Структура расходной части бюджета рф. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации

На экономику будет выделено 13 трл. руб

23 октября 2015 года Правительство внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2016 года.

Центр экономических и политических реформ провел анализ структуры расходов бюджета (в том числе в сравнении с бюджетом текущего, 2015 года), чтобы определить, каковы приоритеты политики государства на следующий год.

Общая структура бюджета на 2016 год
Рассмотрим общие параметры проекта бюджета на 2016 год, внесенного в Госдуму Правительством РФ, в сравнении с бюджетом 2015 года (с учетом корректировок в течение года):

Заявленные доходы бюджета на 2016 год выросли на 9,56% по сравнению с доходами, обозначенными в бюджете на 2015 год; расходы выросли на 5,81%; ожидаемый дефицит сократился на 11,79%.

При этом необходимо отметить, что когда осенью 2014 года был внесен проект бюджета на 2015 год, в нем также были достаточно оптимистичные цифры, однако вскоре, весной, они были существенно скорректированы:

этой связи вполне вероятно, что Правительство вновь скорректирует бюджет

течение 2016 года и положительная динамика из него исчезнет.

Отметим, в частности, что прогнозные показатели инфляции на 2015 год вероятно, не оправдаются (реальная инфляция может выйти за рамки 12,2%), тем большие сомнения вызывает и прогноз на 2016 год.

Так, согласно официальным данным Росстата, потребительские цены на товары и услуги за период январь — сентябрь уже выросли на 10,4%. Эксперты оценивают этот показатель еще выше: например, согласно данным исследовательского центра Ромир и РАНХиГС, предложившим собственную методику расчета дефлятора, на сентябрь 2015 года он составляет 13,6%. МВФ прогнозирует рост инфляции в 2015 году до 15,8%, в 2016 году предполагаемая инфляция может составлять 8,6%. По оценкам Альфа-Банка, инфляция к 2016 году может застыть на уровне 8-10%.
Рассмотрим, каким образом изменилось распределение бюджетных средств по основным направлениям расходов по сравнению с 2016 годом (суммы в столбцах

«2015» и «2016» даны с округлением до десятых долей):

Но важно анализировать не просто рост или падение расходов на те или иные статьи, а их удельный вес в общих расходах бюджета. Если проанализировать этот параметр, картина уже не выглядит так оптимистично: хотя по ряду статей, например, по статье «здравоохранение» отмечается рост расходов, их доля в бюджете остается весьма незначительной и не соответствующей практике развитых зарубежных стран.

В целом соотношение расходов бюджета по основным направлениям выглядит следующим образом:

Отдельный интерес представляет отношение основных расходов к заявленному в бюджете ВВП ( стоит еще раз подчеркнуть, что это прогнозная величина; фактически она может оказаться меньше, как было при внесении и последующем исполнении бюджета на 2015 год ):

Приведенные графики наглядно показывают распределение приоритетов в политике государства.

Итак, если посмотреть укрупнено, выделив структурные блоки, то вот как выглядит бюджет на следующий год:

Таким образом, на содержание государства, на бюрократию, военные расходы (включая, очевидно, и операцию в Сирии) Правительство в 2016 году планирует потратить более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП.

На социальную политику – 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии (подробнее о них – в следующем разделе).

На поддержку государственных СМИ (об этом опять же подробнее далее) государство намерено потратить больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

Структура расходов бюджета на 2016 год по направлениям

Рассмотрим примеры того, как изменилась структура основных расходов бюджета в проекте бюджета на 2016 год по сравнению с бюджетом на текущий год.


Расходы на общегосударственные вопросы выросли в целом по отношению к 2015 году на 6,81% (в абсолютном выражении на 67,9 млрд. рублей).

Отметим, что основное снижение наблюдается по статье «Резервные фонды»: она сократилась на 29,68% – на 3,1 млрд. рублей. В остальных статьях наблюдается увеличение везде, кроме финансирования научных прикладных исследований.

