Борис Гребенщиков. Биография

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бориса Гребенщикова

Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.
Возможности профессиональной звукозаписи были ограничены, например, сложно было записать полноценный электрический альбом, но существовали студии, дававшие достаточно высокое качество. Одна из самых известных – студия Андрея Тропилло – будущего звукорежиссера «Аквариума», делавшего также первые записи групп «Машина времени», «Алиса», «Кино», располагавшаяся первоначально в Доме юного техника на Охте. С осени 1980 года группа получила возможность записываться. Первая студийная запись – «Синий альбом» – разошлась по стране в самиздате. Фотографии для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона «Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е – 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом акустическом составе – громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно, записывает концерт на магнитофон. Но несмотря на опасность нажить себе неприятности, поддерживая официально запрещённую музыку даже простым приходом на «квартирник», люди слушали «Аквариум», и число тех, кто любит эти песни, всё увеличивалось.
Основу квартирных концертов конца 1970-х – середины 1980-х годов составили песни из альбома «Акустика», успевшие разойтись по стране в нелегальной записи. Группа была официально запрещена. Подпольные рок-концерты, которые удавалось провести, полностью переворачивали представление о русской рок-музыке.
В октябре 1977 года Борис Гребенщиков вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений. Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, разбивших статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.
Всенародную известность Борис Гребенщиков и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой большое количество нареканий со стороны властей.
В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу. Борис Гребенщиков и его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с Виктором Цоем и группой «Кино», тогда еще «панками в законе». «Наш эквивалент панка – это освобождение своего сознания от привычной мысли, что над нами стоит большой аппарат», – считал в то время Гребенщиков.
Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой, которую они репетировали в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Но без ведома организаторов фестиваля эта программа была изменена. Впервые перед широкой публикой были исполнены такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где до этого он несколько лет работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.
Далее до середины 1980-х годов Борис Гребенщиков трудился в разных местах, например, как и другие «аквариумисты» в разное время, в бригаде сторожей под началом у А. Романова. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
В последующие годы яркими страницами творчества Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» были проекты, созданные в соавторстве с ленинградским музыкантом авангардистом Сергеем Курехиным. Прекрасный пианист, человек с абсолютно уникальным, ярким музыкальным мировоззрением, С. Курехин периодически появлялся в «Аквариуме» и оказывал большое влияние на происходящее.
С Борисом Гребенщиковым в это время работали также виртуозный электрический гитарист Александр Ляпин, высококлассный басист Александр Титов, скрипач Александр Куссуль, чья скрипка выводила музыку в другие измерения, и многие, многие другие…
Первыми плодами этого творческого союза стали альбомы «Треугольник» и «Табу». Вскоре после записи «Треугольника» состоялся первый показ группы по телевидению: в программе «Веселые ребята», где Б. Гребенщиков, В. Гаккель и М. Файнштейн исполняли песню «Два тракториста», при этом струны гитары Гребенщикова были посередине грифа перехвачены кападастром, чтобы показать, что песня исполняется под фонограмму.
Осенью 1981 года Борис Гребенщиков привез альбом в Москву – 10 магнитофонных катушек, вручную оформленных. Как и предположил тогда критик А. Троицкий, в столице альбом интереса не вызвал. Однако именно песни из этого альбома, такие как «Мочалкин блюз», «Старик Козлодоев», теперь хорошо знакомы не только поклонникам «Аквариума».
В 1984-м, а потом и в 1986 году «Аквариум» появляется на телевидении в программе «Музыкальный ринг». Затем передач, интервью телевидению и прессе становится все больше.
С открытием в Ленинграде рок-клуба Гребенщиков принял самое активное участие в его деятельности. В середине 1980-х годов, с приходом эпохи «гласности и перестройки», группа вышла из подпольного состояния, популярность ее к этому времени уже была очень велика. Поклонники постоянно стояли на лестнице в подъезде дома Гребенщикова в Ленинграде, мечтая увидеть любимого музыканта. «Аквариум» много гастролировал. Концерты становились всё масштабнее. «С осени ’86 мы перемещались со стадиона на стадион под такие бурные овации, как будто лично отменили советскую власть». (Б. Г.). Один за другим выходят блестящие альбомы: «День Серебра», «Дети Декабря», «Десять стрел». В 1987 записывается альбом «Равноденствие».
Песни «Аквариума» зазвучали в кино – в трилогии Сергея Соловьева «Три песни о Родине»: «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», в документальном фильме Алексея Учителя «Митьки в Европе», в фильме Александра Бурцева «Город». Сам Борис Борисович Гребенщиков выступил как композитор и актер в фильме «Два капитана–2».
В 1986 году в США вышел двойной альбом «Red Wave – 4 underground bands from the USSR» – «Красная волна: 4 подпольные группы из СССР». В эту пластинку вошли 6 песен «Аквариума». В 1989 году записан англоязычный альбом «Radio Silence» с высококлассными музыкантами, в основном в записи участвовали музыканты «Eurythmics».
В 1990 году в Лондоне был записан другой англоязычный альбом – «Radio London». За время нахождения за границей Гребенщиков знакомится со многими известными западными музыкантами и позднее будет записывать с иностранными музыкантами некоторые свои диски.
Вернувшись в Россию, Борис Гребенщиков собирает новый коллектив. Группа получила название «БГ-Бенд». В него вошли, кроме Гребенщикова, мультиинструменталист, музыковед Олег Сакмаров, прекрасный аккордеонист Сергей Щураков, гитарист Алексей Зубарев, скрипач Андрей Решетин, ударник Петр Трощенков и др. Большая часть песен этого периода, составивших «Русский альбом», стали, с одной стороны, выражением происходящих в России перемен, а с другой – передали ту глубинную русскую атмосферу, которая существует уже много веков.
В конце 1980-х годов в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки» Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского плана. В 1989–1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана–2».
В 1993 году группа Бориса Гребенщикова возвращает себе прежнее название. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой «The Band».
Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 – Булата Окуджавы. Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой «The Mirrors», а в 2002 году – с ними же – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».
В 1999 году вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 году «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис Рубекин – клавиши, Андрей Суротдинов – скрипка, Владимир Кудрявцев – бас, Альберт Потапкин – барабаны, Олег Шар – перкуссия, Александр Беренсон – труба, Игорь Тимофеев – саксофон, флейта, Федор Кувайцев – кларнет.
В 1998 году Борис Гребенщиков стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Борис Борисович Гребенщиков (также известен под псевдонимом БГ) — русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Борис Гребенщиков — лауреат Царскосельской художественной премии (2002) и премии «Триумф» (1997).

