doc. Мастюкова Е.М

Научная сфера невропатология ,
детская психиатрия ,
детская психоневрология ,
коррекционная (лечебная) педагогика и дефектология

Елена Михайловна Мастюкова (1 июля , Москва - 10 февраля , Москва) - советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог; доктор медицинских наук, профессор; заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей (с 1985), заведующая сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО (1992-1997). За время её работы в НИИ дефектологии (Институте коррекционной педагогики РАО) лаборатория превратилась во Всесоюзный консультативно-диагностический центр для детей с нарушениями психофизического развития.

Биография

Родилась в семье учителей. В 1952 году окончила по специальности «Лечебное дело». [ ]

Работала врачом-терапевтом в 4-й Городской клинической больнице (Москва, 1952), в войсковой части (ГСВГ , 1953-1958). В 1960 году окончила клиническую ординатуру по невропатологии, по детской психоневрологии на базе Московской больницы им. С. П. Боткина и Психоневрологической городской клинической больницы им. Соловьёва, в 1964 - аспирантуру при по специальности «детская психоневрология». [ ]

Работала врачом-психоневрологом детской поликлиники (1964), Дома ребёнка (1964-1966). В 1966-1968 годы - ассистент кафедры детской психиатрии; в 1968-1974 - старший научный сотрудник реабилитационного отделения . [ ]

В 1974-1997 годы работала в : старший научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (1974-1980), старший научный сотрудник (1981-1985), заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей (1985-1992), заведующая сектором Консультативно-диагностического центра (1992-1997). [ ]

Преподавала на факультете дефектологии МГПИ им. В. И. Ленина ; в 1980-1981 годы заведовала кафедрой логопедии там же. [ ]

В 1997-1998 годы - главный специалист Московского городского психолого-медико-социального центра «Детство»; в 1998-2000 - методист Учебно-методического центра по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» .

Умерла 10 февраля 2004 года. Похоронена в Красногорске , кладбище «Горбрус». [ ]

Научная деятельность

В 1965 году защитила кандидатскую , в 1979 - докторскую диссертацию . Старший научный сотрудник по специальности «педиатрия » (1983).

Основные направления исследований - детская психоневрология и дефектология : двигательные, речевые и психические нарушения у детей с аномалиями нервно-психического развития, разработка методов их реабилитации. [ ]

Достижения: [ ]

  • участвовала в создании:
    • психодиагностических методик для детей с различными нарушениями развития,
    • шкал количественной оценки психомоторного развития новорождённых и грудных детей, позволяющих объективизировать общий уровень их развития и определить соотношение нарушенных и сохранных функций в его структуре.
  • разработала:
    • клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей;
    • клиническую классификацию общего недоразвития речи у детей, разграничивающую варианты неосложнённого и осложнённого общего недоразвития речи и детей с алалией ;
    • российскую научную нейропсихолого-педагогическую позицию в отношении дифференциальной диагностики и коррекции системных нарушений речи у детей.

Сделала вывод том, что речевой дефект у детей с общим недоразвитием речи выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития ; в структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа, выполнение действий по аналогии, перенос на языковом материале и т. д.). [ ]

Определила, что нарушение сроков развития речи является одним из частых симптомов нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии у детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста: при сопоставлении со здоровыми детьми у них наблюдалось более позднее появление лепета, первых слов и понимания ситуационной речи. [ ]

Разрабатывала вопросы лечения и профилактики нарушенного психического развития, а именно специфических расстройств развития речи, с учётом того, что даже при выраженных отклонениях от нормы всегда обнаруживаются сохранные параметры, составляющие функциональный резерв, который возможно использовать для разработки нейрореабилитационных мероприятий. [ ]