Национальная оборона


В целом оборонные расходы сократились на 0,3% (в абсолютном выражении – на 3 млн. рублей). Отметим увеличение финансирования ВС РФ (на 5,47% по отношению к бюджету 2015 года и на 42,9 млрд. рублей в абсолютном выражении).

Следует отметить, что на этапе проработки проекта бюджета сумму незасекреченных расходов бюджета на оборону пытались снизить с 1 трлн.руб. до 844 млрд.рублей, однако в итоговом проекте это сокращение не состоялось. Надо полагать, этому помешала соответствующая лоббистская деятельность.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

(без учета соответствующих секретных статей бюджета)


В расходах на правоохранительную систему практически по всем статьям наблюдаются небольшие сокращения (от 1% до 4% к бюджету 2015 года), в целом сокращение по «Национальной безопасности и правоохранительной деятельности» – 2,36% к бюджету 2015 года. Исключение составляют органы прокуратуры , финансирование которых выросло на 1,15%, и органы госбезопасности , финансирование которых выросло на 1,36%. Также отметим, что немного (0,62%) выросли расходы на обеспечение пожарной безопасности.

Вместе с тем достаточно значительным сокращениям подверглись расходы на миграционную политику (сократились на 9,48%) и защиту населения и территории от ЧС и гражданскую оборону (сократились на 12,64%).

Национальная экономика



Примечательно, что прирост произошел, в основном, за счет двух статьей

«Общеэкономические вопросы» и «Исследование и использование космического пространства».

Что касается статьи «Общеэкономические вопросы», отметим, что в 2015 году расходы по этому направлению составили 94,6 млрд. руб., из которых большая часть

(73,8 млрд. руб.) отводилась на подстатью «Дополнительная поддержка организаций и граждан по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» (Иные бюджетные ассигнования)» (более подробное раскрытие этой подстатьи в бюджете не было предусмотрено).

В бюджете на 2016 год произошло значительное увеличение расходов по статье «Общеэкономические вопросы» – они выросли в 3,5 раза и составили около 427,9 млрд. рублей. Большая часть расходов по этой статье выросла за счет того же направления «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» – 410,7 млрд. рублей. Внутри этого направления 65 млрд. руб. планируется направить на «Финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию гуманитарной помощи населению иностранных государств» , а большую часть – 342,2 млрд. руб. на « Мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в бюджете не дается подробного разъяснения по содержанию данных мероприятий).

Что касается статьи «Исследование и использование космического пространства», то в 2015 году расходы по этой статье составили 30,5 млрд. руб., а большую часть из них (13,9 млрд. руб.) составило внедрение системы ГЛОНАСС. В 2016 году расходы на космическую отрасль выросли в 4,6 раза и составили 171,5 млрд. руб., а главным направлением по сумме расходов стала «Федеральная космическая программа России на 2016 — 2025 годы» , на которую планируется потратить 104,5 млрд. руб.

На 15,56% выросли расходы на сельское хозяйство и рыболовство, однако они составляют всего 8,7% от всех расходов на национальную экономику и примерно 1,4% от общей суммы расходов бюджета.

Жилищно-коммунальное хозяйство


В целом, можно отметить сильное урезание расходов бюджета на ЖКХ – как на обеспечение граждан жильем, так и на содержание коммунального хозяйства. Сократили финансирование и на профильную государственную программу (и, соответственно, на ее отдельные подпрограммы).

Образование


Отметим значительное снижение расходов на дошкольное и общее образование. Во многом это связано с передачей соответствующих полномочий в регионы, а также «оптимизацией» сети бюджетных учреждений. В любом случае, соответствующие сегменты образования перестают быть приоритетом федеральной власти.

Здравоохранение


Основной рост расходов на здравоохранение произошел за счет статьи «Стационарная медицинская помощь» . Основная подстатья расходов этой статьи в 2016 году – на меры Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»

(150 768 124,4 тыс. руб.).

БОльшая часть этой суммы идет на подпрограмму «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»

— 146 480 652,2 тыс. руб. (из них 90 729 300,0 тыс. руб. идут по статье «Финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)»). В 2015 сумма всех подстатей на эту подпрограмму равнялась 50 392 318,1 тыс. руб.

