Упражнения по различению букв ю е. Садовникова И.Н

Разделы: Начальная школа

  • учить дифференцировать буквы Ё – Ю, давать их сравнительную характеристику;
  • формировать умение различать на письме Ё – Ю в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • активизировать и обогащать активный и пассивный словарный запас учащихся;
  • формировать навыки грамматического оформления предложений;
  • формировать навыки языкового анализа и синтеза;
  • развивать логическое мышление, фонематический слух и восприятие;

Оборудование:

  • Буквы Ё – Ю (запись на доске),
  • предметные картинки,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • карточки с перфорированным текстом,
  • полоски с набором букв,
  • буквы большого формата для игры,
  • лягушка-игрушка.

Ход занятия

I. Организационный момент

“Приветствие в кругу”.

Ребята передают друг другу красивый мячик со словами приветствия:

Здравствуй!

Доброе утро!

Я рад тебя видеть!

Логопед:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим!

II. Основная часть урока

1. Дифференциация букв Ё – Ю, их сравнительная характеристика.

Задание 1. На фланелеграфе выставлены предметные картинки (ёжик, юбка, ёлка, ёршик, юла, юрта ). Записать первую букву, с которой начинается слово. Первый ряд пишут печатным шрифтом, второй ряд – прописными буквами. Дети находят различие между написанием буквы Ё и буквы Ю.

Задание 2. Заменить печатные буквы строчными

– У, Ю, А, Ы, Я, Е, И, Ё, О, Э.

Задание 3. На партах у детей бумажные полоски с произвольно напечатанными буквами. Дети делятся на 3 микро-группы. Первая группа зачеркивает букву Ё, вторая зачеркивает букву Ю, третья зачеркивает все буквы, кроме букв Ё и Ю. Образец карточки представлен ниже:

Ю Ф Б Ё И Р Ю Ф А З О Е Ж Ё С Ю Ы Х Т Ю Ё Я Ш Ю Г Ё Н М Ю Ч Ё Ц С Щ Е Ё В Ю Л Ё

2. Дифференциация букв на уровне слогов. Игра “Лягушки на болоте”.

Задание 1. На магнитной доске карточки–кочки со слогами ПЮ–ЛЁ–ЮЛ; ЁР–ЁЖ–ТЮ; ЮК–ЕК–ЕМ. У детей на партах карточки с рисунком болота. Запомнить расположение “кочек” на доске. Логопед смешивает карточки на доске, а дети на своих карточках вписывают эти слоги по памяти цепочкой. Если есть ошибка, лягушка не доберётся до суши. На рисунке 1 представлен образец карточки.

Рисунок 1.

Задание 2. Слоги потеряли свои домики–слова. Надо им помочь найти их. Даны слоги ТЮ, ТЁ, РЮ, ЗЮ, СЁ, РЁ, ЛЮ, ЛЁ, МЁ, ЮК. На стенах кабинета развешаны полоски со словами, написанными крупным шрифтом, с пропущенными слогами. Ученики выбирают слоги и вставляют их в нужные слова:

3. Дифференциация букв на уровне слова.

Задание 1. У детей на партах карточки с загадками. Ученики по очереди читают загадки вслух, остальные их отгадывают и записывают отгадки в тетради. (Один из учеников работает у доски). Слова с буквой Ё пишем в столбик под буквой Ё, слова с Ю пишем под буквой Ю.

– Зимой и летом одним цветом.

– Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

– Везет, но не лошадь; летит, но не птица.

– Горбатый корабль по пустыне плывет.

Сухую колючку лениво жует.

– С головой в нору ныряю, двери всем вам открываю.

– Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло.

– Идут ко мне унылые – с морщинками и складками.

Уходят очень милые – веселые и гладкие!

Значит, я – надежный друг,

Электрический ….

– Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной.

– Вроде ёжика на вид, но не просит пищи, по одежде пробежит и одежда чище.

Образец написания в тетради представлен ниже:

Задание 2. “Буквы заблудились”. Необходимо вставить в слово подходящую букву.

Задание 3. Звукобуквенный анализ слов. Игра “Регулировщик”.

Логопед читает слова. Дети поднимают соответствующую букву Ё или Ю.

