Истории монастырей. Симонов мужской монастырь Что восстановлено в симоновом монастыре

Симонов монастырь - один из самых крупных, богатых и известных монастырей, расположенных в былые годы в ближайшем Подмосковье. Сейчас он находится на территории столицы, в В Средние века на Руси он входил в укрепленный пояс, состоявший из монастырей, защищавших подступы к столице с южной стороны. Большое количество построек на его территории было уничтожено во время правления советской власти, особенно много в 30-е годы. Территория была частично застроена.

История монастыря

Датой основания Симонова монастыря считается 1379 год. Он появился в нижнем течении Москвы-реки. Земли для него пожертвовал боярин по имени Степан Ховрин, а первым настоятелем был архимандрит Федор, последователь и ученик знаменитого Сергия Радонежского.

Боярин Ховрин, когда отходил от дел, принял иночество и стал зваться Симоном, отсюда и произошло название самого монастыря. И в будущем между монастырем и родом купца сохранилась тесная связь. Например, здесь была обустроена усыпальница потомков Симона.

Историки до сих пор спорят о том, когда был основан монастырь. Долгое время считалось, что это был 1370 год, но современные исследователи все-таки склоняются к версии, что это случилось между 1375 и 1377 годом.

На нынешнее место Симонов монастырь был перенесен в 1379 году, поэтому некоторые отсчитывают возраст монастыря от этой даты. Там, где монастырь находился ранее, сохранилась только церковь, посвященная рождеству Богородицы. В XVIII столетии именно в ней обнаружили могилы легендарных героев Куликовской битвы - Андрея Осляби и Эти захоронения сохранились и сегодня.

Влияние Сергия Радонежского

Так как Симонов мужской монастырь был основан учеником Сергия Радонежского, то тот считал его неким филиалом своей Троицкой обители. Он часто останавливался в этих стенах во время своих визитов в Москву.

Во многом благодаря этому отсюда вышло немало известных церковных деятелей. Это Кирилл Белозерский, патриарх Иосиф, Ростовский Иоанн, митрополит Геронтий. Все они так или иначе были связаны с этим мужским монастырем. В XVI веке тут жили и долгое время работали богослов Максим Грек и инок Вассиан.

История Симонова монастыря не всегда была безоблачной. Он неоднократно подвергался набегам, был практически полностью разрушен в Смутное время.

До революции Симонов монастырь в Москве считался одним из самых почитаемых во всем Подмосковье. Поэтому сюда постоянно приезжали заметные и уважаемые личности за советом или отпущением грехов. Богатые вносили существенные пожертвования, поэтому монастырь, как правило, ни в чем не нуждался. Особенно его любил старший брат Петра I по имени Федор Алексеевич. У него даже была собственная келья, в которой он нередко уединялся.

Черная полоса в жизни монастыря

Проблемы у Симонова монастыря в Москве начались вскоре после того, как к власти пришла Екатерина II. В 1771 году она попросту упразднила его из-за эпидемии чумы, которая стремительно распространялась по стране. В результате монастырь в одночасье превратился в изолятор для чумных больных.

Восстановить в нем привычную деятельность удалось только к 1795 году. Ходатайствовал об этом граф Алексей Мусин-Пушкин. Настоятелем был назначен архимандрит Игнатий, который специально для этого приехал из Новгородской епархии, где служил в Большом Тихвинском монастыре.

Во время правления советской власти монастырь снова упразднили. В 1923 году на его базе основали музей, который просуществовал до 1930 года. Директором был назначен Василий Троицкий, которому удалось наладить отношения с православной церковной общиной. Он даже разрешил проводить службы в одном из храмов монастыря, а в обмен монахи согласились выполнять функции дворников и сторожей. В 1920-е годы архитектор Родионов провел реставрацию построек монастыря.

В 1930 году была собрана специальная комиссия от советского правительства, которая официально признала, что некоторые древние сооружения, располагавшиеся на территории монастыря, необходимо сохранить как исторические памятники, но при этом стены монастыря и сам собор следует снести. В результате сравнять с землей удалось пять из шести церквей, в их числе колокольня, Успенский собор, надвратные церкви. Были уничтожены Тайницкая и Сторожевая башни, а также хозяйственные постройки, которые к ним прилегали. Было организовано несколько субботников, во время которых стены монастыря разобрали, а на этом месте появился дворец культуры ЗИЛа.

