одной из главных целей в развитии ребенка - дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения...

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях организационной учебной деятельности по аппликации из нетрадиционных материалов

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы...

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденция к изменению традиционного...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Раскрыть влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста; - провести экспериментальное выявление эффективности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного...

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения...

Воспитание национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде детского сада .

Подготовила воспитатель детского сада «Балауса» Мендыкаринского района

Мушталова Татьяна Ивановна.

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

«Завтра начинается сегодня»- это высказывание точно выражает сущность дошкольной педагогики и объясняет, почему вопрос воспитания национального самосознания доступен детям дошкольного возраста.

Современная образовательная ситуация в Казахстане требует внедрения в практику работы инновационных моделей. В связи с этим, проблема воспитания национального самосознания дошкольников в полиэтнической среде, становится более чем актуальной. Что это, дань моде или практическая необходимость? Вывод очевиден. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур стало практически невозможным, когда переосмысливаются цели и задачи образования в целом, все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, социокультурная компетентность, национальное самосознание. Эти качества не передаются по наследству. В каждом поколении их необходимо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется их формирование, тем большую устойчивость они приобретают.

Классики психологии и педагогики доказывают: «До пяти лет ребенка учат, а после пяти уже переучивают».

Национальное самосознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Наш детский сад типовой, в нем семь групп. 6 с государственным языком воспитания и обучения, одна с углубленным изучением государственного языка. В группах, начиная с 3 лет, два раза в неделю проводятся занятия по изучению английского языка. Детский сад посещают дети, разных национальностей, пришедшие из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированным национальным самосознанием.

В процентном отношении это выглядит так:

дети коренной национальности- 38%

дети русской национальности -56%

дети другой национальности - 6% (поляки, башкиры, татары, немцы)

Это разные культуры, традиции, обычаи, устои, что в свою очередь является идеальным условием воспитания в детях национального самосознания.

Для плодотворного воспитания и развития самосознания необходимо было свести все эти особенности к общей основе, т.е. гармонизация отношений на основе позитивного сотрудничества, детей, родителей и педагогического коллектива, с обязательным включением социума.

Безусловно, работа по воспитанию самосознания дошкольников чрезвычайно сложна, динамична и не имеет единственного способа решения, и конкретно определенного срока выполнения.

Сегодня мы можем с гордостью сказать, что наш детский сад это поликультурная страна детства. Дети легко и просто могут поздороваться, посчитать на трех языках, рассказать о себе и своей игрушке, спеть песню, рассказать стихотворение, приветствовать природу, окружающих, просто поговорить. Конечно - дети это маленькие проказники, но, тем не менее у нас не услышишь злобных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей.

Да, это работа не одного дня. От доступности к нарастающей трудности, переход от близкого к далекому; от легкого к более трудному; от известного к неизвестному; от близкого, родного языка к полиязычию, от неосознанного восприятия к окружающей среды к национальному самосознанию, учитывая уровень актуального развития каждого ребенка - это главный дидактический принцип которым мы руководствуемся в своей работе.

Таким образом, нами было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе народных традиций, национального самосознания в полиэтнической среде детского сада и окружающей действительности с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического и практического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей - с другой, В настоящее время все это находится лишь на стадии становления.

Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры, к культуре других народов, воспитание национального самосознания наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

« Папа, мама, я - Вселенная моя » . Именно так назвали мы свой первый проект, первый шаг в данной теме.

Цель проекта– разработка и апробация педагогических условий воспитания в национальных. Семейных традициях детей дошкольного возраста. Он был краткосрочный, но принес огромные результаты, и положительный опыт. Именно в семье дети узнали о своей национальной принадлежности, о традициях и обычаях семьи. Своими впечатлениями делились со сверстниками. С гордостью демонстрировали знания о своих предках, родном языке. Родители в свою очередь активное участие принимали в проводимых в детском саду тематических мероприятиях: «Вместе с папой- я герой», «Бабушкины посиделки», «Мисс Балауса», «Здравствуй, Масленница», «Наурыз- семейный праздник», «Папа, мама, я- театральная семья», где демонстрировалась полиэтническая среда семьи. Результат данного проекта-творческая выставка «Герб моей семьи».