Костер, утюг, боксер, овес, клюнул, полет, сюда, люди, лёд, юг, Люда, Алеша, Люба, Юра, Андрюша, свекла, мёд, изюм, рюкзак, брюки, ковёр, звёзды, утёнок.

Задание 4. Игра “Живые буквы”.

Дети делятся на две группы. Дети с буквами в руках составляют слова, а другая группа их записывает. Потом дети меняются. Слова: утюг, овес, мед, юла.

4. Физкультминутка

С физкультминуткой я дружу.
Свою спину разогну.
Руки к верху подниму,
А потом их опущу.
А потом попрыгаю: раз, два, три.
Ножками подрыгаю: раз, два, три.
Ручками похлопаю: раз, два, три.
Ножками потопаю: раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно.

5. Дифференциация букв Ё – Ю на уровне предложения.

Задание 1. Из данного текста девочки выписывают предложения, в которых есть слова с буквой Ю, а мальчики выписывают предложения, в которых есть слова с буквой Ё.

– В саду растёт клён.

– Над цветком гудят пчёлы.

– У Паши булка с изюмом.

– Верблюды любят колючки.

Задание 2. Самостоятельная работа с перфорированным текстом, в котором пропущены буквы Ю и Ё. У каждого ученика индивидуальная карточка. Образец карточки представлен ниже.

Задание 3. Работа по дифференциации букв Ё – Ю на уровне текста. Диктант.

Люда любит свеклу. Алеша собирает клюкву. В саду растет клен. Пчелы собирают мед. На льдине спит тюлень. Люда поёт песню. На грядке растёт свёкла. Ёжик любит грибы.

III. Смысловая рефлексия занятия.

– Чем занимались на занятии?

– С чем познакомились?

IV. Эмоциональная рефлексия занятия.

– Что понравилось?

– Что не понравилось?

– Что было самое трудное?

– У какого ряда результаты лучше?

– Кто сделал меньше ошибок: мальчики или девочки?

Конспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах» предназначен для обучающихся 2-3 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным фонематическим нарушением речи.

Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

Цели:

Образовательные:

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [йо]-[йу];
  • формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах, словах;
  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • обогащать словарный запас;

Коррекционные :

  • развивать слуховое внимание, фонематический слух;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование : колокольчик, предметные картинки (свинья, корова, ёж, овца), (тетрадь, юла, пенал, краски), мягкая игрушка «Ёжик», зеркала, картинки тучек и капелек, картинки листьев с ребусами, картинки грибов со словами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

II. Основная часть урока.

1. Сообщение темы урока.

Внимательно посмотрите на ряд картинок и скажите, какая лишняя?

(ёжик, т.к. это дикое животное, а остальные домашние)

Посмотрите на следующий ряд картинок.

(Здесь лишняя юла, так как это игрушка, а остальное — школьные принадлежности.)

Назовите первую букву в словах «ёжик» и «юла». (Ё-Ю)

Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы ё-ю в слогах, словах. А чтобы нам было не скучно, я пригласила к нам в гости ёжика.

Скажите, какое сейчас время года? (осень)

Правильно. Назовите основные признаки осени. (дни короче, чаще осадки, температура ниже, листья меняют цвет и опадают, птицы улетают в тёплые края, а животные линяют и делают запасы на зиму)

А что делает осенью ёжик?

Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, которая почти 2 метра глубиной, иначе в холодную зиму с сильными заморозками ежи могут просто замерзнуть и не выжить. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

А ещё мы поможем ёжику приготовиться к зиме.

2. Уточнение артикуляции звуков.

Но сначала вернёмся к нашей теме. Скажите, чем похожи буквы ё-ю?

(гласные второго ряда, обозначают мягкость согласного)

(хитрые, «йотированные» обозначают 2 звука)

Чем отличаются?

Ё – обозначает 2 звука [йо]

Ю – обозначает 2 звука [йу]

Возьмите зеркало и произнесите Ё, затем Ю. Что вы наблюдаете? (…)

Верно, если правильно произносить звуки, можно почувствовать разницу в звучании и артикуляции. Когда произносим ё рот открывается шире, подбородок опускается, губы округлены. При произношении ю рот узкий, подбородок не опускается, губы сильно вытянуты вперёд в форме трубочки.

Попробуйте по моей артикуляции определить, что я произношу, ё или ю.