Избранные труды

Избранные труды

  • Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Владос, 2008. - 703 с. - (Коррекционная педагогика). - (Учебник для вузов). - 50 000 экз. - ISBN 978-5-691-01357-7
  • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М. : Медицина, 1993. - 105+7 с. - (Научно-популярная медицинская литература). - 20 000 экз. - ISBN 5-225-00434-2
  • Логопедия: основы теории и практики: [система логопедического воздействия: пособие для развивающего обучения, осуществляемого родителями, воспитателями детских учреждений и учителями]. - М.: Эксмо, 2011. - 282+1 с. - (Поэтапное коррекционное обучение: эффективная система). - 15 000 экз. - ISBN 978-5-699-48294-8
  • Жукова Н. С., Мастюкова, Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общ. недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД, 1998. - 316+1 с. - (Учимся играя). - 1 100 000 экз. - ISBN 5-89396-085-8
    • - . - Екатеринбург: Литур, 2000. - 20 см. - (Серия «Учимся играя»). - 50 000 экз. - ISBN 5-89648-041-5
    • - Екатеринбург: Литур, 2003. - 316+1 c. - (Серия «Учимся играя»). - 30 000 экз. - ISBN 5-89648-141-1
  • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: [книга для логопеда: учебное пособие]. - Екатеринбург: КнигоМир, 2011. - 316+1 с. : ил. ; 21 см. - (Книга для логопедов). - 4000 экз. - ISBN 978-5-9780-0422-9
  • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М.: Просвещение, 1973. - 222 с. - 40 000 экз.
    • Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1990. - 238+2 с. - 72 000 экз. - ISBN 5-09-001259-8
    • Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Die Überwindung der verzögerten Sprachentwicklung bei Vorschulkinderr / N. S. Shukowa, J. M. Mastjukowa, T. B. Filitschewa. - Berlin: Volk u. Gesundheit, 1978. - 348 S. - (Beiträge zum Sonderschulwesen u. zur Rehabilitationspädagogik / Hrsg. u. Prof. Dr. paed. habil. K.-P. Becker u. Prof. Dr. psed. habil. Peter Voigt ; Bd. 25).
  • Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция у детей: Науч. обзор. - М.: ВНИИМИ, 1978 (вып. дан. 1979). - 50 с. - (Медицина и здравоохранение: Обзор. информ. / ВНИИ мед. и мед.-техн. информ. Серия «Педиатрия»).
  • Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М. : Медицина, 1981. - 271 с.
  • Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособие для родителей и воспитателей. - М. : Просвещение, 1980. - 47 с. - 18 000 экз.
    • - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1993. - 52 с. - 8000 экз. - ISBN 5-09-004544-5
  • Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ран. и дошк. возраст: Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 303 с. - 30 000 экз. - ISBN 5-691-00054-3
  • Мастюкова Е. М. Особенности психического развития и нервно-психических отклонений у детей, перенесших асфиксию при рождении: Автореф. дис. … канд. мед. наук / Центр. ин-т усовершенствования врачей. Кафедра дет. психиатрии. - М., 1965. - 11 с.
  • Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 94 с. - 36 000 экз. - ISBN 5-09-004049-4
  • Мастюкова Е. М. Системогенез нервно-психической деятельности у детей с анте- и перинатальным поражением мозга: Автореф. дис. … д-ра мед. наук: (14.00.09) / Второй Моск. гос. мед. ин-т им. Н. И. Пирогова. - М., 1978. - 48 с.
  • Мастюкова Е. М. Специальная педагогика: подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии: ранний и дошкольный возраст: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений, обучающихся по специальностям: 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика, 031700 Олигофренопедагогика, 031800 Логопедия, 031900 Специальная психология, 032000 Специальная дошкольная педагогика и психология. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 319 с. - 5000 экз. : Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений по спец.: 032000 - Спец. дошк. педагогика и психология, 031500 - Тифлопедагогика, 031600 - Сурдопедагогика, 031700 - Олигофренопедагогика, 031800 - Логопедия, 031900 - Спец. психология / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. издат. центр Владос, 2004 [то есть 2003]. - 407 с. - (Учебное пособие для вузов). - 10 000 экз. - ISBN 5-691-01100-6
  • Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Умственная отсталость у детей: (Клинико-генет. и социал.-психол. аспекты). - М. : НПО «Союзмединформ», 1989. - 74 с. - (Медицина и здравоохранение: Обзор. информ. / Науч.-произв. об-ние «Союзмединформ» . Серия «Медицинская генетика и иммунология» ; Вып. 1).
  • Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития: Учеб. пособие: [В 3 вып.]. - Иркутск: ИГПИ, 1992. - Вып. 1. - 159+1 с. - 1000 экз.
  • Певзнер М. С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности: (Вариант гидроцефалии). - М. : Педагогика, 1982. - 104 с. - 10 000 экз.
  • Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М.: Медицина, 1972. - 328 с. -

