Как давид убил голиафа. Библия онлайн

Библейские предания наверняка читали не только люди, относящиеся к христианской религии, и про события Ветхого Завета и Нового Завета в курсе множество атеистов, в том числе людей, связавших свою профессиональную деятельность с историей древнего мира, который, как и вовсе известно всем без исключения, полнился разнообразными религиями, среди которых было множество дикарских языческих верований, движимые которыми, жрецы совершали многократные жертвоприношения, объектами которых были далеко не всегда животные. О диких временах, в которые человеческая жестокость в сфере религии и в судебной сфере, а также в многолетних войнах, и, конечно же, в унизительном рабстве, превышала допустимые пределы и даже самое больное воображение; как ни странно, в современном цивилизованном мире многим ценителям кино по нраву смотреть порой весьма натуралистичные постановки. Здесь уже дело вкуса: консерваторы и ранимые люди, не приемлющие малейшие проявления насилия на экране, предпочитают по старинке смотреть советское историческое кино, в котором стояло строгое табу на кровь, сцены секса и ненорматив; современные же горячие парни, наслаждающиеся возможностями «десятых», ловят кайф от кровавых, зрелищных и головокружительно-захватывающих постановок типа сериала «Спартак: Кровь и песок»; есть и «всеядные» зрители, которым по нраву как максимально приличные пеплумы, так и отличающиеся рейтингом 18+. Другое дело — подлинность кинокартины или телефильма, что является больной темой для зрителя, дотошного до исторической достоверности или совпадения с литературным первоисточником на экране. Последнее зачастую грешило откровенной ложью особенно в голливудском кино, но на этот раз речь пойдёт не об американском фильме, а об итальянской постановке 1960 года, сюжет которой, как ясно по названию ленты, берёт свою основу из Ветхого Завета . Неизвестно, самостоятельно ли итальянцам удалось добиться уровня, совершенно не уступающего высочайшей планке, заданной американцами в плане зрелищности, или же с помощью, собственно, тех, кто эту планку установил; но рейтинги «Давида и Голиафа» неутешительные, как на российском Кинопоиске, так и на американском IMDB, что говорит о том, что критикам, очевидно, удалось найти множество причин осудить данный библейский эпос , каким бы он ни был зрелищным и захватывающим. Понять такую позицию можно, ведь литературный первоисточник является священным, как для представителей христианской религии, так и для иудеев , но, оценивая трезво, стоит признать, что ради такого размаха стоило переиначить пару эпизодов из Библии, поскольку изменения её событий не слишком «богохульного» масштаба, и исторический боевик с элементами фэнтэзи у итальянцев получился именно таким кино, которым эта нация имеет право гордиться. И это несмотря на то, что едкая фраза Голиафа, обращённая к Давиду, на страницах Ветхого Завета, процитированная мной в названии рецензии, не была произнесена в самом фильме.