Ранние годы и образование Бориса Гребенщикова

Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926−1975) — инженер, был директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929−2009), работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей. Бабушка и мать Бориса Гребенщикова — блокадницы. «Моя мама школьницей перенесла блокаду. Бабушка растила ее одна, чтобы выжить, работала в трех местах. Понятно, что за чудовищное, голодное было время, но мама и его считала счастливым», — вспоминал Гребенщиков.

Борис Гребенщиков сначала учился до 8-го класса в ленинградской престижной школе № 421, но затем перешел в физико-математическую школу № 239, которую окончил в 1971 году. Борис Гребенщиков в этом же году поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет прикладной математики, где и получил высшее образование. Гребенщиков окончил ЛГУ в 1977 году.

Гребенщиков с детства проявлял музыкальные способности. Заниматься игрой на гитаре Борис Гребенщиков начал еще в школе, в 1968 году. Также Борис сочинял песни на свои же стихи. Как сообщается в биографии Гребенщикова на сайте РИА «Новости», первой заученной песней Бориса стала битловская Ticket to Ride. Свои собственные песни Борис Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

Музыкальная карьера Бориса Гребенщикова

Летом 1972 года Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1974 году, этот диск открывает так называемую «доисторическую» дискографию Гребенщикова и «Аквариума». Как говорится в биографии Бориса Гребенщикова в Википедии, запись, считавшаяся утерянной, благодаря виртуальному сообществу «Планета „Аквариум“» была найдена в конце 1997 года.

До середины 80-х годов музыканты жили полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на непродолжительные гастроли в другие города.

Получив образование в университете, и после его окончания, работая в НИИ социологии младшим научным сотрудником, Борис Гребенщиков продолжал писать песни, выступал с концертами. Также его группа сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета.

С юности Борис Гребенщиков увлекался творчеством Боба Дилана , подражал ему в своих ранних выступлениях, вполне сознательно хотел быть похожим на знаменитого американского барда. «Важно, что Б.Г. откровенно работал под Дилана и других американских бунтарей 1960-х. А все американские бунтари 1960-х были насквозь антибуржуазные, антикоммерческие и выступали за преодоление рыночных отношений между людьми на всех уровнях», — писал о Гребенщикове Алексей Цветков .