В профильной государственной программе расходы выросли именно за счет подпрограммы «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (примеры подпрограмм):

Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»:

2015 год — 70 314 283,5 тыс. руб.

2016 год — 68 464 252,3 (сумма сократилась на 2,63%).

Подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»:

2015 год — 61 316 541,8 тыс. руб.

2016 год — 155 882 270,4 тыс. руб. (сумма возросла на 154,23%).

Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»: 2015 год — 1 777 255,5 тыс. руб.

2016 год — 1 379 855,1 тыс. руб. (сумма сократилась на 22,36%).

Социальная политика


Отметим, что на пенсии планируется выделить сумму, превышающую на

7,64% соответствующую сумму 2015 года, — это уже не покрывает прогнозируемую инфляцию 2015 года (на 4,56%) , т.е. это бремя возьмут на себя пенсионеры, чьи реальные доходы уменьшатся.

Отдельно был внесен проект Федерального закона , которым приостанавливается действие отдельных положений ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях», предусматривающих ежегодное повышение пенсий с учетом индекса потребительских цен (т.е. с учетом инфляции). Законопроектом взамен устанавливаются фиксированные параметры пенсионного обеспечения, предполагающие рост пенсий на 4% (что не соответствует ни текущему уровню инфляции, ни прогнозируемому официально на 2016 год).

Получается, что, несмотря на рост социальных расходов и их значительный удельный вес в бюджете, в 2016 году произойдет снижение жизненного уровня социально незащищенных и зависящих от государственных выплат слоев населения. В части пенсионеров, исходя из текущего уровня инфляции, это снижение составит около 8%.

Некоторые другие примеры изменения расходов на выплаты отдельным категориям граждан подтверждают недостаточную индексацию социальных расходов при сегодняшнем и прогнозном уровне инфляции (из статьи «Социальное обеспечение населения»):

1. 2015 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» ГП «Социальная поддержка граждан» (Межбюджетные трансферты), — 324

403 620,7 тыс. руб.

2016 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам (Межбюджетные трансферты), 328 725 374,4 тыс. руб. (сумма выросла всего на

1,33%).

2. 2015 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» ГП «Социальная поддержка граждан» (Межбюджетные трансферты) — 71

619 448,2 тыс. руб.

2016 год: Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам (Межбюджетные трансферты) — 72 641 214,9 тыс. руб. (сумма выросла всего на

1,43%).

Раздел «Средства массовой информации»


Отметим общий рост расходов бюджета на СМИ, а также расходы по статье «Телевидение и радиовещание» (расходы выросли на 7,2 млрд. руб.), что можно связать с усилением государственной пропаганды по ряду направлений, включая предстоящие выборы.

Обратимся к финансированию конкретных СМИ. Расходы государства на ВГТРК выросли более чем на 25% (5 млрд. руб. в абсолютных показателях) с 19,9 млрд. до 24,9 млрд. руб. Также возрастает финансирование у МИА «Россия сегодня»

(на 15,75%, 918 млн. руб.).

Что касается расходов на «ТВ-Новости» (владелец Russia Today), здесь произошло сокращение на 8,83% (1,8 млрд. рублей). Сокращение финансирования более чем на 30% (794 млн. рублей) ожидает и ИТАР-ТАСС.

Общие выводы

Проект бюджета показывает, как Правительство намерено распределить приоритеты своей политики на 2016 год.

Так, в нем высокими остаются расходы на содержание государства. С

учетом секретных статей (так называемая «серая зона» бюджета) траты на бюрократию, военные расходы (включая, очевидно, и операцию в Сирии) в 2016 году составят более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП. Это первая по своему удельному весу статья федерального бюджета и основной приоритет власти .

Вторая по своему удельном весу статья – социальная политика . Она составит, согласно проекту бюджета, 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это – социальные выплаты населению, включая пенсии. Вместе с тем, рост данной категории расходов по отношению к 2015 году составит 5,66%, что ниже даже прогнозируемой инфляции (в проекте бюджета она определена на уровне 6,4%), не говоря уже о фактическом уровне на конец 2015 года (на данный момент превышает 10% по официальным данным). При этом по отдельным категориям социально незащищенных групп населения рост выплат планируется ниже даже этой цифры. В частности, пенсионерам – на 4%. Это означает, что несмотря на относительный прирост расходов на социальную политику в бюджете, их жизненный уровень и уровень потребления будут снижаться, что будет иметь негативный и социальный, и экономический эффект.