Действие разворачивается во времена активной военной деятельности филистимлянского народа , который грозил захватить много земель и уже покорил себе несколько соседей, и следующей жертвой должен стать Израиль. Обе стороны ошибочно предполагают, что исход битвы решит то, у кого будет находиться артефакт, именуемый как Священный Ковчег. Тем временем в Израиле мирно живёт сильный и ловкий юноша Давид, он счастлив с любимой девушкой, которая боится попасть в плен к филистимлянам. Давид обещает ей, что не допустит этого. Царь Израиля Саул, известный как деспот, некогда назначенный самим Богом на место правителя этого государства в наказание евреям за непослушание, выслушивает предсказания пророка Самуила об исходе битвы. А в стане противника планируется максимально верное нападение на евреев, и королю могучего государства-завоевателя сообщают, что втайне от него в отдалённых местах был выращен невероятно мощный воин Голиаф, способный одолеть кого угодно. Король требует к себе Голиафа. Тот, кто назвался другом этого воина, оказывается его слугой, который лебезит перед гигантом так же, как перед самим королём. Голиаф демонстрирует перед королём свою недюжинную силу, что вызывает восторг у всех присутствующих. Тем временем девушку Давида убивает молнией. Пророк Самуил предсказывает Давиду, что его ждёт царствование в Израиле, после того, как он принесёт стране победу. Но пока Давид должен уйти из отчего дома и найти себе новый дом, который тот найдёт после трёх дней и трёх ночей пути. Он приходит в Иерусалим, где видит всю жестокость порядков, обычаев и законов столицы Израиля , несколько раз защищает справедливость, после чего прямо на крыльце дворца Саула взывает к народу, призывая его к добру, заявляя, что ими овладело зло в лице самого Саула, что слышит сам царь, но он не приказывает казнить или арестовать Давида, а, напротив, беседует с ним и принимает в своих владениях, против чего были придворные, знающие, что Давид из семьи пастуха. Что ждёт Давида, помимо новой любви, которая заменит ему ту, что погибла на его глазах? Каким образом сбудется предсказание пророка Самуила, и какая судьба грядёт на Израиль, многие города которого уже капитулировали перед филистимлянами? Ответы вы уже знаете, если читали Библию.

Глядя на богатый визуал фильма, в который входят не только красивые пейзажи, но и дорогой декор, и даже весьма зрелищный экшн (ради которого авторы пошли на прямое изменение событий Библии — какое именно, оговаривать не буду, чтобы не писать спойлеров), ну и, собственно, видя эту прямую ложь в предфинальной сцене, допущенную исключительно ради того, чтоб порадовать эпичной битвой; можно смело предположить, что, хоть на Кинопоиске на странице «Давида и Голиафа» и указана только Италия, как страна, снявшая фильм; снимать этот пеплум итальянцам точно помогали американцы — их приёмы нам известны, и они здесь во всей красе, да и, вряд ли могла Италия себе такую визуальную роскошь в сфере кино позволить в те годы. Я, конечно, не из тех, кто, мягко говоря, «вожделеет» на экшн и дорогие декорации и забывает о более важных составляющих; но, глядя на титанический труд кинематографистов 1960 года, на то, как выглядит проделанная колоссальная работа всей съёмочной команды, в том числе, сценаристов, ваявших сюжет не «от балды», а стараясь сделать его максимально динамичным и насыщенным интересными событиями; я понимал, что все изменения реальных фактов и событий Библии мне придётся фильму простить и оценить этот труд по достоинству. Отличнейшее кино, мой поклон итальянцам 60-х за показанный уровень.

Два войска сошлись у безымянной долины, посреди которой рос единственный дуб.
Но никто не решался начать первым.
Воины, расположившись на противоположных скатах гор, покрикивали друг на друга, матерились, бряцали оружием, но дальше этого дело не шло.


«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его. И древко копья его, как навой у ткачей» (1.Цар.17.4-7)


Голиаф был велик и могуч, как дубовый шкаф старой работы. На нём были медные доспехи весом в сорок килограммов. Его можно было выгодно продать вместе с доспехами в сборный двор, где скупают цветные металлы.
Этот сверкающий на солнце медный истукан хвастливо прохаживался перед строем филистимлян и одним своим дурацким видом оскорблял достоинство евреев, задевая их национальную гордость. Он громко вызывал на поединок любого израильтянина, который был бы готов отдать Богу душу. Но таких почему-то не находилось.

«И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоём. И услышал Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались, и ужаснулись» (1.Цар.17.10-11)


Видите, сколько страху нагнал Голиаф на израильтян, звеня блестящей медной кольчугой и пуская в стан противника солнечные зайчики.

И тут Библия, как ни в чём ни бывало, заново знакомит нас с Давидом, позабыв, что уже представляла его нам. Рассказывает, что Давид был сыном Иессея, у которого было восемь сыновей. Хотя мы уже убедились, что их было семеро.