В 70-е вышли несколько «доисторических» альбомов БГ, к которым относится и знаменитая запись «Все братья сестры», сделанная с Майком Науменко . Первым официальным диском «Аквариума», который был записан в настоящей студии звукозаписи Андреем Тропилло и появился в магнитиздате в 1981 году, стал «Синий альбом». Песни «Железнодорожная вода», «Герои рок-н-ролла» («Молодая шпана»), «Электрический пёс», «Плоскость» с этого альбома стали хитами Гребенщикова.

В дальнейшем магнитоальбомы «Аквариума» записывались и выходили ударными темпами, по нескольку в год. В 1981 после «Синего альбома» вышли «Треугольник» и «Электричество» (с песнями «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз», «Мой друг музыкант», «Вавилон» и другими в скором будущем легендарными произведениями русского рока). В 1982 вышли «Акустика» и «Табу», в 1983 — «Радио Африка», в 1984 — «Ихтиология». «Держаться корней», «Моей звезде», «10 стрел», «25 к 10», «Рок-н-ролл мёртв» — хиты Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» покоряли любителей музыки СССР.

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых — начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя — и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

После того, как в начале 80-х группа успешно выступила на рок-фестивале в Тбилиси Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за тунеядство. Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении — в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполнила под фонограмму песню «Два тракториста». После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Затем был создан Ленинградский рок-клуб, как вполне легальная площадка. Творчество Гребенщикова успешно развивалось. Вышедший в 1984 году «День Серебра» — пятый «естественный» альбом группы «Аквариум» — считается вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов, такого мнения придерживается и сам Борис Гребенщиков. В этот альбом вошли такие знамениты песни, как «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо». В 1986 вышел последний подпольный альбом «Аквариума» «Дети Декабря».

В биографии Бориса Гребенщикова на сайте «Узнай все» сообщается, что в 1986 году вышел первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома — «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков познакомился со многими известными представителями западной рок-сцены. В то же время покорить западных слушателей БГ не удалось.

В 1988 на фирме «Мелодия» вышел официальный альбом группы «Равноденствие» с песнями «Партизаны полной луны», «Аделаида», «Золото на голубом» и другими.

Во второй половине 80-х музыка и песни Бориса Гребенщикова активно использовались в кино, особенно ярко это проявилось в фильмах Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Гребенщиков и сам снялся в картине Сергея Курехина «Два капитана-2». В культовом фильме «Асса» БГ был во всеуслышание «обожествлен», герой фильма сообщал, что от «Гребенщикова сияние исходит».

В биографии Бориса Гребенщикова говорится, что 4 марта 1991 года была прекращена деятельность «Аквариума». Некоторое время группа Бориса Гребенщикова называлась «БГ», в 1992 году был собран новый состав «Аквариума» («Аквариум 2.0»).

В 90-е группа Бориса Гребенщикова выпустила новые популярные альбомы: «Библиотека Вавилона», «Любимые песни Рамзеса IV», «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея». Параллельно Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, в частности, с песнями Александра Вертинского и Булата Окуджавы .

В 1997 Борис Гребенщиков стал лауреатом премии «Триумф». В том же году завершилась биография «Аквариума 2.0». Затем Борис Гребенщиков записал в США с группой The Band альбом «Лилит».

Дискография «Аквариума 3.0» началась в 1999 году с «Ψ» («Пси») — четырнадцатого «естественного» альбома группы «Аквариум». «Маша и медведь», «Стоп, машина!», «Сын плотника», почти все песни альбома стали хитами. Вскоре вышли новые альбомы: «Территория», «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга». Было много новых песен, концертов по России, СНГ и миру.

В 2003 году 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова был отпразднован большим концертом в Кремле. В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя , духовного наставника Гребенщикова.

В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одними из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.

22-й альбом «Аквариум +», вышедший в 2013 году, по классификации самого Гребенщикова подвел черту «Аквариума 3.0».

В 2014 вышел новый сольный альбом «Соль», который критики называли «лучшим за 40 с лишним лет». Затем в рамках «Аквариума 4.0» вышли альбомы «Песни нелюбимых» и «Двери травы», а в 2018 году вышел новый сольный диск «Время N». Этот альбом, выпущенный в цифровом виде 16 февраля 2018 года, по словам Бориса Гребенщикова, стал тематическим продолжением его диска «Соль».

В 2015 году Борису Гребенщикову удалось менее чем за сутки собрать сумму в 1 миллион 300 тысяч рублей на запись нового альбома.

В последние годы Гребенщиков часто играл на улицах в различных городах России и Украины. В Омске Гребенщиков сыграл в подземном переходе, чтобы собрать журналистам деньги «на молоко за вредность».