Содержание работы часто меняется, постоянными остаются цели и задачи:

Гармоничная передача этнокультурного наследия, культурных и нравственных ценностей.

Воспитание культуры межнациональных отношений детей в многонациональном коллективе.

Воспитание национального самосознания в полиэтническом коллективе детского сада.

Для решения данных задач родилась новая долгосрочная проектная тема: « Здравствуй поселок- я твой житель» .Работа планировалась по направлениям:

История родного края

Культурное наследие

Архитектурно- скульптурный облик села.

Все эти направления решались на основе краеведческого материала, с учетом образовательной деятельности, национальных особенностей, воспитывающих гордость, уважение к особенностям родного края, своей малой Родины. Результатом работы стал выпуск фотохрестоматии: «Мой край родной - Мендыкара», которая объединила в себе теоретический и практический материал, позволяющий воспитывать у дошкольников национальное самосознание, понятие- я, гражданин своей Родины. Эпиграфом к фотохрестоматии стали строки стихотворения земляка- Мендыкаринца В.П. Вещикова «Родина».

На пригорке крутом, на виду трех озер

Уместилось селенье родное

А названье ему дал задумчивый бор

И зовется оно- Боровое.

Образовательно- воспитательный процесс детского сада построен так, что в нем нет остановок, на каждом этапе решаются новые задачи, закрепляются полученные знания, особенно это касается вопросов нравственно- этических норм. Эта работа строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой является игра. Игровые моменты и ситуации включены во все виды деятельности. В процессе игры имеется возможность закладывать у детей основы воспитания национального самосознания в полиэтнической среде детского сада. Игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Ремесло казахов», «Что звучит?», «Составь узор», «Кто,где живет?»,народные, подвижные, хороводные, игры- драматизации, позволяют глубже окунуться в обычаи народов живущих в нашей республике. Все эти игры, и обширный этноматериал вошли в электронное пособие « Сохраним наследие народов ». В настоящее время пособие лицензировано и рекомендовано для использования воспитателями детских садов, миницентров. Данное пособие интересно и понятно вводит ребенка в этносистему двух рядом живущих народов – казахов и русских. Материал в пособии размещен так, что ребенок может сравнить орнамент, одежду, ремесла, жилища, двух народов, определить на слух какой инструмент звучит: домбра или балалайка и проверить свой выбор. Увидеть и услышать прекрасные звуки редких музыкальных инструментов: кобыз, шанкобыз, жалейка, дудочка. Послушать как играет целый оркестр казахских или русских народных инструментов. Не у всех детей есть возможность реального знакомства с данными темами. Виртуальное знакомство открывает перед детьми огромные возможности в плане приобретения этнокультурных ценностей.

С электронным пособием легко работать, дети с удовольствие сами выбирают себе тему на этнической поляне и занимаются с ней. Так происходит закрепление полученных знаний, совершенствуется умение дружеского общения.

На каждом возрастном этапе мы решаем новые задачи развития и воспитания национального самосознания у дошкольников, и роль взрослого гибко меняется: в одних случаях с обязательным участием взрослого «Народные традиции и промыслы Казахстана», «В гостях у Мики Мауса», «Веселая ярмарка». Эти и другие темы непосредственно знакомят детей с бытом и особенностями жизни людей разных национальностей.

В других- создаем специальную среду и ситуации для познавательной активности. «Жизнь и быт казахов кочевников», «Экскурсия к Дымковским мастерам», «Волшебница Кери»что позволяет глубже узнать об особенностях культуры разных этносов.