Трое старших братьев Давида находились в ополчении. Иессей послал им подкрепление: хлеба и сушеные зёрна. И десять сыров в дар их полковнику. Чтобы присматривал за его парнями и не сильно выталкивал их вперёд.

Разыскав братьев, Давид вежливо справился об их здоровье.

- «Какое там здоровье , - хмуро отвечал один из них. – Посмотри на это филистимское чудище, которое поносит нас матерными словами. Чувствуем, что приходит наш конец».


В народе распространился слух, что тому смельчаку, который выступит против Голиафа и победит его, царь отдаст в жёны свою дочь и половину царства. Заинтригованный Давид начал усиленно расспрашивать ополченцев, правда ли это.

«И услышал Элиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и сказал: я знаю высокомерие твоё и дурное сердце твоё; ты пришёл посмотреть на сражение» (1.Цар.17.28)


Элиав отлично знал своего младшего братишку, которого возбуждал запах человеческой крови.
В дальнейшем мы не раз убедимся, что сердце будущего царя действительно было злым и жестоким, а в голове рождались нечестивые замыслы.

В ответ на слова брата Давид только пожал плечами. И улыбаясь, отвечал: «Это всего лишь слова. Говорить никому не воспрещается» . Но, отойдя подальше, продолжал расспрашивать солдат, тонко намекая, что от царевны и половины царства не отказался бы.

Эти речи донесли до ушей Саула, и царь призвал Давида. И спросил:

Как ты, юноша, сможешь справиться с этим зрелым, закалённым в боях мужем, с этим великанистым великаном?

Умудрённый Саул улыбнулся этой похвальбе, но у него не было выбора. Других добровольцев не нашлось.


Тут предоставим слово Библии. Подвиг Давида описан в ней так живо и красочно, что был бы грех пересказывать это своими корявыми словами.

«И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды, и начал ходить; ибо не привык к такому вооружению. Потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом; я не привык; и снял Давид всё это с себя.

И взял посох свой в руку свою, и выбрал пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним. И с сумкою и с пращёю в руке своей выступил против Филистимлянина.

И взглянул Филистимлянин; и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идёшь на меня с палкою? Разве я собака? Подойди ко мне, и я отдам твоё тело птицам небесным и зверям полевым.

А Давид отвечал Филистимлянину: ты идёшь против меня с копьём, мечом и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя. И сниму с тебя голову твою.

Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсёк им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали»».(1 Цар.17.38-51)



Хочу обратить Ваше внимание на тот удивительный факт, что Саул не узнал Давида, который был у него некоторое время певцом и оруженосцем. Это служит ясным доказательством того, что в «Первой Книге Царств» («Первая Самуила») собрано и довольно неумело скомпановано несколько легенд о царе Давиде.

"Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир! Чей сын этот юноша? Авенир сказал: я не знаю.
Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привёл к Саулу. И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема” (1 Цар.17.55-58)


Слух о великом подвиге Давида быстро распространился по всему государству, обрастая всё новыми и новыми подробностями. Молодой пастух мгновенно стал национальным героем…

И здесь пришла пора высказать очередную крамольную мысль: подвиг юного Давида непомерно раздут!
Говоря начистоту, это вовсе не был никакой подвиг . Потому что, совершая подвиг, человек сознательно идёт на верную смерть.

Когда воин бросается на амбразуру дзота, он совершает подвиг. Известно более тридцати случаев, когда солдаты закрывали грудью фашистский дзот, спасая жизни своих товарищей и позволяя им захватить стратегическую высоту. Кстати, к вашему сведению, среди этих тридцати героев, совершивших подвиги во славу Родины, были три еврея.
Некоторые из тридцати бойцов всё же остались живы. Но это не умаляет их заслуг - они шли на верную смерть.