Карьера Бориса Гребенщикова в других ипостасях

В биографии Бориса Гребенщикова немало места занимает литература. В 1977 году он основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».

В 2005 году Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего и с тех пор ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Тексты к выпускам радиопрограммы вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».

В 2007 году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Борис Гребенщиков говорит в интервью, что не интересуется политикой, но знаком со многими политиками. В 2005 году он выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым , замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. Также Борис Гребенщиков встречался с председателем СК РФ Александром Бастрыкиным .

В ходе встречи Александр Бастрыкин рассказал Борису Гребенщикову о созданных в Следственном комитете консультативном совете по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об общественном координационном совете по оказанию помощи детям юго-востока Украины. Со слов музыканта, он проводит концерты, сборы от которых перечисляет на лечение тяжелобольных детей. При этом Гребенщиков, как и Следственный комитет, осуществляет пожертвования детям, проходящим лечение в клинике Доктора Лизы.

Председатель СК РФ и рок-музыкант договорились о сотрудничестве в сфере благотворительности. При этом Гребенщиков не исключил своего участия в совместных со Следственным комитетом адресных благотворительных акциях.

Награды Бориса Гребенщикова

Борис Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), является лауреатом премии «Триумф» (1998), Царскосельской художественной премии (2002), премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого (2004). В 2009 году Гребенщиков получил премию «Степной волк» за одну из книг из серии «Аэростат». В 2012 году музыкант стал обладателем премии журнала «Русский пионер» в номинации «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www».

Здоровье Бориса Гребенщикова

В 2006 году Борису Гребенщикову была сделана операция по коррекции зрения. В январе 2009 года в Берлине музыканту сделали операцию по шунтированию.

По данным источника телеканала «Санкт-Петербург», причиной обращения к медикам стала болезнь сердца. В пользу этой версии говорит тот факт, что девять лет назад музыканту делали операцию по шунтированию. Однако позже представители Гребенщикова сообщили на его странице «ВКонтакте», что информация о проблемах с сердцем — ложь.

Весной 2018 года Борис Гребенщиков был экстренно госпитализирован в реанимацию одной из клиник Санкт-Петербурга с воспалением легких. Лидер российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на болезнь, не изменил дату запланированного в Санкт-Петербурге концерта, сообщалось в новостях.

Впрочем, позже группа «Аквариум» перенесла несколько ранее запланированных концертов. Как сообщалось на официальном сайте музыкального коллектива, на такой шаг пришлось пойти из-за болезни бессменного лидера группы Бориса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков - основатель и лидер группы «Аквариум», один из родоначальников русского рока. Известен также как композитор музыки к фильмам, писатель и художник.

Детство и юность

Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Санкт-Петербурге (тогда - Ленинград) в семье интеллигентов.

Отец будущего рок-музыканта, Борис Александрович, был инженером, а мать, Людмила Харитоновна, юристом.

Музыкой Боря увлекся еще в детско-юношеские годы, тогда его также интересовали точные науки.

Мальчик учился в школе с физико-математическим уклоном, а позже поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики.

Молодость и создание «Аквариума»

В студенческие годы Борис решил организовать музыкальный коллектив, который впоследствии стал иконой рок-музыки.

Группа «Аквариум», как и остальные подобные бэнды, первое время существовала в полуподпольном виде.

Ведь то было время тотальных запретов на все зарубежное, а они вдохновлялись работами The Beatles, Боба Дилана и других топовых иностранных музыкантов того периода.

Музыку ребята записывала в импровизированных студиях в своих домах, а концерты давали для узкого круга лиц в виде «квартирников».

Борис Гребенщиков в 1976 году

В 1974-1978 годах увидели свет пять «доисторических», как называет их сам Борис Борисович, альбомов: «Искушение святого Аквариума», «Менуэт земледельцу» (запись утеряна), «Притчи графа Диффузора», «С той стороны зеркального стекла» и «Все братья - сестры».

После окончания вуза Гребенщиков устроился на работу в НИИ социологии, параллельно продолжая развиваться в творческом направлении и предпринимая попытки выйти из подполья.

В 1980 году после выступления на рок-фестивале в Тбилиси БГ (так часто называют музыканта) был исключен из комсомола и уволен с работы.

Вскоре после этого череду магнитальбомов сменили «исторические» - студийные и концертные диски.

Первый из них - «Синий альбом» - был выпущен в 1981-м. В том же году группа представила еще две пластинки - «Треугольник» и «Электричество».

В 1982-м коллектив БГ записал два новых диска - «Акустика» и «Табу», а сам Гребенщиков стал продюсером первого альбома Виктора Цоя и группы «Кино» - «45».