Только в начале 90-х годов остатки монастырских зданий вернули Русской православной церкви.

Как добраться до монастыря?

Добраться до Симонова монастыря, часы работы которого - с 8.30 до 19.30, совсем несложно. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то садитесь на метро до станции "Автозаводская". Далее следует пройти по улице Мастеркова в направлении улицы под названием Ленинская Слобода. Как только вы окажетесь на перекрестке, увидите Солевую башню, которая принадлежит Симонову монастырю. Адрес: город Москва, улица Восточная, дом 4.

Время в пути от метро до самого монастыря составит около восьми минут пешком.

Колокольня

Сегодня мы можем увидеть, что некоторые постройки монастыря удалось восстановить, а некоторые окончательно утрачены. Отдельно стоит сказать о колокольне Симонова монастыря.

К XIX столетию она сильно обветшала, тогда над северными вратами начали возводить новую пятиярусную колокольню, архитектором которой стал Константин Тон. Через 4 года было построено 94-метровое сооружение, ставшее выше колокольни Ивана Великого в московском Кремле. На время она стала самой высокой в столице.

Четыре крупных колокола для нее отлили специально по указу царей, которые часто бывали в этой обители, молились, общались со старцами.

В феврале на обложке журнала "Огонек" была опубликована фотография с изображением громадного обломка только что взорванной колокольни Симонова монастыря. Колокольня официально прекратила свое существование в 1930 году.

Трапезная

Трапезная Симонова монастыря является памятником русской гражданской архитектуры XVII века. В монастыре она появилась в еще в XV столетии, но со временем перестала удовлетворять потребности многочисленной братии.

Новое здание начали строить в 1677 году под руководством архитектора Потапова. Но его облик не понравился заказчикам, церковному руководству. В итоге строительство на время заморозили. Оно возобновилось в 1683 году, и к 1685 году было завершено. На этот раз работами руководил известный столичный зодчий Осип Старцев.

Современные исследователи относят трапезную к московскому барокко. Справа находится церковь Святого Духа, а слева - башенка, на верхнем ярусе которой есть смотровая площадка.

У трапезной, кстати, есть уникальная особенность. Это ступенчатый шипец на западной стороне. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма, а стены украшены "шахматной" росписью.

Внутри трапезной палаты один большой свод, который перекрывает всю ширину здания. По этому образцу трапезные палаты позже стали строить во многих русских храмах.

Церковь и башни

Монастырь расположен в удивительно красивом живописном месте. Оно не раз вдохновляло многих писателей и поэтому на создание удивительных произведений. Например, описание Симонова монастыря можно найти в повести Карамзина "Бедная Лиза". В пруду именно возле его стен в финале утопилась главная героиня. Это надолго сделало монастырь весьма популярным среди поклонников и последователей сентиментализма.

Первая каменная соборная церковь при монастыре появилась в 1405 году. Она была названа в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее строительство начали как раз в 1379-м. С тех пор Симонов Успенский монастырь считается одной из главных святынь Русской православной церкви.

Купол собора серьезно пострадал в 1476 году, когда в него ударила молния. Поэтому вскоре его пришлось серьезно перестраивать. За дело взялся итальянский архитектор, имя которого не сохранилось до наших дней. К 1549 году храм был отстроен заново. На старом фундаменте был возведен пятиглавый собор, ставший больше в размерах.

На исходе XVII столетия его расписали столичные мастера, тогда же в монастыре появился и резной иконостас в золоте. В нем находилась главная святыня Симонова монастыря - Тихвинская икона Богоматери. Именно ее вручил Сергий Радонежский Дмитрию Донскому, благословив его на победу в Куликовской битве.

Среди редких ценностей тут же можно увидеть золотой крест, усыпанный изумрудами и алмазами, его монастырю подарила царевна Мария Алексеевна.