Также Е. М. Мастюкова указывала, что нарушение сроков развития речи является одним из частых симптомов нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии у детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста: при сопоставлении со здоровыми детьми у них наблюдалось более позднее появление лепета, первых слов и понимания ситуационной речи.

Мастюкова Е. М. активно разрабатывала вопросы лечения и профилактики нарушенного психического развития, а именно специфических расстройств развития речи. Е. М. Мастюкова всегда выделяла важное обстоятельство, что даже при выраженных отклонениях от нормы всегда обнаруживаются сохранные параметры, составляющие функциональный резерв, который возможно использовать для разработки нейрореабилитационных мероприятий.

Елена Михайловна проявила себя и как опытный педагог: преподавала на факультете дефектологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (Все педагоги и психологи, которым посчастливилось слушать её лекции, считают себя её учениками). Под её руководством были защищены интересные кандидатские диссертации по широкому кругу проблем логопедии, специальной педагогики и психологии. Е. М. Мастюкова внесла большой вклад в развитие российской дефектологической науки, в создание коррекционной (лечебной) педагогики для детей с нарушениями психофизического развития.

Елена Михайловна известна как автор многих монографий, учебных пособий и руководств для врачей, психологов, дефектологов и педагогов, а также пособий для родителей. Результаты её научной деятельности в области речевых нарушений легли в основу написанных ею глав в учебник логопедии под редакцией Л. С. Волковой, выдержавший несколько переизданий, других учебников по логопедии, соавтором которых она являлась. Проблема обучения, воспитания и лечения детей с церебральными параличами нашла свое отражение в многочисленных изданиях, в том числе в книге «Физическое воспитание ребёнка с церебральным параличом». Проблема помощи детям-сиротам и детям, лишенным попечения родителей, освещена в книге «Предупреждение и коррекция нарушений психического развития при семейном алкоголизме». Проблема особых форм отклонений в развитии, связанных с генетическими факторами, нашла отражение в книгах: «Они ждут нашей помощи», «Ребенок с отклонениями в развитии», учебном пособии «Основы генетики».

Елена Михайловна как специалист по раннему и дошкольному детскому возрасту, одна из первых обратила внимание на необходимость ранней помощи семье, воспитывающей «особого» ребёнка. У неё имеется ряд методических разработок, представляющих систему ранней комплексной диагностики и клинико-психолого-педагогической помощи детям младенческого, раннего и дошкольного возраста. Обобщением её многолетней консультативно-диагностической и лечебной деятельности в тесном контакте с логопедами и другими специалистами в области специальной педагогики и психологии является книга «Лечебная педагогика».

Библиография

  • Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (1972, соавтор)
  • Преодоление задержки речевого развития у дошкольников (1973, соавтор)
  • Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни (1981, соавтор)
  • Нарушение речи у детей с церебральным параличом (1985, соавтор)
  • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (1989, соавтор)
  • Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» (1989, соавтор)
  • Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (1990, соавтор)
  • Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1990, соавтор)
  • Педагогика здоровья (1990, соавтор)
  • Физическое воспитание детей с церебральным параличом (1991)
  • Они ждут нашей помощи (1991, соавтор)
  • Дети с нарушением умственного развития: учебное пособие (1992, соавтор)
  • Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция (1992)
  • Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии (1997)
  • Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1998, соавтор)
  • Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии (2001, соавтор)
  • Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (2003, соавтор)
  • Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст (2003)
  • Справочник по психологии и психиатрии (2004, соавтор)
  • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (2006, соавтор)
  • Логопедия. Основы теории и практики (2011, соавтор)
  • Преодоление общего недоразвития речи у детей (2011, соавтор)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)
Елена Михайловна Мастюкова
Дата рождения:
Дата смерти:
Страна:
Научная сфера:
Место работы:

С 1974 г.- ст. научный сотрудник НИИ Дефектологии АПН СССР

С 1985 г. зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР

С 1992 по 1997 г. - зав.сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО.