Виктор Цой и Борис Гребенщиков

1983-й отметился в жизни Бориса Борисовича диском «Радио Африка», а 1984-й - альбомом «День серебра».

Следующую пластинку - «Дети декабря» - «Аквариум» продемонстрировал только в 1986-м. В этом году слушатели также смогли насладиться и еще одной работой - «Десять стрел».

Борис Гребенщиков и «Аквариум» в 1987 году

Выход из рок-подполья

В 1988-м БГ и его команда представили альбом «Равноденствие». Он стал первым, который коллектив выпустил официально (записан на студии «Мелодия»).

В начале 1990-х Гребенщиков прежним составом группы издал два альбома - «Черная роза…» и «Архив» (был записан в 1991-м), после чего распустил команду и собрал новый коллектив с названием «Аквариум 2.0».

Первый диск этого бэнда вышел в 1993-м, им стала пластинка «Библиотека Вавилона», в том же году увидел свет и второй альбом - «Любимые песни Рамзеса IV».

В 1994-1997 годах коллектив представил еще пять студийных записей: «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев» и «Гиперборея».

В 1990-х БГ увлекся буддизмом, называл себя учеником ламы Оле Нидала, посещал ашрамы.

После получения в 1997 году премии «Триумф» Гребенщиков распустил коллектив и занялся сольным творчеством, но вскоре собрал «Аквариум 3.0».

Борис Гребенщиков и «Аквариум» в 1997 году

Дебютный альбом команды - «Ψ» - вышел в 1999-м, а уже в 2000-м увидела свет «Территория».

В указанное время все коллективы БГ много гастролировали, причем как по родной стране, так и за рубежом, и везде их неизменно ждали аншлаги.

Период с 2000-го по 2015-й годы

2002 год в жизни Гребенщикова запомнился пластинкой «Сестра Хаос», 2003-й - диском «Песни рыбака».

В 2003-м состоялся большой концерт БГ в Кремле, он был приурочен к 50-летнему юбилею музыканта.

В том же году Гребенщиков был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (с формулировкой «За большой вклад в развитие музыкального искусства»).

В 2005-2013 годах группа записала еще восемь альбомов: «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга», «Лошадь белая», «Пушкинская, 10», «День радости», «Архангельск», «Воздухоплавание в компании сфинксов» и «Аквариум +».

В 2006 году Гребенщикову была проведена операция по коррекции зрения, а в 2009-м - по шунтированию сердца.

В 2006 году БГ познакомился с неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама.

Впоследствии при поддержке Чинмоя был организован концерт Гребенщикова в Альберт-холле в Лондоне, а также выступление в ООН.

Борис Гребенщиков на концерте в Лондоне

В «нулевые» и первую половину 2010-х также вышел еще ряд пластинок группы, основанных на старых записях 1980-х, но доработанных в то время: «Феодализм», «Наша жизнь с точки зрения деревьев», «Записки о Флоре и Фауне», «Сроки и цены» и «Тайная история пчеловодства».

Кроме того, с начала творческого пути и до обозначенного периода Гребенщиков записал девять сольных альбомов (оригинальных и перепевок): «Radio Silence» (англоязычный), «Русский альбом», «Песни Александра Вертинского», «Чубчик», «Radio London» (англоязычный), «Лилит», «Песни Булата Окуджавы», «Без слов» (инструментальный) и «Соль», а также участвовал в десятках записей других исполнителей, например, Сергея Курехина и группы «Алиса».

В 2013-м, после выхода пластинки «Аквариум +», ходили слухи о том, что БГ уходит со сцены, но этого не произошло. Музыкант сначала издал сольный диск, а потом собрал новый коллектив, с которым выступает до сих пор, - «Аквариум 4.0».

Борис Гребенщиков в 2017 году

БГ в настоящее время

В 2016-м вместе с обновленной командой БГ представил альбом «Песни нелюбимых», а в 2017-м - ЕР «Двери травы».

В тот же период Гребенщиков продемонстрировал зрителям свой десятый сольный альбом «Время N» и принял участие в записи песни «Черный дрозд» группы «Мельница».

График музыканта, которому сейчас 64 года, расписан на несколько месяцев вперед, он активно гастролирует со своим коллективом.

Борис Гребенщиков на сцене

В марте 2018-го СМИ сообщили о том, что Гребенщиков попал в больницу. Среди причин произошедшего назывались проблемы с сердцем и воспаление легких, вызванное осложнениями после перенесенной простуды.