Среди исследователей бытует мнение, что старые стены и башни монастыря строил один из самых известных русских зодчих Федор Конь. Тот самый, что построил смоленскую крепостную стену. Он всерьез занимался укреплением пограничных рубежей Руси во времена правления царя Бориса Годунова, который и заложил первый камень в смоленский кремль.

Потрудился Конь и в этом монастыре. Труд зодчего не прошел даром. В 1591 году монахи подверглись нападению крымского хана Газы II Гирея, но благодаря крепким стенам сумели выстоять против неприятеля.

Стены некоторых башен Симонова монастыря и самого монастыря сохранились и до наших дней, хоть и были построены в 1630 году. Когда сооружалась новая крепость, в ее состав включили некоторые фрагменты, над которыми работал еще Федор Конь.

Общая протяженность монастырских стен по окружности составляет 825 метров. Высота внушительная - около семи метров. Едва ли не лучше остальных до наших дней сохранилась башня Дуло, которая увенчана шатром с оригинальной дозорной башней. Еще две уцелевших башни называются Солевая и Кузнечная, они появились в 40-е годы XVII века. Тогда как раз велась масштабная перестройка стен и строений, сильно пострадавших в Смутное время.

В перечень зданий и сооружений Симонова монастыря входят и трое ворот. До наших дней сохранились северные, западные и восточные.

После знаковой победы над ханом Казы-Гиреем, которая состоялась в 1591 году, при монастыре была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. В 1834 году еще одна церковь, святого Николая Чудотворца, появилась над восточными воротами.

Важное решение для развития монастыря было принято в 1832 году. Православному комплексу потребовалась новая колокольня, деньги на которую пожертвовал купец Игнатьев. Первоначально был утвержден проект, сделанный архитектором Тюриным. Колокольню должны были построить в стиле классицизма, но позже от этой идеи отказались. Во многом из-за того, что в России все большую силу набирали традиции возвращения к исконной традиционной русской архитектуре. Так в 1839 году и появилась колокольня из пяти ярусов, проектировал которую уже Константин Тон.

Еще десять метров составляла звонница. Самый большой колокол в Симоновом монастыре весил целую тысячу пудов, это около 16 с половиной тонн. Как его удалось поднять на такую высоту в то время, для многих так и остается загадкой. Именно эта колокольня превратилась в один из доминантов для Москвы своего времени. Зрительно ей удавалось завершать картину живописной столицы в южной части города.

В 1929 году колокольню взорвали и велели разобрать на кирпич советские власти.

Некрополь

В древнем монастыре, как и водится, похоронены многие известные люди, про вклад которых в историю России и судьбу монастыря знают многие.

Например, в соборе при монастыре был похоронен крещеный по прихоти Ивана IV Грозного Симеон Бекбулатович, которого в 1575 году неожиданно для всех окружающих нарекли царем на Руси. Правда, уже через год тот же Грозный его благополучно свергнул.

После происков приближенного к царю князя Бориса Годунова ослепили в 1595 году, а в 1606 сослали на Соловки. Там он постригся в монахи. Вернувшись в Москву, был помещен в Симонов монастырь, где и умер под именем схимника Стефана.

В некрополе монастыря покоится тело и Константина Дмитриевича который также перед смертью принял монашеский постриг и умер под именем инока Кассиана. В разное время на монастырском подворье хоронили представителей рода бояр Головиных, Бутурлиных, князей Мстиславских, Сулешевых, Темкиных-Ростовских.

Тут же покоится немало представителей творческой интеллигенции. Умерший в 1827 году талантливый поэт Веневитинов, писатель Аксаков, скончавшийся в 1859-м, композитор Алябьев, написавший знаменитого "Соловья" (смерть его настигла в 1851-м), добившийся признания в коллекционировании и библиофилии Бахрушин, Николай Львович Пушкин (дядя знаменитого поэта), Федор Головин (близкий соратник и сподвижник первого российского императора Петра I).

Можно отыскать и могилы представителей многих знаменитых русских семей дворян, таких как Вадбольские, Оленины, Загряжские, Татищевы, Шаховские, Муравьевы, Дурасовы, Исленьевы, Нарышкины.