Учёная степень:

доктор медицинских наук

Альма-матер :

1 Московский Медицинский Институт им. И.М. Сеченова

Известна как:

специалист в области детской психоневрологии и дефектологии

Елена Михайловна Мастюкова (1 июля , Москва - 10 февраля , Москва) – советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей , г. Москвы (с 1985 г.), зававедующая сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО, г. Москвы (с 1992 по 1997 гг.). За время её работы в НИИ дефектологии (Институте коррекционной педагогики РАО) лаборатория превратилась во Всесоюзный консультативно-диагностический центр для детей с нарушениями психофизического развития.

Биография

Елена Михайловна Мастюкова родилась 1 июня 1928 года в семье учителей в Москве. Окончила . Умерла 10 февраля 2004 года. Похоронена в Красногорске, кладбище "Горбрус".

Образование и учёные степени

Трудовая деятельность

1952 - 4 Городская клиническая больница (Москва), врач-терапевт.

1953 - 1958 - врач-терапевт в/ч в ГДР.

1959 - 1960 - Московская больница им. С.П.Боткина, ординатура по невропатологии.

1960 - Психоневрологическая городская клиническая больница им.Соловьёва - клинический ординатор по детской психоневрологи.

1964 - детская поликлиника - врач психоневролог.

1964 - 1966 - Дом ребёнка - врач психоневролог.

1966 - 1968 - ассистент кафедры детской психиатрии

1968 - 1974 - ЦНИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского - старший научный сотрудник реабилитационного отделения.

1974 - 1980 - НИИ дефектологии АПН СССР - ст. научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1980 - 1981 - Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина - зав. кафедрой логопедии.

1981 - 1985 - НИИ дефектологии АПН СССР - ст. научный сотрудник.

1985 - 1992 - НИИ дефектологии АПН СССР - зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей.

1992 - 1997 - Консультативно-диагностический центр Института коррекционной педагогики РАО - зав. сектором.

1997 - 1998 - Московский городской психолого-медико- социальный центр "Детство" - главный специалист.

1998 - 2000 - Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" - методист.

Вклад в науку

Учёный в области детской психоневрологии и дефектологии , известный не только в России, но и за рубежом, Елена Михайловна занималась исследованиями двигательных, речевых и психических нарушений у детей с аномалиями нервно-психического развития и разработкой методов их реабилитации.

Она участвовала в создании психодиагностических методик для детей с различными нарушениями развития, а также шкал количественной оценки психомоторного развития новорождённых и грудных детей, позволяющих объективизировать общий уровень их развития и определить соотношение нарушенных и сохранных функций в его структуре.

Мастюкова Е. М. разработала клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей. Является автором соответствующей клинической классификации, разграничивающей варианты неосложненного, осложненного общего недоразвития речи и детей с алалией . Была основателем российской научной нейропсихолого-педагогической позиции в отношении дифференциальной диагностики и коррекции системных нарушений речи у детей. Анализируя особенности детей с ОНР, Е. М. Мастюкова приходит к выводу, что их речевой дефект выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития (ЗПР). В структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа, выполнение действий по аналогии, перенос на языковом материале и т.д.)

Также Е. М. Мастюкова указывала, что нарушение сроков развития речи является одним из частых симптомов нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии у детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста: при сопоставлении со здоровыми детьми у них наблюдалось более позднее появление лепета, первых слов и понимания ситуационной речи.

Мастюкова Е. М. активно разрабатывала вопросы лечения и профилактики нарушенного психического развития, а именно специфических расстройств развития речи. Е. М. Мастюкова всегда выделяла важное обстоятельство, что даже при выраженных отклонениях от нормы всегда обнаруживаются сохранные параметры, составляющие функциональный резерв, который возможно использовать для разработки нейрореабилитационных мероприятий.