Позже стало известно, что у музыканта все же пневмония, поэтому он был вынужден перенести промотур альбома «Время N» на три месяца и отменить ближайшие концерты в ряде российских городов.

Другая деятельность

В 1977 году Гребенщиков основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». В тот период БГ также увлекался литературой, а впоследствии, в 2000-х, даже написал более десятка книг, большинство из них были изданы.

Что касается литературы, которая нравится БГ, то это творчество Александра Пушкина, Бориса Пастернака, Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Бориса Акунина и Виктора Пелевина. С 1980-х Бориса Борисовича также можно было увидеть и услышать в кино. БГ не только записывал саундтреки к фильмам, но и сам засветился на экране.

Среди лент, в которых он выступал в обоих качествах, например, следующие: «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», «Долгая дорога домой» и «Рокеры».

Музыка Гребенщикова звучит, в частности, в таких культовых или коммерчески успешных фильмах, как «Асса», «Азазель», «Нежный возраст», «Питер FM» и «Соловей-Разбойник».

Кроме того, БГ становился композитором мультфильмов, а в 2014 году по его произведениям был поставлен мюзикл «Музыка серебряных спиц».

Согласно данным из открытых источников, любимые кинофильмы Гребенщикова - «Белое солнце пустыни», «Остров» и русская и зарубежная серии про Шерлока Холмса.

Борис Борисович известен и как художник, с начала «нулевых» у него было несколько крупных персональных выставок.

Последняя к настоящему времени экспозиция открылась в марте 2018 года в Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге.

На проекте «БГ-явления» представлены работы, написанные с 1980-х до 2017 года. Пейзажи и другие полотна можно будет увидеть до конца апреля.

К слову, в 2002-м Гребенщиков стал лауреатом Царскосельской художественной премии.

Кроме того, БГ проявил себя и как радиоведущий, у него с 2000-х авторская программа «Аэростат» на «Радио России».

Личная жизнь

Высокий (182 см) харизматичный питерский рокер был трижды женат, у него двое родных детей и два внука.

Первой супругой Бориса стала Наталья Козловская. Пара прожила вместе четыре года, в этих отношениях родилась дочка - Алиса Гребенщикова (1978 г.р.), которая впоследствии проявила себя как актриса. У Алисы есть сын Сергей - внук БГ.

Во второй раз Гребенщиков женился на Людмиле Шульгиной. Этот брак продлился девять лет и принес БГ сына - Глеба (1984 г.р.). Сейчас молодой человек известен как диджей Gebe, у него есть дочка Алиса.

В третий и последний раз музыкант связал себя официальными отношениями с Ириной Титовой.

У женщины есть двое детей от предыдущего брака с бас-гитаристом «Аквариума» Александром Титовым - сын Марк (музыкант) и дочка Василиса (художница).

Супруги, Борис и Ирина, вместе уже более 15 лет, с 1990-х годов, и по-прежнему во всем поддерживают друг друга.

Певец, актер, радиоведущий, композитор, продюсер, диджей. Финалист проекта «Фабрика Звезд ».

Биография Михаила Гребенщикова

Михаил Гребенщиков родился 10 марта 1976 года в Воронеже. В родном городе о кончил монтажный техникум, затем проходил срочную службу в пограничных войсках. Вернувшись из армии, Михаил поступил в Воронежский государственный университет на факультет журналистики, но после четвертого курса бросил вуз. Занимался в школе современного танца.

В 2002 году Михаил Гребенщиков стал участником первого сезона шоу «Фабрика звезд » на Первом канале, где занял третье место. В 2004 году стал радиоведущим: вел эфиры шоу «Чудо хит-парад » на DFM. Весной того же года был ведущим фестиваля танцевальной музыки «Бомба года », мероприятия Night Live Awards, а также праздничного шоу, приуроченного к 10-летнему юбилею издания Cosmopolitan.

Два года Гребенщиков являлся ведущим программы «12 злобных зрителей », а также спецакции MTV «Путевка в жизнь ». Кроме того, зрители Первого канала увидели, как Михаил борется за выживание на острове в проекте «Последний Герой ». Михаил являлся ведущим телепрограммы «Пять песен » на Пятом канале, а также ежегодной интернет-премии RU Net. Гребенщиков некоторое время выступал в клубах как DJ Гребенщиков.

В марте 2007 года Михаил Гребенщиков открыл продюсерский центр, в котором продвигал молодых артистов. Создал промогруппу Superdjs. Был участником футбольной команды звезд отечественной эстрады «Старко». Принимал участие в первом чемпионате мира по футболу среди артистов в Сочи.