3. Различение звуков на слух.

А теперь поиграем с ёжиком в игру «Кто внимательный». Я произношу ряд слогов, а вы повторяете за мной:

Рю-рё-рю лё-лё-лю мё-мю-мё сю-сю-сё ню-нё-ню дё-дю-дю

4. Различение слогов на письме.

Откройте тетради, запишите число и послушайте правила следующей игры, которая называется «Наоборот». Я диктую слог с буквой ё или ю, а вы меняете ё на ю или ю на ё и записываете пару. Например, ём-юм. ют-ёт, всё-всю и т.д.

- Ёжик приготовил для вас следующую игру. Посмотрите на ежат, у них в иголках запутались листочки с рядами букв. Букву Ё обводим овалом, а Ю подчёркиваем двумя чертами.

Молодцы! А теперь поменяйтесь ежатами и проверьте всё ли правильно. Может, кто пропустил нужную букву или вычеркнул лишнюю?

5. Физминутка.

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать -Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Не умел он топать -Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .

Только носом двигать –
Шмыг-шмыг-шмыг.

А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Научили топать - Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Научили прыгать - Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .

И носиком не шмыгать.

6. Различение слов на письме.

Посмотрите на доску. Налетел ветер и нагнал тучи. Тучки со словами, в которых вылетели слоги. Чтобы прогнать эти тучи, нам нужно правильно расставить в них слоги, чтобы получились слова.

Запишите слова в тетради и подчеркните слоги, которые вставили.

Вот мы и прогнали тучи. Но из-за сильного ветра нападали листочки. А листочки не простые, а с ребусами.

Клюква верблюд осёл.

Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните ё-ю.

Молодцы! Эти листочки ёжик возьмёт в норку, чтобы утеплить её.

И в конце занятия давайте поможем ёжику собрать грибы, чтобы он перед длительной спячкой смог как следует подкрепиться.

Посмотрите, какие интересные грибы.

Что вы заметили?

Можно разложить по парам.

Плёс – плюс
Клёв — клюв
Шлёпки — шлюпки

(Слова похожи, отличаются одной буквой)

Правильно! Это слова-паронимы. Значение у них тоже разное. Плёс – это город в Ивановской области и широкое водное пространство между островами,перекатами, изгибами. Речной плёс. Озерный плёс.

Плюс – это символ операции сложения.

Клёв – это действие по глаголу клевать. Сегодня хороший клёв.

Клюв – это орган птиц, черепах, головоногих моллюсков и утконоса, образованный удлинёнными беззубыми челюстями, одетыми роговым чехлом - рамфотекой. Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм

Шлёпки- это домашние туфли.

Шлюпки – это общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

7. Подведение итогов занятия.

Вот мы с вами и помогли ёжику приготовиться к зиме, а вместе с этим и учились различать ё-ю.

Что вам понравилось?

А ёжик говорит вам большое спасибо и приготовил для вас небольшие подарки.

Захарова Наталья Фёдоровна,
учитель-логопед,
МАОУ»Гимназия № 4″,
город Стерлитамак

Тема: «Дифференциация гласных О-Ё».

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков "О" - "Ё".

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания детей о гласных;
  • закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;
  • различать фонемы "О" - "Ё" по все признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;

Коррекционные - развивающие:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
  • развитие артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки - отгадки, образцы правописания букв Оо, Ёё; таблица со словами; карт инки опорные к тексту, мячик.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Работаем активно, поднимаем ручки и получаем звёздочки. А сейчас разомнём немного наш язычок.

2. Артикуляционная гимнастика:

улыбка, трубочка, вибрация губками, вкусное варенье, дятел, лошадка.

3. Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной парой звуков и букв нашего алфавита, но прежде ответьте на мои вопросы:

какое сейчас время года? (зима)

день недели? (вторник)

кто мне может назвать гласные буквы? (а, о, и, у, э, е, ё, ю, я, ы)

кто знает почему наши гласные делятся на 2 ряда? (гласные 1ряда: А О У Ы Э -эти буквы, находясь рядом с согласными их не смягчают; гласные 2ряда Е Ё Ю Я И - смягчают, а после гласных, после ЬЪ и в начале слова обозначают 2 звука ).