Поступок Давида нельзя назвать и героическим поступком . Потому что, совершая героический поступок, человек рискует жизнью.
Тот, кто бросается в горящий дом, чтобы спасти ребёнка, тот, кто идёт с гранатой на танк, тот, кто в одиночку врывается в бандитское логово, - совершают героический поступок.

Поступок Давида нельзя назвать и смелым поступком . Потому что, совершая смелый поступок, человек рискует своим здоровьем, рискует быть раненым, изувеченным, рискует заразиться опасной болезнью.
Войти безоружным в клетку со львом, схватиться в единоборстве с заведомо более сильным противником, остановить коня на скаку, лечить больного тифом вне больничных условий, - всё это смелые поступки.

Поступок Давида был просто поступком. Пусть даже с большой буквы «П» .
Утверждая это, автор вовсе не желает умалить достоинств Давида. Автор (тоже, кстати, Давид) очень уважает людей Поступка, людей дела, а не слова. Тех, которые что-то делают, а не говорят, что могли бы сделать ещё лучше. Написав эту книгу, автор без ложной скромности считает, что совершил Поступок.

Ловкий, сильный, меткий бросок Давида был Поступком без всяких высококачественных определений.

Но белокурый юноша не шёл на верную смерть, не подвергал никакой опасности ни жизнь свою, ни своё здоровье. Он рисковал не более, чем рискует метатель молота на спортивных соревнованиях.

Могучий Голиаф, с его трёхпудовыми латами, не представлял для Давида абсолютно никакой опасности.
Посудите сами: опасен ли носорог для кролика? Опасен ли удав для муравья? Огромный слон панически боится маленькой мышки. Она его может укусить, а он её – нет. Он даже растоптать её не может. Пока подымет и опустит ногу, мышка прогуляется под ней десять раз туда - сюда.

Давид не зря отказался от доспехов и от меча. Они бы только сковывали его движения.

Это был неравный поединок .

Огромное преимущество было на стороне Давида. Он был лёгок и ловок, быстро перемещался по полю, мог увернуться от удара. Но он даже не вошел в контакт с Голиафом, он был недосягаем для богатырского меча. Голиаф не только не имел возможности рассечь его, но не мог даже ущипнуть такого противного противника. Если бы Голиаф погнался за Давидом, поединок кончился бы для него ещё позорнее, - он умер бы от разрыва сердца.

В книге Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» есть забавный эпизод. Молодой парнишка янки, волею судьбы заброшенный в средневековую Англию, вызван на поединок одним из грозных рыцарей короля Артура. Как и Давид, он отказывается от лат, копья и тяжёлого забронированного коня. Сидя верхом на осле, вооруженный обычной метлой, он легко расправляется с рыцарем, неповоротливым и тяжеловесным.

Так совершил ли тот янки подвиг?

Неужели я вас ещё не убедил? Ну, знаете! Вы неубедимы и непобедимы, как медный истукан Голиаф!
Придётся применить последнее средство убеждения, больше их у меня для Вас нет.

Попробуйте представить себе поединок на звание чемпиона мира между … чемпионом Японии в борьбе «сумо» и сопливым пацаном, чемпионом одесской Молдаванки по стрельбе из рогатки.

А теперь спрошу я Вас: как Вы думаете, кто у кого первым запросит пощады? Могу поставить десять против одного, что это не будет мой маленький земляк!

В первые послевоенные годы, годы моего голодного детства, мы играли в войну выстроганными из дерева ружьями, саблями и пистолетами. Но самым лучшим оружием была примитивная рогатка.

Тому, кто не знает, что это такое, объясняю: это небольшая веточка в форме буквы «Y». К двум ушкам этого ипсилона привязывалась резинка с укреплённым на ней кусочком кожи. Внутрь кожицы вставлялся голыш, резинка натягивалась и - трах! дзинь! – стекла в окне вредной соседки как не бывало.