Михаил Гребенщиков также снялся в нескольких теле- и кинопроектах. В его фильмографии такие сериалы, как «Моя прекрасная няня » и « Объявлен в розыск ».

В декабре 2016 года Михаил Гребенщиков стал главным героем шоу «На 10 лет моложе ». Диджей признался ведущей проекта Светлане Абрамовой : ему казалось, что всё будет только развиваться и он всегда будет на волне успеха после «Фабрики». Однако реальность оказалась вовсе не такой радужной. С помощью проекта «На 10 лет моложе» Михаил решил получить второй шанс.

«Я хочу вместе с лицом изменить и внутреннее состояние. Понимаю, что уже не тот Миша Гребенщиков - свежий и бодрый, а отекший дядя. Может быть, буду посвежее и можно будет девчонкам по ушам ездить...» - бодрился диджей, однако, рассказывая о расставании в 2010 году со своей возлюбленной, Михаил расплакался.

Как музыкальный креативный продюсер Михаил Гребенщиков работал в Мастерской эстрадного искусства для детей и юношества Аллы Пугачевой «Рецитал клуб ». В начале сентября 2017 года Алла Пугачева уволила Гребенщикова в связи с многочисленными жалобами родителей на грубое поведение Михаила.

Творчество Михаила Гребенщикова

Видеоклипы

Танцы-обниманцы (2003)

Булки (2003)

Африка (2006)

Михаил Гребенщиков, MC Shayon, Sistaz - SEXY (2011)

Ты гонишь (feat. Юлия Беретта) (2012)

Дискография

Сольный альбом - Попал (2003)

Сольный альбом - Электрофорез (2006)

Сольный альбом - Пиратский диск (2009)

Фильмография Михаила Гребенщикова

2010 Непрухи (Украина)

2007 Егорино горе

2006–2009 Клуб (все сезоны)

2006 Иван Подушкин. Джентльмен сыска-1

2006 Здрасьте, я ваше папо!

Вокал

2010 Непрухи (Украина)

Семья и школьные годы Бориса Гребенщикова

Один из «отцов-основателей» русского рока родился в Ленинграде 27 ноября 1953 года в интеллигентной семье. Борис Александрович Гребенщиков, отец мальчика, занимался научными исследованиями, а мать, Людмила Харитоновна, работала в отделе социологических исследований Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований.

Все детство Боря прожил в Ленинграде, в доме №22 по Алтайской улице (район метро Московская).до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421, известной и престижной среди ленинградцев, после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Тогда же Борис Гребенщиков, с последних классов школы увлекшийся музыкой, организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.

Борис Гребенщиков - основатель «Аквариума»

Анатолий Гуницкий, еще в школе получивший прозвище «Джордж» за внешнее сходство с Дж. Харрисоном, разделял убеждения Бориса Гребенщикова о том, что музыка – это главное в жизни. Ребят объединял не только музыкальный талант и интерес к западной рок-культуре – оба были одаренными и в плане поэтическом. Вначале молодые люди сочиняли и исполняли англоязычные композиции, но вскоре пришли к выводу, что тексты песен обязательно должны быть на русском языке.

Хотя в те годы в СССР официально не приветствовалась западная культура, в том числе и музыкальная, сложно отрицать влияние на творчество «Аквариума» таких титанов зарубежной рок-сцены, как Марк Болан, Игги Поп, Боб Дилан, Боб Марли, Джим Моррисон. Борис Гребенщиков, в совершенстве владея английским языком, всегда ставил себе высшую планку качества прослушиваемой музыки, и поэтому великолепно ориентировался в последних трендах мировой рок-сцены.

Последние интервью с Борисом Гребенщиковым

«Искушение святого Аквариума»

Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1973 году. Музыкальные критики называют альбом чуть ли не первым экспериментом по созданию концептуальной музыки в СССР. «Искушение…» выгодно отличалось от творчества всех ленинградских рок-коллективов, писавших похожие друг на друга, как две капли воды, песни советской направленности. С первой же пластинкой «Аквариум» заявил о себе как об органичной части мировой рок-культуры, не отступая при этом от русской песенной и текстовой традиции.