Елена Михайловна проявила себя и как опытный педагог: преподавала на факультете дефектологии (Все педагоги и психологи, которым посчастливилось слушать её лекции, считают себя её учениками). Под её руководством были защищены интересные кандидатские диссертации по широкому кругу проблем логопедии, специальной педагогики и психологии. Е. М. Мастюкова внесла большой вклад в развитие российской дефектологической науки, в создание коррекционной (лечебной) педагогики для детей с нарушениями психофизического развития.

Елена Михайловна известна как автор многих монографий, учебных пособий и руководств для врачей, психологов, дефектологов и педагогов, а также пособий для родителей. Результаты её научной деятельности в области речевых нарушений легли в основу написанных ею глав в учебник логопедии под редакцией Л. С. Волковой, выдержавший несколько переизданий, других учебников по логопедии, соавтором которых она являлась. Проблема обучения, воспитания и лечения детей с церебральными параличами нашла свое отражение в многочисленных изданиях, в том числе в книге «Физическое воспитание ребёнка с церебральным параличом». Проблема помощи детям-сиротам и детям, лишенным попечения родителей, освещена в книге «Предупреждение и коррекция нарушений психического развития при семейном алкоголизме». Проблема особых форм отклонений в развитии, связанных с генетическими факторами, нашла отражение в книгах: «Они ждут нашей помощи», «Ребенок с отклонениями в развитии», учебном пособии «Основы генетики».

Елена Михайловна как специалист по раннему и дошкольному детскому возрасту, одна из первых обратила внимание на необходимость ранней помощи семье, воспитывающей «особого» ребёнка. У неё имеется ряд методических разработок, представляющих систему ранней комплексной диагностики и клинико-психолого-педагогической помощи детям младенческого, раннего и дошкольного возраста. Обобщением её многолетней консультативно-диагностической и лечебной деятельности в тесном контакте с логопедами и другими специалистами в области специальной педагогики и психологии является книга «Лечебная педагогика».

Работы

  • Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (1972, соавтор)
  • Преодоление задержки речевого развития у дошкольников (1973, соавтор)
  • Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни (1981, соавтор)
  • Нарушение речи у детей с церебральным параличом (1985, соавтор)
  • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (1989, соавтор)
  • Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» (1989, соавтор)
  • Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (1990, соавтор)
  • Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1990, соавтор)
  • Педагогика здоровья (1990, соавтор)
  • Физическое воспитание детей с церебральным параличом (1991)
  • Они ждут нашей помощи (1991, соавтор)
  • Дети с нарушением умственного развития: учебное пособие (1992, соавтор)
  • Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция (1992)
  • Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии (1997)
  • Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1998, соавтор)
  • Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии (2001, соавтор)
  • Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (2003, соавтор)
  • Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст (2003)
  • Справочник по психологии и психиатрии (2004, соавтор)
  • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (2006, соавтор)
  • Логопедия. Основы теории и практики (2011, соавтор)
  • Преодоление общего недоразвития речи у детей (2011, соавтор)

Напишите отзыв о статье "Мастюкова, Елена Михайловна"

Примечания

Ссылки

Книги, написанные Е. М. Мастюковой, и сегодня сохраняют свою актуальность. Многие из её работ доступны к изучению онлайн:

  • - www.al24.ru/pdf_kniga_14012.html
  • "Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии", Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. - www.padabum.net/d.php?id=65389
  • "Психодиагностический комплекс методик для определения уровня", Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. - www.read.in.ua/book241289/
  • "Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей", Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. - www.kidsunity.org/book_dzp/
  • "Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция". Мастюкова Е.М.
  • "Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни", Журба Л.Т., Мастюкова Е.М.
  • "Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии", Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.
  • "Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей", Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я
  • "Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. возраст". Мастюкова Е. М. - М.: Просвещение, 1991.- 159 с.- ISBN 5-09-003456-7
  • "Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии". Мастюкова Е.М.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997,- 304 с.
  • "Нарушение речи у детей с церебральным параличом". Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В.
  • "Воспитание детей с церебральным параличом в семье". Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М.