Третья по значимости статья бюджета — экономические программы (15,72% расходов бюджета). Расходы по этому направлению относительно выросли. Можно отметить повышение расходов по ряду важных направлений для импортозамещения в сельскохозяйственной сфере (примерно сопоставимое с уровнем инфляции), однако «локомотивом» повышения расходов станет увеличение финансирования на развитие космической отрасли, а также статья расходов, связанная с мероприятиями, осуществляемыми на основании отдельных решений Президента и Правительства РФ. То есть в бюджете не просматривается попытки стратегического пересмотра экономической политики с точки зрения развития конкурентоспособных импортозамещающих отраслей. И даже по сельскохозяйственной отрасли общий объем расходов составляет всего чуть более 1% от расходов бюджета. Приоритетом власти на 2016 год остается ручное управление .

Далее с большим отрывом следует образование, расходы на которое предполагаются в размере 3,46% от расходной части бюджета или 0,71% ВВП. В целом расходы на образование сократились на 3,72%, прежде всего, на дошкольное и общее образование, что не может не вызывать опасений в стратегической перспективе.

Расходы бюджета на здравоохранение хоть и увеличились относительно прошлого года (в основном, за счет увеличенного финансирования одной из подпрограмм профильной госпрограммы – специализированная помощь), но, как и расходы на образование, по-прежнему составляют слишком малый процент относительно прогнозируемого ВВП – по сравнению с практикой в развитых странах. У нас на 2016 год – 0,6%, в развитых странах – 7-9%.

Произошло резкое сокращение расходов на ЖКХ на 37,8% , притом, что сейчас остро стоит проблема переселения населения из аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилого фонда, модернизации коммунальных объектов – эти расходы, очевидно, откладываются «в долгий ящик», отчасти перекладываются на население (взносы на капитальный ремонт).

В итоге на поддержку государственных СМИ государство намерено потратить больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В целом бюджет 2016 года это бюджет, в котором на первом месте стоит государство, и лишь после этого (с существенным отрывом) – развитие экономики и решение социальных вопросов. Государство – это госаппарат, оборонное ведомство, правоохранительные органы. Расходы на них не были подвержены сокращению, несмотря на кризис.

Экономическая политика продолжает осуществляться в ручном режиме, без стратегического планирования, несмотря на некоторый рост расходов на национальную экономику. Трудно предсказать, какой эффект они дадут, однако при нынешнем качестве управления экономикой, скорее всего он окажется не адекватен вложениям. Тем более, что из бюджета не вытекает никакого антикризисного плана.

Социальная политика больше похожа на «латание дыр», которое однако не удерживает жизненный уровень тех, кто зависит от государственных выплат.

Расходы на социально значимые сферы (образование, здравоохранение) составляют лишь малую часть бюджета, при этом расходы на образование были сокращены. Как и расходы на ЖКХ. С помощью этого Правительство «заплатило» за сохранение высокого уровня расходов на содержание государства и его внешнеполитических проектов.

Бюджет Российской Федерации – это документ, в котором содержится план доходов и расходов государства за определенный период. Федеральный бюджет составляется на год и принимается в общем порядке, установленном для всех законодательных актов. Исходя из информации, содержащейся в статьях документа, можно сделать выводы об источниках поступления денежных средств, размере налоговых платежей, социальной политике государства и многих других факторах, оказывающих прямое влияние на функционирование экономики страны.

14.12.2015 года был принят Федеральный закон № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год», в котором были установлены основные характеристики бюджета, нормативы распределения доходов между различными бюджетами бюджетной системы страны, источники поступления средств, а также направления их расходования. Какие же цифры заложены в бюджет России на 2016 год?