К 1974 году в состав «Аквариума» входят А. Романов и М. Файнштейн. Тогда же на факультете прикладной математики организовывается студенческий театральный кружок, в труппу которого входят и «аквариумисты». Гуницкий пишет пьесы в жанре абсурда, играют в этих постановках Гребенщиков и Романов. Позже к кружку присоединяется режиссер Эрик Горошевский. Увлечение театральным кружком приводит к тому, что «Аквариум» оказывается на грани распада – соратники Бориса все более и более уходят в драматургию. На фоне ухода участников группы Гребенщиков конфликтует с руководством университета, запрещавшим репетиции «Аквариума» и грозившим Борису отчислением. В те годы «Аквариум» по сути состоит из одного человека – Бориса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков в подполье

Вскоре Борис знакомится с виолончелистом Всеволодом Гаккелем и приглашает его в «Аквариум». С этого момента начинает формироваться состав «Аквариума», практически неизменный на протяжении следующих пятнадцати лет. Тогда же Борис создает многие хиты, исполняемые группой и поныне. Однако деятельность коллектива, которому окончательно запретили репетиционную и концертную деятельность на базе факультета, становится подпольной.

Для подпольных музыкантов была закрыта и такая важная составляющая музыкальной деятельности, как звукозапись. Приходилось писаться в подпольных условиях, самиздатом. Записи ценились очень дорого, хранились бережно и переписывались десятки, а то и сотни раз. «Подпольно» коллектив Гребенщикова записывает альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978). Тираж последнего, записанного вместе с Майком Науменко на открытом воздухе, составил всего десять экземпляров.

Позднее, когда связи и сеть знакомств позволяли «Аквариуму» писаться полулегально на студиях, разрешавших пользоваться их аппаратурой, качество пластинок существенно повысилось, однако невозможно было записать, скажем, полноценный электрический альбом Гребенщиков сотрудничал со знаменитой студией Андрея Тропилло, дававшей периодический приют таким коллективам, как «Машина Времени», «Алиса», «Кино». В этой студии были записаны «Треугольник», «Акустика», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Синий Альбом».

Квартирники Бориса Гребенщикова

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых – начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя – и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя свое творчество оставались «квартирники».

Город Золотой, Гребенщиков

С конца 1977 года Гребенщиков основывает первый советский рок-журнал «Рокси», просуществовавший до 1979 года. Отношения с властями тогда были достаточно ровными, конфликтов у Гребенщикова с представителями власти практически не было.

Фестивальная деятельность Бориса Гребенщикова. Телевидение

В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп «Весенние ритмы» в Тбилиси. Смелое выступление коллектива повлекло за собой не только всенародное признание, но и проблемы с властями. Тогда же Гребенщиков обращает внимание на новый даже в среде рок-андеграунда стиль панк-рока. Гребенщиков знакомится с Виктором Цоем и группой «Кино» и высоко отзывается об их творчестве.

На «Весенние ритмы» «Аквариум» залитовал акустическую программу, которую группа репетировала в ДК имени Цюрупы в Ленинграде. Однако на самом фестивале коллектив исполнил совершенно другие песни – «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои». Жюри во время выступления «Аквариума» демонстративно покинуло зал в полном составе, а по приезду в Ленинград группа лишилась места для репетиций. Сам Гребенщиков потерял работу и был исключен из комсомола, вскоре от него ушла жена.

Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за дармоедство.

Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполняет под фонограмму песню «Два тракториста».

После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Эпоха гласности и перестройки

В середине 80-х годов в Ленинграде формируется рок-клуб, в деятельности которого активное участие принимает и «Аквариум». Группа выходит из подполья и активно гастролирует, собирая полные залы и стадионы. Один за одним выходят в свет лучшие альбомы Гребенщикова - «Дети Декабря», «Десять стрел», «Равноденствие». Кинематограф также не обходит вниманием группу – песни Гребенщикова звучат в фильмах «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Митьки в Европе», «Город». Гребенщиков снимается в картине «Два капитана–2».

В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома - «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков знакомится со многими известными представителями западной рок-сцены.

БГ - Подмога (нас с тобою на*бали)

Борис Гребенщиков Двухтысячные

В 1999 году группа выпускает альбом «?», а в 2002 - «Сестра Хаос». Обе пластинки получаются жесткими и разноплановыми, непохожими на привычный стиль «Аквариума». Гребенщиков не стесняется называть в песнях вещи своими именами, и это приводит к новому витку популярности группы. Чуть ранее Гребенщиков становится первым и пока единственным рок-музыкантом, получившим государственную премию в области литературы и искусства «Триумф». В 2003 году Борис Борисович награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 18 марта 2013 года появились сообщения о прекращении существования группы, однако вскоре эти заявления были опровергнуты.
В продолжение темы:
Поделки 

Спросите у любого, какое животное - самое высокое из всех, обитающих на планете. Ответ будет однозначным: жираф! А что мы знаем о нём, кроме того, что у него - красивый окрас,...