С рогатками выходили двор на двор, улица на улицу. Выбитый глаз не был редкостью. Камень, выпущенный из рогатки, мог и убить, если бы случайно попал в висок. Некоторые снайперы добивались неплохих результатов: с двадцати шагов попадали в дикого голубя или даже в воробья. Тогда не было обществ защиты животных, людей не было кому защищать.

Древнееврейские мальчишки, как и мальчишки других народов, тоже играли в войну. На вооружении были деревянные мечи, копья, щиты. Но рогаток, к сожалению, не было. Потому что не было ни резины, ни стеклянных окон.
Но самым действенным оружием была праща.

Праща – это сыромятный ремень, концы которого складывались, образуя петлю. Пращник вкладывал в петлю гладкий камень и быстро раскручивал ремень над головой. В нужный момент следовало отпустить один конец пращи, с таким расчетом, чтобы камень летел как можно точнее по направлению к цели. Целью мог служить какой-то суслик, ворона, а лучше всего – голова мальчишки из соседнего, враждебного племени, или девчонки из соседнего шатра.

Ребята с раннего детства соревновались между собой, чей бросок будет более метким. И постоянными упражнениями достигали впечатляющих результатов.

Были среди них и выдающиеся метатели, вроде нынешних чемпионов по гольфу. Лучшие снайперы, достигнув совершеннолетия, пополняли собой отборные роты пращников. Потому что праща была боевым оружием.
Так что меткие стрелки не были такой уж редкостью. Вот что пишет Библия о войске вениамитян: «Из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все они, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Суд. 20. 16).
Видите - попадали с большого расстояния в волос! В один волос. А у Голиафа этих волос была целая копна.

Но отбросив шутки, как камни из пращи, следует заявить вполне серьёзно: сильный, меткий бросок Давида решил ход сражения. В этом, конечно, заслуга юного пастуха несомненна. Он сохранил множество жизней, обеспечил израильтянам лёгкую победу над грозным и многочисленным противником. И, конечно же, заслуживал того, чтобы его носили на руках. Народная молва придала этому удачному броску героическую окраску, расценила его, как чудо, счастливое предзнаменование. Несомненно, считал простой народ, что руку Давида направляет сам Господь. На этого парня сошёл Дух Божий. Он – избранник Бога!

Но бросок Давида не был чудом. Возможно даже, что он сделал несколько бросков, пока не попал в Голиафа. Ведь в Библии сказано, что он подобрал несколько камней.

Теперь подведём итог.

Давид не совершил подвиг и не был, к сожалению, героем. Он был сильным, метким, ловким парнем, довольно умным, самоуверенным и смекалистым. Он сумел оказаться в нужный момент в нужном месте. И выиграл джек-пот в лотерее, именуемой Жизнь.

То, что он не был героем, подтверждает и его дальнейшая жизнь, подробно описанная в Библии.
Давид никогда не встречал опасность лицом к лицу, всегда был на стороне сильных против слабых, и очень любил таскать каштаны из огня чужими руками.

И последнее, самое важное замечание.

Легенда о поединке Давида с Голиафом настолько красива, что не может быть правдой! Скорее всего, эта славная победа приписана ему придворными льстецами.

При внимательном чтении «Первой Книги Царств» становится ясным, что эта книга (как и некоторые другие) является собранием легенд об одном герое, записанных со слов нескольких сказителей.

Одна легенда гласит , что Давида выбрал Самуил для замены неугодного ему Саула.
В другой легенде Давид попадает в дом Саула по протекции, как хороший мастер игры на гуслях. Хотя немножко непонятно, каким путём в руки Давида попал русский национальный музыкальный инструмент?
Согласно третьему сказанию , Давид, подобно Иосифу Прекрасному, стал любимцем царя и его оруженосцем.

Но, заняв такое видное положение при дворе, Давид, волей четвёртого сказителя , снова переносится в дом своего отца, где продолжает пасти овец. Библия во второй раз знакомит нас со своим любимцем. Пастушок Давид приносит своим старшим братьям хлебы. И пока они обедают, шутя расправляется с Голиафом, богатырём из Гефа.