Бюджет Российской Федерации в 2016 году: основные показатели

Ключевым показателем, на основании которого формировался бюджет России на 2016 год, является марки Brent. Согласно предположениям чиновников, она составит 50 долларов США; курс американской валюты по отношению к российской установится на отметке в 63,3 рубля. По состоянию на сегодняшний день эти показатели далеки от реальности – стоимость барреля нефти составляет 36,27, а – 71,05 рубля.

Кроме того, Федеральным законом установлены следующие значения основных экономических показателей:

  • Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей (на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году). Планируется привлечение дополнительных денежных средств за счет внесения в действующее законодательство ряда изменений, в частности, увеличится фискальная нагрузка на предприятия, работающие в нефтегазовой сфере. Кроме того, до 90% повысится подлежащая зачислению в федеральный бюджет доля от прибыли, полученной Банком России;
  • Расходная часть бюджета составит 16 098,6 млрд. рублей. В наступающем году ожидается уменьшение размера затрат за счет отмены индексаций некоторых видов социальных выплат (например, материнского капитала, ежегодной выплаты лицам, имеющим статус Почетного донора, и т.д.);
  • Предполагаемая величина Резервного фонда в 2016 году составит 5 507,1 млрд. рублей. За счет его средств планируется покрытие дефицита бюджета, который, согласно приведенным данным, составит 2 360,2 млрд. рублей или 3,0% от ВВП;
  • Размер внутреннего государственного долга составит 8 817,8 млрд. рублей;
  • Размер внешнего государственного долга составит 55,1 млрд. долларов;
  • по итогам 2016 года зафиксируется на отметке 6,4%;
  • На продлении моратория на формирование накопительной части пенсии предполагается сэкономить около 342,2 млрд. рублей;
  • ВВП составит 78 673 млрд. рублей, темп его роста оценивается в 0,7%;
  • Расходы на содержание армии и оборонных комплексов составят 2 886 млрд. рублей;
  • Предполагаемый размер затрат на образование составит 579,8 млрд. рублей;
  • Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство упадут до 78,8 млрд. рублей;
  • На мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, будет потрачено 59,4 млрд. рублей;
  • По статье «Национальная экономика» затраты составят 2 540 млрд. рублей;
  • На обслуживание государственного и муниципального долга предполагается потратить 652,9 млрд. рублей;
  • Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» составят 661,5 млрд. рублей;
  • Расходы на реализацию социальных программ установлены в размере 4 407 млрд. рублей;
  • Затраты на развитие культуры в стране составят 100 млрд. рублей;
  • Общегосударственные расходы составят 1 141 млрд. рублей;
  • Затраты на деятельность, направленную на обеспечение безопасности (в том числе и работу сотрудников правоохранительных органов) составят 2 031 млн. рублей.

Структура бюджетных расходов в 2016 году

Для того чтобы определить направленность государственной политики в 2016 году, можно представить вышеприведенные экономические показатели размера затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета.

Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году выглядит следующим образом:

  • 27,7% – социальная политика;
  • 19,2% – оборона;
  • 15,9 – национальная экономика;
  • 12,7% – правоохранительная система;
  • 7,2% – общегосударственные вопросы;
  • 4,2% – межбюджетные трансферты;
  • 4,1% – обслуживание государственного долга;
  • 3,6% – образование;
  • 3,0% – здравоохранение;
  • 0,6% – культура;
  • 0,5% – СМИ;
  • 0,5% – ЖКХ;
  • 0,4% – физкультура и спорт;
  • 0,4% – охрана окружающей среды.

Утвержденный на 2016 год бюджет показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП. Экономический .

Обязательным условием достижения такого показателя является увеличение стоимости барреля нефти марки Brent до 50 долларов США (при том, что на конец декабря 2015 года это значение снизилось до 36,7 долларов за баррель).

В том случае, если цены на нефть, вопреки ожиданиям российских экономистов, занимающих высокие должности в Правительстве, не поднимутся до отметки, установленной при проектировании бюджета, есть серьезный риск увеличения его дефицита. В этом случае Правительству придется искать новые источники его пополнения и, вероятнее всего, в их качестве выступят доходы и пособия рядовых российских граждан.