Создание условий для самостоятельной деятельности, когда дети в процессе свободного общения применяют в речи все знакомые слова на трех языках, пользуются в играх полученными знаниями. Отображают накопленные впечатления в творческих работах. Перевоплощаясь в гончаров, ремесленников, художников. Придумывая и драматизируя сказки, создавая коллажи, картины, работы из пластилина, глины и соленого теста, природного материала дети с гордостью демонстрируют свои способности и знания в области полиэтнической культуры.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностей и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций одновременно воспитывать полилингвальную личность в полиэтнической среде детского сада.

  • 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

    НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ - это такой уровень познания нацией своей собственной сущности, когда система представлений нации о самой себе представляет глубокое субъективное отражение объективно существующих национальных фактов жизни общества, осознание каждым народом особенностей своей национальной жизни, взаимоотношений с другими народами. Только через национальное самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение людей как к своему единству, так л к другим сообществам. В нем воплощается осознание людьми принадлежности к своей нации, ее место среди других наций, особенных и общих с ними черт.

    НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ - это субъективное отражение объективного факта принадлежности человека к тому или другому национальному сообществу и осознание отличий от других народов. Оно формируется в личности под непосредственным воздействием национальных элементов социальной среды, языка народа, его культуры, быта, истории. Вместе с тем национальное самосознание это более сложное структурное образование, оно включает и национальные стереотипы и представления о территории, культуре, языке, о историческом прошлом, обычаях, традициях и т.д.

    Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, увлекать ся культурой, историей своего, народа. Период дошкольного детства по сроим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования основ национального самосознания, потому что для детей дошкольного возраста характерны безграничная доверчивость ко взрослым, стремление повторять их действия, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему миру, искренность чувств. Впечатления, пережитые в детстве, можно сравнить с буквами, высеченными на камне. Они остаются на всю жизнь, оказывая глубокое воздействие на развитие человека. Основными чертами национального самосознания белорусов являются соборность и коллективизм, открытость и способность поглощать и растворять в себе духовные ценное -. ти других народов; отсутствие ярко выраженной этнической идентификации, понимания того, что мы - самобытная нация. Чтобы в наше время преобладал такой тип национального самосознания, духовно-исторический фон которого глубоко затрагивал бы сущностные основы национальной жизни, с детского сада нужно прививать"детям любовь к родному языку, к историческому и культурному наследия народа, к Отчизне

    Задачи формирования основ национального самосознания дошколь никое :

    1. Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному кран-, интерес к обычаям и традициям своего народа.

    2. Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа,

    3. Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.

    Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т.д.;

    Сведения о жизни белорусского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры белорусов), владение родным

    Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т.д.), памятные места (здания, памятники);

    Сведения социального характера: название города (села), его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб,флаг).

    формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями : проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.

    Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства . Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.

    Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

    Обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;

    Поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

    Организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.

    При ознакомлении дошкольников с Родиной весь познавательный материал необходимо систематизировать: ближайшее окружение ребенка, родной город (село), республика, история родного края, традиции, культура. Главное заключается не в том, чтобы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы вызвать у них положительные чувства и отношения к окружающему миру, к людям, труду.

    Основными формами ознакомления дошкольников сродным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

    Наиболее эффективными методическими приемами , которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детой; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества белорусов и др. Средства воспитания: белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

    В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.

    Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.

    Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

    При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно

    происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

    Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.

    Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.

    Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.

    Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших

    сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.

    Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)

    Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.

    Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование национального самосознания у дошкольников

    Подготовила :

    воспитатель МБДОУ «детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка»

    Матросова С.В.

    В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.

    Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.

    Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

    При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно

    происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

    Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.

    Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.

    Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.

    Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших

    сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.

    Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)

    Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.

    Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.


    В продолжение темы:
    Воспитателям

    ... Солнце в гороскопе. Звезда по имени "Я" Знак Зодиака Лев. Солнце дает нам свет, который приносит жизнь. Неудивительно, что в астрологии влияние нашего светила считается...

    Новые статьи
    /
    Популярные