Саул, почему-то не узнаёт ни своего гусляра, ни своего оруженосца. Он спрашивает военачальника: «Кто этот парень и кто его отец?» . Но ведь он же сам совсем недавно посылал гонца к Иессею, прося его согласия на то, чтобы Давид и дальше услаждал его душу и охранял тело. Это показывает, как цари неблагодарны и склеротичны.

Мало того, что разные сказители рассказывали свои сказки по-разному, но и чередовались писцы. Один писец ленился читать то, что до него записал другой.
Третий писец, не мудрствуя лукаво, вёл запись исторических событий, войн, сражений, слово в слово, как слышал об этом из уст участников событий, воинов и военачальников. И записал так:

«Было и другое сражение в Гобе; тогда убил Елханан, сын Ягаре - Оргима Вифлеемского, Голиафа Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей» (2.Цар.21.19).


Спустя годы, а может быть, столетия, четвёртый писец, разбирая архивы, натыкается на это коротенькое сообщение. И, обладая буйной фантазией, желая угодить одному из потомков царя Давида, начинает по-своему интерпретировать его. И пишет:

«И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа. Медный шлем на голове его. Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его. И древко копья его, как навой у ткачей» (1 Цар.17.4-7)


Так этот дееписатель, отталкиваясь от, возможно, реального события, создаёт свою легенду.

Как видите, речь идёт всё о том же Голиафе из Гефа, человеке богатырского телосложения. И даже копьё у него то же самое. Но, по новой версии, он уже единоборец, и убит не в сражении, а в поединке, что гораздо более впечатляет.

Убивает его не какой - то там рядовой Елханан, а легендарный царь Давид. Кстати, эти два героя родом из одного и того же города – Вифлеема. Возможно даже, что они были друзьями и соревновались в метании из пращи. Давид не только убивает Голиафа, он приводит в ужас и обращает в бегство всё войско филистимлян. Так создаются мифы о героях.

Нас всё время уверяют, что всё, написанное в Библии, - святая правда. Слово в слова, буква в букву! Поэтому остается предположить, что Голиаф, обезглавленный Давидом, всё же подобрал свою голову, пришурупил её на место, и с новыми силами кинулся в новый бой. Всё с тем же копьём, переделанным из ткацкого навоя.

Но, спрошу я Вас, что это за богатырь, если позволяет убить себя дважды подряд?

Так кто же в действительности убил Голиафа?

Что это за Елханан такой, который внезапно свалился на нашу голову, чтобы подорвать героическую репутацию царя Давида? С этим именем мы раньше как будто не встречались. Попробуем поискать внимательней.

Ах, вот где ты спрятался, голубчик!

Совершенно случайно обнаружил я имя Елханана среди пятидесяти имён героев войны. (2 Цар.23.24) Правда, здесь его отцом назван не Ягаре-Оргим, а Додо. Что поделать, многие библейские герои имеют ту особенность, что родились сразу от двух отцов.

А в остальном, всё сходится. Это всё тот же Елханан из Вифлеема.

Надеюсь, Вы понимаете, что подвиг, который совершил царь, не могли приписать простому воину? Дело было как раз чуть-чуть наоборот. Тем более, что сражение, о котором идёт речь, произошло тогда, когда Давид уже был в преклонном возрасте. А когда Давид был юношей, Голиаф ещё не родился. Но уже был обезглавлен.

Такова библейская «Правда».

Найдис Давид

Новак Евгения

Давид и Голиаф

Краткое содержание мифа

Микеланджело
Статуя Давида. 1501-1504
Академия изящных искусств
Флоренция

Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.

Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи.

Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета - это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.

В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.

Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.

Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.

Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.

Царь Саул рассмеялся и ответил:

Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.

Давид ответил:

Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.

Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:

Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.

Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:

Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.

Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.

Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:

Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!

Давид ответил:

Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера - а ее сила непобедима.