4. Введение в тему. А сейчас послушайте внимательно загадки:

1) С длинными ушами, но не заяц,

Серый, но не волк,

Упрямый, но добрый,

С копытами, но не лошадь? (Ослик)

Какой первый звук в слове ОСЛИК? (о — гласный, 1 ряда, не смягчает согласные).

2) Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек?

Это наш приятель: (Ёжик)

Какой первый звук в слове ЁЖИК? (ё — гласный, 2 ряда, смягчает согласные).

А ещё ребята, Ё состоит из двух звуков. Кто знает каких? ([й,о] - [й,] + [о] = ё)

5. Сейчас я буду называть слоги, а вы будете из палочек выкладывать, что вы слышите О или Ё: со, тё, ло, мё, ко, ёл, алё, кло.

6. Чтение слов по таблице. Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.

вол - вёл нос - нёс

ров - рёв воз - вёз

Ребята, что происходит с согласным, когда после него идет гласный звук "Ё"? (Согласный становится мягким).

7. А теперь открываем тетради, записываем число (9 декабря). Я буду говорить слова, а вы в строчку записываете буквы О или Ё, смотря какую вы услышите в слове:

Сом, мёд, лом, лёд, лодка, вёсла, ёрш, лошадь, волк, бочка, лён, перепёлка.

8. Физ.минутка: сейчас я буду произносить звуки гласные, а вы будете показывать их:

Ё - руки вверх

О - колесо перед собой

У - вперёд

И - подпрыгнуть

А - в стороны

А теперь, я называю слова, а вы показываете только буквы Ё и О.

9. А сейчас у вас на столах есть картинки. Я попрошу вас отдать картинки с буквой О — ослику, а с буквой Ё- ёжику.

10. Работа с карточками:

Сейчас мы с вами соединим пары слогов (одна пара — с буквой О, вторая пара — с буквой Ё).

МО

РЁ

ВЁ

РО

ВО

ЛО

КО

КЁ

ФЁ

МЁ

ФО

ЛЁ

11. Следующее задание будет немного сложнее и вы должны будете догадаться какая буква пропущена в слове и соединить слово с нужной буквой.

нес..м

д..рни

гв..здь

п..ле

сер..жки

вар..ный

св..кла

прыж..к

к..чка

м..чка

п..л..т

п..в..зка

пл..х..й

п..в..з

12. Игра с мячиком. Измени слова по образцу: ведро - вёдра.

Укажи слова среднего рода, обозначив их по образцу:

стекло -

___________

село -

___________

седло -

___________

весло -

___________

колесо -

___________

звезда -

___________

зерно -

___________

клён -

___________

дупло -

___________

гнездо -

___________

13. Игра «Нарисуй схему предложения». На карточках у вас есть картинки с изображениями разных предметов и объектов. Ниже картинок есть квадратики, которые надо зарисовать нужными цветами в соответствии со звуком.

14. Работа с текстом ""Ёжик""

Прослушайте рассказ. Запомните слова с гласн ыми О и Ё и весь текст.

Ёжик.

Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки .

Насобирал почти полную корзину.

Потянулся за следующим яблоком.

Мимо пробегал ёжик.

Увидел ёжик корзинку с яблоками,

Наколол все яблоки на иголки и убежал.

Лёня оглянулся, а яблок в корзинке как и не было.

В каких словах гласная Ё стоит в начале слова?

Назовите им я мальчик а . Кто собрал все яблоки из корзинки? Как произносим согласную в словах с буквой Ё ?

Кто сможет рассказать историю по картинкам?

Построим схему предложения из текста: Взял Лёня корзинку и пошёл собирать яблоки.

15. Итог. Ребята с какими мы сегодня буквами работали? (О и Ё). Перед буквой О согласная — твёрдая, а перед Ё — согласные смягчаются.

Думаю, хотя бы один раз в два-три года появляются ученики, в письменных работах, которых встречаются стойкие замены букв й – е. Как правило, у таких ребят помимо смешения на письме букв й – е встречаются и другие специфические «ошибки» при выполнении письменных работ, такие как: пропуски, перестановки, вставки гласных и согласных букв, слогов; замены согласных по акустическому и/или акустико-артикуляционному признаку; смешение гласных букв ё-ю; написание гласных I ряда вместо гласных II ряда после мягких согласных (а-я, о-ё, у-ю,); смешение букв по их сходному начертанию (д-б, и-у, п-т и др.). В подобных случаях по отношению к таким нарушениям письма принято применять термин дисграфия. При этом в диктантах наблюдается немалое количество орфографических и грамматических ошибок.