Введение 3

1. Государственный бюджет 5

2. Бюджет Российской Федерации на 2016 год 9

Заключение 15

Приложение 16

Введение

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, сферами общественной деятельности.

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздей­ствия на общественное производство и сферу социальных от­ношений изменяются.

Цель контрольной работы – исследовать понятие и значение государственного бюджета.

Задачи, поставленные исходя из цели работы, заключаются в следующем:

Изучить роль и значение государственного бюджета;

Проанализировать практику формирования и распределения бюджета Российской Федерации на 2016 год.

Объектом данной работы является государственный бюджет.

Предметная направленность определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы практики распределения государственного бюджета на 2016 год.

Теоретической основой изучения данной темы послужили работы таких авторов, как Карпова А.В., Колесникова С.Н., Савчука В.П., Сергеева И.В., данные из официальных сайтов Минфина.

Методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты, научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, а также источники специальной и периодической литературы.

Практическая значимость. Значение государственного бюджета нельзя не дооценивать, так как от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Государственный бюджет

Государственный бюджет (от англ. budget - сум­ка, кошелек) - это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ), т.е. ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета заключюатся в следующем:

1. Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации.

2. Легально контролирует действия правительства.

3. Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности.

4. Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства .

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части:

Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

Расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства .

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т.п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели

Итак, государственный бюджет воздействует на основные экономические показатели, такие как:

Объем производства;

Инвестиции;

Реальные доходы;

Уровень безработицы;

Величина денежной массы;

Уровень процента;

Валютный курс;

Государственный долг;

Инфляция .

Основные направления доходов и расходов государственного бюджета представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

1) Налоги на доходы юридических и физических лиц;

2) Поступления от реального сектора (налог на прибыль);

3) Поступление косвенных налогов и акцизов;

4) Пошлины и неналоговые сборы;

5) Региональные и местные налоги.

Расходы государственного бюджета:

1) Промышленность;

2) Социальная политика;

3) Сельское хозяйство;

4) Государственного управление;

5) Международная деятельность;

6) Оборона;

7) Правоохранительная деятельность;

9) Здравоохранение .

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов. В случае, если доходы и расходы в бюджете разняться то образуется дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит - это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита .

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А.Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги .

Итак, важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Бюджет Российской Федерации на 2016 год

Правительство России совместно с Государственной Думой утвердило проект бюджета на 2016 год. Каждый гражданин страны может ознакомиться с параметрами бюджета и сферами финансирования, однако мало кому удастся оценить сухие цифры чиновников в масштабе целого государства. Именно поэтому рассмотрим выводы специалистов, касательно основных параметров бюджета на 2016 год.

По заложенному правительством курсу (64 рубля за 1 доллар США) размер бюджета России в 2016 году составит 247,4 миллиарда долларов. На первый взгляд, этот показатель выглядит весьма впечатляюще. Однако сумма в 247,4 млрд. долларов отнюдь не является значимой, учитывая, что примерно такой же бюджет был у Швеции, Бельгии и Мексики в 2008 году. То есть, даже если не брать во внимание инфляцию в мире, финансирование в РФ можно сравнивать разве что со странами третьего мира, учитывая население страны.

Для сравнения: бюджет США в 2016 году составит 3990 миллиардов долларов, что в 16 раз больше, чем в России или в 8 раз больше на душу населения. При этом за последние годы в США наблюдается самый маленький дефицит бюджета (474 млрд. долларов). Что примечательно, сумма американского дефицита больше, чем размер всей российской казны .

По мнению специалистов, в бюджете 2016 года не были учтены ошибки прошлых лет. По сути, в нем нет абсолютно никаких кардинальных изменений, рычагов экономии или антикризисных мер. Весь бюджет строится с учетом того, что на протяжении трех лет средняя цена нефти составит 50-55 долларов за баррель, а средний курс – 62,5-63,3 рубля за доллар. Если раньше правительство прогнозировало постепенное увеличение стоимости нефти, то сейчас на это никто не надеется. Однако бюджет совершенно не рассчитан на возможное снижение стоимости «черного золота». А учитывая последние мировые события, специалисты не сомневаются, что совсем скоро можно будет услышать от политиков новость об очередном снижении цены на нефть.