С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.

Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.

Образы и символы мифа

Караваджо. Давид с головой Голиафа
1606-1607. Галерея Боргезе, Рим

Давид - это один из самых ярких образов во всем Ветхом Завете. Он воплощает в себе образ храброго и уверенного в своих силах война. Давид является образом идеального властителя. Согласно еврейскому преданию, из рода Давида выйдет Мессия. Со временем образ Давида приобретает черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» (Иерусалим) как место будущего избавления народа. В духе богословского толкования ветхозаветных персонажей Давид оказывается «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса.

Безусловно, образ Давида сопровождается символами, среди которых - праща и камни . Они символизируют веру в Господа Бога, благодаря которой Давид одолел гиганта. Также символом в этом библейском сюжете является отрубленная голова Голиафа, которая воплощает в себе победу добра над злом.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544
Собор Санта-Мария дела Салюте, Венеция

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе (13 в). К образу Давида обращались крупнейшие мастера скульптуры (Донателло, Бернини, Микеланджело), а также великие живописцы (Тициан, А. Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и др.). В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:

Певец-Давид был ростом мал,

Но повалил же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

В числе произведений 20 века - драма А. Пауля "Давид и Голиаф" и роман французского писателя Жеральда Мессадье «Царь Давид».

Среди композиторов, обращавшихся к истории Давида в 15-17 веках, - Жоскен де Пре, Г. Шюц. В числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье "Давид и Ионафан", А. Кальдара "Кающийся Давид ", Н. Порпоры "Давид и Вирсавия", П. А. Гульельми "Триумф Давида ", оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Визе "Давид ". Наиболее значительные из произведений 20 века - симфоническая поэма Й. Вагенара "Саул и Давид ", оратория А. Онеггера "Давид ", симфония М. Авидома "Давид ", оперы Л. Кортезе "Давид , царь-пастух" и Д. Мийо "Давид ". В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и другие композиторы.

Социальное значение мифа

Бернини. Давид. 1623
Галерея Боргезе, Рим

Многим была известна история о Давиде и Голиафе. Эта одно из древнейших повествований, которое чаще других повторяется в Библии. Эту историю часто рассказывали, чтобы показать пример того, как слабый, но храбрый войн одолел сильного врага.

Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

По еврейской традиции считалось, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.

И, несомненно, что сегодня для всех нас эта история является примером храбрости и огромной уверенности в своих силах во всех трудных периодах жизни.

Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в , мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.

Голиаф – персонаж Библии.

Голиаф - . Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.

Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги - свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в . Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

Толкование истории про Давида и Голиафа

Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.

Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.

История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.

Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.

Давид, поражающий Голиафа, в живописи.

Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.

КАРАВАДЖО

Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) - картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид. Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника. Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.

Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 год Давид и Голиаф, Караваджо, 1610 год

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.

Давид и Голиаф


Караваджо, Давид и Голиаф


Тициан Давид и Голиаф 1545 г.

Голиаф — огромный филистимлянский воин в Ветхом Завете. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову. Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.
По другой версии Голиафа убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского.

Праща́ — метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.


Праща

Голиаф был необычайно сильным воином огромного роста, уроженцем города Гефа. Ростом Голиаф был в вышину 6 локтей с пядью или 2 метра 89 сантиметров (1 локоть = 42,5 см, 1 пять = 22,2 см). Филистимский великан был одет в чешуйчатую броню весом приблизительно 57 килограммов (5000 сиклей меди, 1 сикль = 11,4 г) и медные наколенникии, на голове его был медный шлем, в руках медный щит. Голиаф нес тяжелое копье, один только наконечник которого весом 600 сиклей железа (6,84 кг), и большой меч..