Помимо вышеперечисленного, у таких учащихся, по сравнению со сверстниками, не имеющими подобных нарушений, часто наблюдается недостаточный уровень развития памяти, слухового (фонема тического) и пространственного восприятия, мышления. Дети, в большинстве своем, путаются в определении правой и левой сторон, неточно употребляют предлоги, наблюдается заметное снижение качественного состава словаря, трудности вызывают операции обобщения, нахождения сходства между понятиями и др. У учащихся с дисграфией, чаще всего наблюдается недостаточность произвольного внимания, повышенная отвлекаемость, и, как следствие, пониженная работоспособность, утомляемость. Недостаточно сформировано чувство саморегуляции, самоконтроля. Все вышеперечисленные особенности детей-дисграфиков в результате являются причиной невысокого уровня учебной деятельности .


Поэтому вупражнениях на дифференциацию букв й – е даются различные задания на уровне слов, словосочетаний и предложений, которые будут способствоватьне только формированию умения не путать буквы й – е на письме, но и формировать, развивать такие умения и навыки, которые, в дальнейшем, помогут учащимся успешно осваивать программу по изучению русского языка . В упражнения включены задания на закрепление умения делить слова на слоги, ставить ударение, находить и выделять гласные, твердые и мягкие согласные буквы. Даются задания на словоизменение , словообразование , подбор родственных слов, уточнение значения некоторых слов, определение оттенков значения слов. При выполнении грамматических заданий закрепляются понятия слово, словосочетание, предложение; в работе над предложением закрепляется умение выделения главных членов предложения. При самопроверке написанных учеником слов, словосочетаний, предложений происходит формирование навыков самоконтроля, самокоррекции.

В самом начале работы с учеником (не забываем, что мы работаем с учащимися начальной школы) над дифференциацией букв й – е на письме необходимо уточнить, что буква е– гласная, которая тянется, т. е. может произноситься долго (уточнять, что буква е состоит из двух звуков йэ не нужно), а также, как и все гласные, имеет слогообразующее значение. Буква же й обозначает мягкий согласный звук и произносится коротко, что обозначается в её названии – и-краткая. Можно попробовать написать два имени прилагательных в единственном числе мужского рода и во множественном числе (добрый – добрые). Далее попросить ребенка определить, сколько слогов в каждом слове (доб-рый - 2 слога, доб-ры-е – 3 слога), после чего уточнить, что в слове добрый буква й входит в состав второго слога, а в слове добрые третий слог состоит из одной гласной буквы е. Делаем вывод, что для самопроверки, в случае сомнения, какую букву писать - й или е, нужно разделить слово на слоги и проверить, как звучит на слух й(е) долго или коротко. Как правило, такой прием помогает ученику в дальнейшем не смешивать буквы й – е на письме.

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Прочитай слова. Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным карандашом, буквы й зеленым. Объясни, почему буквы е подчеркиваются красным, а й – зеленым.

Майка, лейка, копеечка, ручей, рисование, помойка, воробей, реечка, трамвай, решение, скамейка, рисует, зайка, кофейник, рай, пение, чайник, муравейник, чтение, трамвай

Устно определи, какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?

2. Прочитай слова, произнося выделенные буквы й – коротко, е – протяжно. Сравни значения слов каждой строке.

Составь и запиши словосочетания со словами под №2, 7.

Например: белые облака – белый плащ – белее снега

1.Нарисуй – нарисуешь – нарисует

2.Слушай – слушаешь – слушает

4. Решай – решаешь – решает

5.Дуй – дуешь – дует

6.Вымой – вымоешь – вымоет

7.Считай – считаешь – считает

Составь и запиши словосочетания со словами под №2, 5.

Например: нарисуй дерево – (ты) нарисуешь человека – (он, она) нарисует дом

2.3.Прочитай сначала слова, написанные слева, затем – справа. Чем отличаются слова?