В очередной раз расходы РФ превысят доходы. По средним подсчетам, дефицит бюджета составит примерно 3%. По мировым меркам этот показатель не является катастрофичным. Например, у США превышение расходов колеблется приблизительно на таком же уровне – 2,8% .

Однако средства для покрытия образовавшего дефицита будут взяты из Резервного фонда, что всего лишь за год уменьшит его на 2/3 части. Сейчас в Резервном фонде находится 3210 млрд. рублей, а уже через год его размер уменьшится до 1074 млрд. рублей. При этом, вернуть потраченные средства будет очень сложно, учитывая, что внешние заимствования невозможны из-за наложенных на государство санкций.

Правительство обещает, что в 2016 году инфляция снизится до 5,1%. При этом, через год ВВП должно вырасти как минимум на 0,7%, в 2017 году – на 1,9%, а в 2018 на 2,4%.

Нужно отметить, что по общемировым меркам это довольно скромный уровень прироста. Однако учитывая нынешнее и перспективное экономическое положение России, даже столь незначительное улучшение можно назвать сверхоптимистичным прогнозом. На сегодняшний день не осталось ни одного ресурса, который мог бы поспособствовать росту ВВП. Если раньше этим «козырем» являлась нефть, то сейчас на нее не рассчитывают даже самые оптимистичные эксперты.

Более того, в будущем 2017 году ситуация с бюджетом может неоднократно ухудшиться, т.к. есть основания полагать, что нефть подешевеет еще больше, а Россию ждут новые санкции. Во-первых, часть покупателей перейдет на нефтяные запасы Ирана. Во-вторых, война в Сирии рано или поздно закончится. И, в-третьих, на экономическое положение России не самым лучшим образом влияют конфликты с Турцией, Украиной и Западным миром .

Важно отметить, что наибольшая часть расходов бюджета РФ традиционно приходится на две статьи – пенсионное обеспечение (66,1 миллиард долларов) и оборона государства (51,8 миллиардов долларов). Только на две эти сферы уходит половина всего бюджета страны. Когда в развитых государствах наступает экономический кризис и расходы превышают доходы, их правительства снижают объемы финансирования обороны. В России же эти показатели растут из года в год.

Перед подписанием бюджета правительство намеревалось снизить обеспечение силовиков на 165 млрд. рублей, однако это решение не было поддержано Госдумой. В итоге, военные расходы на 2016 год составили 4,17% от ВВП .

Для сравнения: большая доля расходов на военное обеспечение есть только в бюджетах Саудовской Аравии и ОАЭ. Но, во-первых, экономическое положение этих стран позволяет увеличивать собственную обороноспособность. А, во-вторых, данные государства граничат со странами, на территории которых ведутся полномасштабные войны.

Стоит отметить, что по меркам экономически развитых стран финансирование обороны на уровне в 51,8 млрд. долларов не является большим показателем. Например, США тратит на военные расходы 3,3% от своего ВВП, но при этом средств на оборону выделяется в 11 раз больше, чем в России.

В бюджете на 2016 год отсутствуют положительные социальные меры. Правительство обещало в течение года повысить пенсии дважды на 4% каждый раз. На первый взгляд, это кажется очень приятной новостью. Но учитывая, что индексация в любом случае будет отставать от запланированной инфляции, благосостояние пенсионеров в следующем году ухудшится. Кроме того, в 2016 году часть пенсионных накоплений на сумму в 342,2 млрд. рублей будет заморожена.

Еще более неутешительно выглядят остальные изменения, касающиеся социальной сферы государства. Например, финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, упав с 132,3 млрд. до 78,8 млрд. рублей. Финансирование образования уменьшится на 7,9%, составив 579,8 млрд. рублей вместо текущих 629,3 млрд. рублей.