Matteo Rosselli, Triunfo de David, Palazzo Pitti.1620

У Давида же вообще не было доспехов, а единственным его оружием была праща. Филистимский великан посчитал для себя оскорблением то, что сразиться с ним вышел юноша, совсем еще мальчик. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоевывал победу своей стороне. Всем, кто наблюдал за происходящим, казалось, что результат поединка предрешен, но не всегда исход битвы определяет физическая сила. Подробности единоборства Голиафа с Давидом, происходившего в долине дуба между Сокхофом и Азекой на юго-западе от Иерусалима, описаны в Библии, в 17-й главе 1-й книге Царств.


Fugel David gegen Goliath

Andrea del Castagno.1450

Меч Голиафа, сохраненный Давидом, хранился сначала в Номве, а потом перенесен им в Иерусалим.

Победа Давида над Голиафом

Однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф. Он кричал евреям: "зачем нам всем сражаться? пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами". Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не решался выступить против великана.

David with the Head of Goliath, oil on canvas painting by Bernardo Strozzi, c. 1636, Cincinnati Art Museum

В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном, и просил царя, чтобы он разрешил ему.

Но Саул сказал ему: "ты еще молод, а он силен и с малолетства привык к войне".

David the Shepherd Boy

Gardner-The Shepherd David


From life of David, Psalter of Basil II, later 10th c., Constantinople

Давид отвечал: "когда я пас овец у отца своего, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу из стада; я догонял его и вырывал из пасти овцу, а если он бросался на меня, то я умерщвлял его. Если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина".

Саул согласился и сказал: "иди, и да будет Господь с тобою".

Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа. Голиаф с презрением взглянул на Давида, потому что он был очень молод, и с насмешкой сказал: "разве я собака, что ты с камнями и палкою идешь на меня?".

Давид против Голиафа

Давид ответил: "ты идешь против меня с мечем, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Господь поможет мне, и вся земля узнает, что не мечем и копьем спасает Господь".

Гюстав Доре.Давид и Голиаф.

И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство, а израильтяне гнали их до самых городов их и многих убили.


Tanzio da Varallo, Davide e Golia, ca. 1625 (Museo civico, Varallo)

Саул сделал Давида военачальником. Потом он выдал за него замуж свою дочь.

Jonathan greeting David after David killed Goliath


Giacomo Antonio Boni Triunfo de David Musée Fesch Ajaccio

Когда Саул и Давид возвращались с победы, еврейские женщины выходили к ним навстречу с пением и плясками и восклицали: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Это царю Саулу было неприятно, он стал завидовать славе Давидовой и задумал его убить. Давид удалился в пустыню и скрывался от Саула до самой его смерти.


David with the head of Goliath, Claude Vignon, 1620-23, Blanton Museum of Art, Austin, Texas.


fresco painted by Michelangelo and his assistants for the Sistine Chapel in the Vatican between 1508 to 1512

Camillo Boccaccino, David (datato 1530), Piacenza, Palazzo Farnese, Museo civico.


Carlo Dolci. David con la testa di Golia


FETTI, Domenico - David with the head of Goliath (1620).Royal Collection, London

Gentileschi, Orazio-David Contemplating the Head of Goliath-c.1610.

Guercino David with the Head of Goliath.

Guido Reni.David mit dem Kopf Goliaths.1605

Johannes Zoffany - self-portrait as David.1756

Oost the Elder, Jacob van - David with the Head of Goliath - 1648

Peter Paul Rubens David Slaying Goliath.1616

Pietro Desani David con la cabeza de Goliat.

Rimini.David and Goliath by Giovan Francesco Nagli

Tintoretto Portrait of a Young Man as David.


Triumph des David über Goliath Niederrhein 17 Jh.


Juan Luis Zambrano, David paseando en triunfo la cabeza de Goliat, Córdoba, Museo de Bellas Artes.1630

Michelangelo Buonarroti .David und Goliath.1508-1512.Fresko.Vatikan, Sixtinische Kapelle

В продолжение темы:
Воспитателям

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления эго - психологии. Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности: 1....

Новые статьи
/
Популярные