Майка – маечка

Лейка – леечка

Копейка – копеечка

Скамейка – скамеечка

Лайка – лаечка

Составь и запиши словосочетания со словами скамейка, скамеечка. В слове скамейкаподчеркни гласные Iряда одной красной чертой, II ряда – двумя красными чертами, твердые согласные –синим цветом, мягкие согласные – зеленым. Раздели слова скамейка и скамеечка на слоги, поставь ударение.

3. Прочитай слова. Объясни значение слов. Если слова тебе непонятны, спроси у взрослых или найди их значение в словаре. Запиши, изменяя слова так, чтобы из большого предмета получилсямаленький. Раздели слова на слоги, подчеркни буквы е красным карандашом, буквы й зеленым.

Например: сойка - соечка

Майка, лайка, сойка, рейка, стойка, стройка, сайка, гайка, фуфайка.

4. Отгадай загадки. К каждому отгаданному слову придумай и запиши 2 родственных слова.

Например: соловей – соловьиная, соловушка

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
(

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.

Птица слов немало знает,

Все на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв – изогнутый и острый!

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Слова-отгадки: воробей, чайник, попугай, поезд, трамвай, ель, ручей)

5. Измени слова в словосочетаниях так, чтобы из одного предмета получилось много:

Например: большой дом – большие дома

Высокий стол, широкий диван, старый шкаф, строгий дежурный, опасный поворот, чистый костюм, светлый класс.

Перепиши, раздели на слоги, поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным цветом, буквый зеленым.

6. Прочитай слова с предлогами. Перепиши, раздели на слоги, поставь ударение. Подчеркни все буквы е красным цветом, буквый зеленым. Устно составь предложения с первым и последним словом с предлогом.

Перед трамваем, за чаем, в мае, около лейки, на скамеечке, с линейкой, за урожаем, в чайнике, с копейкой, около деревьев, на стройке, за чайкой.

7. Прочитай. Найди, исправь ошибки и запиши словосочетания, заменяя там, где нужно буквы й на е или е на й.

Например: рыжий муравее – рыжий муравей

Рыжий муравее, белая чаека, чистая майчка, шустрый заечик, новая копеека, вымоет чаеник, пустое кофееник, подуе на чае, на зелёной скамейчке, думать над решенийм, ехать в трамвай, мечтайт об отдыхе, решайм задачу.

Перепиши словосочетания, исправь допущенные ошибки. Объясни свой выбор.

8. Вставь буквуй или е. Запиши словосочетания.

Большая стро…ка, зажига…т свет, звонки… солове…, Серге… Алексе…вич, реша…м задачу, шустры… воробе…, выле… воду, ...лена Андре…вна

Объясни, почему слова Сергей Алексе…вич, …лена Андре…вна пишутся с большой буквы. Вспомни и назови, какое имя и отчество у твоей мамы, твоего папы, дедушки, бабушки.

9. Прочитай предложения. Вставь букву й или е.

Налужа…ку прискакал серы… за…чишка. Никола…, закро… форточку – из окна сильно ду…т в спину. Придума… предложени… о стро…ке. Реша…м эти примеры устно. Большо… мураве…ник был виден издалека. Весно… к нам прилета…т много разных птиц. Под старо… …льюрасположилась семе…ка жёлтых сыро…жек.

Прочитай и проверь себя.

10. Вспомни сказочных персонажей, литературных героевв именах которых есть буквы й или е. (Елена Прекрасная, Кощей Бессмертный, Соловей-Разбойник, Дюймовочка, Пьеро, царь Берендей, доктор Айболит, Бармалей, королевич Елисей …)

Запиши их.

11. Запиши под диктовку словосочетания:

Налей в чайник, ехать в трамвае, перейти через ручей, новые копеечки, весёлый воробей, звонкое пение, хитрый муравей, зелёные скамейки, рисует зайца, вкусный каравай, белые маечки, много стульев, отдыхать в мае и т. д.

Проверь себя. Раздели слова на слоги, поставь ударение. К словам зелёные, воробей придумай по 3 – 5 родственных слов, подчеркни в родственных словах общую часть.

12. Прочитай пословицы. О чем они? Прочитай ещё раз. Запиши пословицы по памяти.

Добрый добру научает, а злой на зло наставляет.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Запиши выражения по памяти, проверь себя, раздели слова на слоги.

13. Прочитай скороговорки сначала медленно, потом быстро. Прочитай еще раз и запиши по памяти.