Однако, хуже всего дела обстоят с финансированием системы здравоохранения. Согласно утвержденному бюджету, в 2016 году на эту сферу было выделено 473,7 млрд. рублей, что на 10,9% меньше, чем сейчас (531,4 млрд. рублей в 2015 году) .

Практически во всех развитых странах финансирование здравоохранения является одной из самых больших статей расходов. В США, например, на медицину тратят 1006 млрд. долларов, В РФ же выделено всего 8,4 млрд. долларов. Если пересчитать эти показатели с учетом количества населения в государствах, окажется, что на здоровье одного человека в США тратят на 54 раза больше, чем в России.

Таким образом, утвержденный на 2016 год бюджет показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП .

В том случае, если цены на нефть, вопреки ожиданиям российских экономистов, занимающих высокие должности в Правительстве, не поднимутся до отметки, установленной при проектировании бюджета, есть серьезный риск увеличения его дефицита. В этом случае Правительству придется искать новые источники его пополнения и, вероятнее всего, в их качестве выступят доходы и пособия рядовых российских граждан.

Заключение

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны- ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2012 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5 % ВВП.

Таблица 2.1 Основные параметры федерального бюджета в 2012-2016гг.

В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738,5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году. Чтобы выйти на этот объем, был мобилизован ряд дополнительных доходных источников. Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2016 год сохраняется ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 42 % наряду с ранее запланированным повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2016 году будет снижена до 36 %.

Дополнительные бюджетные доходы от такого "налогового маневра" в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство намерено получить за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышение до 90 % доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет .

Необходимо отметить значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2013, которое было обусловлено в первую очередь, ростом расходов на национальную экономику, увеличились социальные расходы и определенную роль сыграли военные расходы и, в частности, траты на перевооружение армии; безусловно, обеспечение боеспособности вооруженных сил относится к базовым функциям института государства, однако закупка техники в условиях отсутствия конкуренции в секторе ВПК неизбежно сопровождается необоснованным ростом издержек. Наблюдается увеличение расходов федерального бюджета на 586 млрд. руб. в 2015 году по отношению к 2014 году, а также увеличение расходов и в 2016г.

Весь рассматриваемый период бюджет исполняется и планируется с дефицитом. Для того чтобы детально разобрать федеральный бюджет, проанализируем основные параметры федерального бюджета и его структуру.

Рисунок 2.2 Соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов, в %.

За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2012 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 50,2 % доходов бюджета или 6453,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 49,8 % от общего объема доходов бюджета или 6402,4млрд. руб. В 2016 г. структура доходов бюджета значительно меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9млрд. руб. или 44 % от объема общих доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов российского бюджета.

Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2012-2016 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2012-2016 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Макроэкономические показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на 2016-2018 годы, значительно отличаются от показателей, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, поскольку они не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года.


Рисунок 2.3 Долевая структура налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений за 2012-2015 гг.

Базовый сценарий предполагает продолжение действия санкций со стороны США и Европейского союза в отношении России и контрсанкций со стороны России на протяжении всего прогнозного периода. Следовательно, российская экономика будет развиваться в условиях ограниченного доступа к мировому рынку капитала, сохранения оттока капитала. Среднегодовая цена на нефть марки "Юралс", положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2015 году составит 50 долларов США за баррель (против 100 долларов США за баррель в прогноз от 1 декабря 2014 года) и к 2018 году вырастет до 70 долларов США за баррель.

Несмотря на геополитическую напряженность и сравнительно низкий уровень цен на нефть, уже с 2016 года прогнозируется возобновление экономического роста (на уровне 2,3-2,4 % в год). Также возобновится рост промышленности и реальных располагаемых доходов населения, что будет способствовать повышению инвестиционной активности и потребительского спроса. Норма накопления увеличится с 16,8 % ВВП в 2015 году до 20,7 % ВВП в 2018 году, а внутренний спрос за 2016-2018 годы вырастет на 11,1 % против снижения на 9,5 % в 2015 году.

В продолжение темы:
Новый год

С давних времен известно, что грехи и поступки одного из поколений рода может отрицательно сказываться на судьбе человека. Для освобождения от плохого наследства проводится...

Новые статьи
/
Популярные