Отрывок, характеризующий Мастюкова, Елена Михайловна

Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С"est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n"est ni trahison, ni lachete, ni betise; c"est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c"est… c"est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина. Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.

В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l"or de l"Angleterre a transportee, des extremites de l"univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l"armee d"Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.


Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни

Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.

На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени.

Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.

Нарушение речи у детей с церебральным параличом

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей

Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза.

Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Психодиагностический комплекс методик

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.

Ребенок с отклонениями в развитии

Ранняя диагностика и коррекция.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.

Елена Михайловна Мастюкова (1 июля 1928, Москва - 10 февраля 2004, Москва) - советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, г. Москвы (с 1985 г.), зававедующая сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО, г. Москвы (с 1992 по 1997 гг.). За время её работы в НИИ дефектологии (Институте коррекционной педагогики РАО) лаборатория превратилась во Всесоюзный консультативно-диагностический центр для детей с нарушениями психофизического развития.

Биография

Елена Михайловна Мастюкова родилась 1 июня 1928 года в семье учителей в Москве. Окончила Первый Московский Медицинский Институт. Умерла 10 февраля 2004 года. Похоронена в Красногорске, кладбище «Горбрус».

Образование и учёные степени

В 1952 году оканчивает Первый Московский Медицинский Институт ордена Ленина по специальности «Лечебное дело». С 1961 по 1964 год Елена Михайловна училась в аспирантуре при Центральном институте усовершенствования врачей по специальности детская психоневрология. Затем защитила кандидатскую диссертацию. В 1979 г. ей присуждена учёная степень доктора медицинских наук.

Мастюкова работала в должности старшего научного сотрудника с 1968 года. В 1983 г. Елене Михайловне присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности педиатрия.

Трудовая деятельность

1952 - 4 Городская клиническая больница (Москва), врач-терапевт.

1953-1958 - врач-терапевт в/ч в ГДР.

1959-1960 - Московская больница им. С. П. Боткина, ординатура по невропатологии.

1960 - Психоневрологическая городская клиническая больница им. Соловьёва - клинический ординатор по детской психоневрологи.

1964 - детская поликлиника - врач психоневролог.

1964-1966 - Дом ребёнка - врач психоневролог.

1966-1968 - ассистент кафедры детской психиатрии

1968-1974 - ЦНИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербского - старший научный сотрудник реабилитационного отделения.

1974-1980 - НИИ дефектологии АПН СССР - ст. научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1980-1981 - Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина - зав. кафедрой логопедии.

1981-1985 - НИИ дефектологии АПН СССР - ст. научный сотрудник.

1985-1992 - НИИ дефектологии АПН СССР - зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей.

1992-1997 - Консультативно-диагностический центр Института коррекционной педагогики РАО - зав. сектором.

1997-1998 - Московский городской психолого-медико- социальный центр «Детство» - главный специалист.

1998-2000 - Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» - методист.

Вклад в науку

Учёный в области детской психоневрологии и дефектологии, известный не только в России, но и за рубежом, Елена Михайловна занималась исследованиями двигательных, речевых и психических нарушений у детей с аномалиями нервно-психического развития и разработкой методов их реабилитации.

Она участвовала в создании психодиагностических методик для детей с различными нарушениями развития, а также шкал количественной оценки психомоторного развития новорождённых и грудных детей, позволяющих объективизировать общий уровень их развития и определить соотношение нарушенных и сохранных функций в его структуре.

Мастюкова Е. М. разработала клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей. Является автором соответствующей клинической классификации, разграничивающей варианты неосложненного, осложненного общего недоразвития речи и детей с алалией. Была основателем российской научной нейропсихолого-педагогической позиции в отношении дифференциальной диагностики и коррекции системных нарушений речи у детей. Анализируя особенности детей с ОНР, Е. М. Мастюкова приходит к выводу, что их речевой дефект выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития (ЗПР). В структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа, выполнение действий по аналогии, перенос на языковом материале и т. д.)

В продолжение темы:
Шитье

Когда вы готовите борщ, щи или овощное рагу, капуста пекинская с успехом может заменить свою обычную родственницу. Продолговатые кочаны можно встретить на прилавках круглый...