У ежа и ёлки иголки колки.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.

Прочитай еще раз и проверь, правильно ли ты все написал(а). Подчеркни буквы е красным цветом, буквы й – зелёным.

14. Запиши по памяти. (Логопед читает первое предложении е, состоящее их двух слов. Ученик повторяет и записывает. Затем второе предложение … и т. д.)

Андрей рисует.

Андрей Алексеев рисует.

Андрей Алексеев рисует трамвай.

Андрей Алексеев рисует желтый трамвай.

Андрей Алексеев рисует большой желтый трамвай.

Проверь себя. Раздели слова на слоги, поставь ударение. Во всех предложениях найди и подчеркни главные члены предложения.

15. Запись предложений под диктовку.

Мама купила Рае новые майки. В сарае стояли две ржавые лейки. Дмитрий рисует майскую розу. Старый воробей уселся на самой крепкой ветке. Высоко над морем летали белые чайки. Евгения Михайловна испекла для гостей пышный каравай. У Егора сегодня хорошее настроение. Елена поставила на стол пирог с ежевикой. Приехал Емеля на печке прямо к царскому дворцу.

Медленно, по слогам прочитай предложения. В третьем и четвертом предложениях найди и подчеркни главные члены предложения.

Словарик:

Имена существительные:- майка (маечка), лайка (лаечка), стойка, сойка, зайка, помойка, чайка, рейка, лейка, копейка, стройка, гайка, тройка, фуфайка, двойка, лужайка, семейка;

Лай, чай, май, рай, ручей, воробей, соловей, муравей, трамвай, каравай, сарай, герой, попугай;

Муравейник, чайник, кофейник, сотейник, затейник, репейник;

Егор, Андрей (Андреевна, Андреевич), Сергей (Сергеевна), Алексей (Алексеевна), Михайловна, Дмитрий (Дмитриевна) и т. д.

Настроение, еда, поединок, единица, здание, ежевика, егоза, поезд, переезд.

Имена прилагательные: - белый – белые. Имена прилагательные мужского рода и имена прилагательные множественного числа, имена прилагательные, образованные от имен существительных (см. выше): чайный, гаечный и т. д.

Ежевичный, единый.

Глаголы: - мой (моет, моем, моете), помой, вымой, слушай, налей, перелей, залей, закрой, открой, зажигай, дай, стой, рисуй, нарисуй, дуй, думай, дергай, считай, решай, копай, мечтай, летай, пой, ехать.

Лиература:

1. Живое русское слово. Русские народные пословицы и поговорки/ Сост. - М.: Гос. изд. детской литературы Мин. просвещения РСФСР, 1961.

2. Детские скороговорки / Запись и сост. Г. Науменко. – М.: Планета детства, 1999.

3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001.

Гласных звуков

Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных О Ё . Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, навыков анализа и синтеза.

Цель: учить детей различать гласные О Ё устно и на письме.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

Логопед. Ребята, назовите гласные II ряда. Как образовались гласные II ряда?

Вывешивается на доску таблица с гласными I и II ряда.

2. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите звук [о], обратите внимание на положение губ (губки круглые, расстояние между зубками большое, язычок находится внизу).

Пояснение логопеда. При артикуляции гласного звука [о]:

— губы округлены и немного выдвинуты вперед;

— зубы закрыты округленными губами;

— язычок лежит на дне ротика;

— горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля).

Логопед. Сейчас, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначают буквой «ё». Почувствовали ли вы разницу между произнесением «ё» и «о»?

Ученики. Положение губ такое же, только язычок сначала находится вверху, около верхних альвеол, а затем уходит резко вниз, на дно рта.

Логопед. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Звуки сходны в артикуляции.

Логопед. Правильно, ребята, эти гласные сходны по произношению (артикуляции), но различны по написанию. Они парные. Чтобы не путать эти гласные, нужно научиться их различать.

4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.

Логопед. Обратите внимание на таблицу. К какому ряду относится гласная «ё»?

Рассмотрите и объясните, как образовалась гласная II ряда «ё».

Ученики. «Ё» – гласная II ряда. «Ё» образовалась путем слияния согласного [й, ] с гласной I ряда [о].

Логопед. Теперь выполните задания индивидуального дидактического материала.

Ученики по очереди читают задания, выполняют их; если возникают трудности, логопед объясняет и помогает детям.

Задание 1. Произнесите слоги парами, соединив их по линейке.

Задание: запишите пары слогов, обозначь мягкие – твердые согласные.

Задание 2. Подпиши картинки, обозначь буквы «о» — синим цветом, «ё» — зеленым.

Задание 3. Измени слова по образцу: ведро – вёдра.

Укажи слова среднего рода, обозначив их по образцу:

дерево

Задание 4. Разберись, где со , где сё .

Образец: ли..нок – лисёнок.

Задание: подчеркни детёнышей одной чертой, а слова, которые обозначают маленькие неживые предметы, двумя чертами.

Задание 5. Буквы гуляли в лесу и потерялись. Помоги им вернуться на свое место.

нес..м
д..рни
гв..здь п..ле
сер..жки вар..ный
св..кла прыж..к
к..чка м..чка
п..л..т п..в..зка
пл..х..й п..в..з

Найди слова, отличающиеся только одной буквой.

Задание 6. Исправь ошибки в словосочетаниях.

Задание 7. Соедини чашки и блюдца так, чтобы получились словосочетания.

Задание 8. Отгадай кроссворд.

1. Туристы, путешественники собирались в …

2. Она коза, а он?

3. На ней веду козу.

4. Из дерева, плывёт по реке.

5. Висит на шее, круглый.

6. Он приносит газеты, журналы, письма.

7. Космонавт отправился в …

8. Наземный, подземный, надземный …

Ответы: 1. Поход. 2. Козёл. 3. Верёвка. 4. Лодка. 5. Медальон. 6. Почтальон. 7. Полёт. 8. Переход.

Задание 9. Оставь только те буквы, которые подходят. Лишнюю букву зачеркни.

Образец: Б(о, ё) вед(о, ё)т л(о, ё)шадь.

Л(о, ё)ва слушает ради(о, ё).

(О, Ё)ля чистит щ(о, ё)тк(о, ё)й пальт(о, ё).

Пчела да(о, ё)т м(о,ё)д.

У сл(о, ё)н(о, ё)нка длинный х(о, ё)б(о, ё)т.

(О, Ё)тец прив(о, ё)з в(о,ё)з сена.

П(о, ё)вар нес(о, ё)т пир(о, ё)г.

Задание 10. Составьте рассказ по плану.

1. Приближение праздника.

2. Покупка ёлка.

3. Изготовление игрушек.

4. Подготовка к празднику.

5. Празднование Нового года.

Логопед. Вы хорошо потрудились. Давайте еще раз обратимся к заданию 3 . Скажите, как читаются согласные, после которых стоит гласная «ё».

Ученики. Все согласные, после которых стоит гласная II ряда «ё», произносится мягко, а согласные, после которых стоит гласная I ряда «о», произносится твердо.

4. Итог занятия.

Обобщение.

Логопед. Ребята, что сегодня узнали на логопедическом занятии?

Ученики. Узнали, как образовалась гласная II ряда «ё», о том, что гласная «ё» всегда смягчает тот согласный, после которого она стоит.

Логопед. Правильно, ребята. В заключении предлагаю вам поиграть.

Игровое задание по воспроизведению ряда согласных звуков; угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции (на развитие слухового внимания и восприятия).

«Солисты»

Вариант I

Логопед вводит учащихся в игровую ситуацию.

Логопед. В каждом хоре есть солисты-певцы, которые могут правильно, красиво исполнить ту или иную песню. Каждый их вас может попробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее повторить за мной разные песенки-распевки.

«Песенки-распевки» представляют собой все усложняющиеся ряды гласных звуков:

оа; ау; иа; уи;

иао; аио; уаи; уои;

иаоу; уоаи; аоиу; иауо;

иаоуэ; оэиау; уоаиэ; эиоау.

Вариант II

Логопед. Вот беда, ребята, солист потерял голос! Он должен петь, но не может, давайте догадаемся, какие песенки должны прозвучать.

В продолжение темы:
Поделки 

Спросите у любого, какое животное - самое высокое из всех, обитающих на планете. Ответ будет однозначным: жираф! А что мы знаем о нём, кроме того, что у него - красивый окрас,...