Когда в 30-х годах XX века был уничтожен монастырь, не сохранилась и большая часть некрополя. Удалось разыскать только немногие останки. Например, поэта Веневитинова и прозаика Аксакова, их перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Вместо кладбища организовали столярный и После того как монастырь вернули церкви, начались строительно-восстановительные работы, в рамках которых нашли еще некоторые останки и захоронили по православному обычаю.

Священники отмечали, что все найденные могилы были сильно разрушены, большинство осквернены. Останки обретались в процессе вывоза строительного мусора, была проведена громадная работа по разделению человеческих костей от костей животных.

Современное состояние

Сегодня можно увидеть только небольшую часть построек Симонова монастыря, дошедших до наших дней. От самого монастыря осталась южная стена с тремя башнями (Дуло, Солевая и Кузнечная). Сохранилась трапезная XVII века с церковью Святого Духа, а также братский корпус, так называемые трапезные палаты, которые относятся к XV столетию, хозяйственные постройки и мастеровые палаты.

В последние годы Русская православная церковь проводит масштабные восстановительные и реставрационные работы. В частности, трудятся над восстановлением трапезной, братского корпуса и хозяйственных построек. Последние также используют в качестве мастерских. Оставшиеся уцелевшие башни и стены преимущественно пребывают в заброшенном состоянии.

Еще больше узнать можно, попав на экскурсию в Симонов монастырь. Это совсем несложно. Проект "Гуляем по Москве" стартовал в свое время в рамках празднования Дня города. Эти экскурсии оказались настолько востребованными, что их запустили на постоянной основе.

Продолжительность такой познавательной и образовательной прогулки составляет около двух с половиной часов. За это время удается пройтись вместе с опытным и начитанным экскурсоводом по живописным и тихим местам Симоновской слободы, увидеть тот самый пруд, в который бросилась с горя героиня Карамзина, здание вокзала, оставленное поездами на долгие семь десятков лет, узнать о трагической и величественной судьбе монастыря-воина, который не раз оказывался на защите столицы, побывать на могиле героев Куликовской битвы. Здесь же находится место памяти известного композитора Алябьева, так называемое кладбище колоколов.

Среди основных объектов - не только Симонов монастырь и находящиеся на его территории постройки, но и вокзал железнодорожной станции Лизово, церковь Рождества Богородицы, место, на котором Кириллу Белозерскому явилась Богоматерь, православный завод промышленника Александра Бари, могилы Пересвета и Осляби.

Организаторы экскурсии гарантируют, что после ее окончания вы узнаете, почему писатель Карамзин переименовал слободу, хоть и не желал этого, на каком месте снесли храм мракобесия и построили дом просвещения, каким образом монастырская башня превратилась в семафор, по какой причине войска атамана Болотникова не смогли преодолеть монастырские стены, как композитор Алябьев создал свое самое знаменитое произведение "Соловей", где было традиционное место сборов курсантов Спасской башни.

Единственное, о чем стоит помнить, если вы собрались посетить эту экскурсию: что на территории монастыря необходимо соблюдать определенные правила. Быть одетым в соответствии с правилами православного благочестия, в частности нельзя появляться в шортах или коротких юбках.

Маршрут, по которому пройдет экскурсия, начнется возле станции оттуда вы проследуете на улицу Мастеркову, затем на Ослябинский и Пересветов переулки, посетите сам Симонов монастырь, сходите на улицу Ленинская Слобода и снова вернетесь к станции метро "Автозаводская".

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Книга Благословение преподобного Сергия , в которой повествуется о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове и святых иноках Александре и Андрее Радонежских.
  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря.
  • Симонов (Успенский) мужской монастырь.

    Адрес Симонова монастыря: 109280, г. Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»).

    Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

    Существует версия, что вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится нынешняя церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.

    Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриарх Иов , патриарх Гермоген , патриарх Иосиф . На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.

    В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.

    Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.


    Остатки крепостной стены Симонова монастыря.

    Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано "в шахмат" - манера росписи, имитирующая каменную кладку. В 1700 году к трапезной была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, средства на которую пожертвовала царевна Мария Алексеевна, сестра Петра I.

    В 1832 году было принято решения строить новую колокольню на средства, пожертвованные купцом Иваном Игнатьевым. Согласно первому проекту, разработанному архитектором Н.Е. Тюриным, колокольня должны была строиться в классической манере. Но в те годы стало популярным возвращение к традициям русской архитектуры, и в итоге была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 метров, автором которой стал К.А. Тон – также очень известный и популярный в те годы архитектор. Закончено строительство колокольни было в 1839 году, после чего на ней были установлены колокола, самый большой из которых весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе колокольни были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря являлась одной из вертикальных доминант Москвы , и представляла собой архитектурную ценность.

    В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отпрвлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и некрополь монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

    В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

    До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677-83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка - «солодежня» или «сушило».

    В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

    Загадки Симонова монастыря на Автозаводской April 29th, 2011

    Принимая участие в апрельском субботнике на Автозаводской в парке ДК «ЗИЛ», я обратил внимание на странные валуны и камни, торчащие в основании внешней стены одной из трех кирпичных башен Симонова монастыря. Историки датируют башни и остатки южной крепостной стены XVII -XVIII веками. Я задался вопросом: почему огромными валунами заложено основание только одной из трех кирпичных башен? Две башни покоятся на обтесанных прямоугольных блоках небольшого размера, и никаких валунов под ними нет (фото №1).

    Огромные валуны темно-серого цвета производят странное впечатление. Они сильно выделяются на фоне красных кирпичей и блоков из белого известняка, заложенных в основание башни (фото №2, №3, №12, №14).

    Внимательно присмотревшись можно заметить, валуны разных размеров являются осколками или фрагментами чего-то целого, а именно монолитного камня. Причем это был непростой камень, а грандиозная, скорее всего, скульптурная композиция, вырезанная из единой скальной породы. На некоторых фрагментах загадочной скульптуры из камня, расколотой на множество частей, остались явные следы как ручной, так и технической обработки - просверленные отверстия, борозды, отшлифованные фигурные части и даже отчетливый след спила, словно древний скульптор работал «болгаркой» (фото №7, №9, №10, №17)

    Первая версия, которая приходит в голову после ознакомления с загадочными валунами под башней Симонова монастыря - это фрагменты скульптуры какого-то языческого божества. Сейчас невозможно понять, как выглядело это произведение, и что оно из себя представляло. Большая часть ее осколков вмурована внутрь, в самое основание башни, а снаружи видны лишь несколько крупных и мелких частей.

    По всей видимости, в языческие времена, эта скульптура играла важную роль в средневековых обрядах, люди ее почитали и поклонялись. Не исключено, что этому загадочному камню язычники приносили жертвы. Иначе, зачем было раскалывать на части столь огромную композицию, да еще вмуровывать ее в стены христианского монастыря? Скорее всего, это было показательным действием для язычников. Их требовалось убедить не поклоняться языческим богам, а принять христианскую веру. Расколов языческую святыню и замуровав ее части в основание башни Симонова монастыря, тем самым язычникам преподали урок!

    Возможно, уничтожить загадочную скульптуру могли задолго до возведения в XVII -XVIII веках стен и башен монастыря. Эти осколки могли находиться на территории монашеской обители еще раньше. Установить это не представляется возможным. Вопрос в том, каким способом древний скульптор вырезал из монолитной скалы загадочную композицию? Неужели у него под рукой в те далекие времена были современные технические средства, позволяющие распиливать камень и высверливать в нем глубокие отверстия?

    Прежде, чем подробно остановиться на отдельных, наиболее примечательных валунах под башней Симонова монастыря, мне хотелось бы сделать маленький экскурс в историю.

    Дворец культуры АМО «Завод имени И.А.Лихачева» (ЗИЛ) - один из крупнейших культурно-досуговых центров Москвы, памятник архитектуры 30-х годов ХХ века, спроектирован архитекторами братьями Весниными. Мало кому сейчас известно, что ДК «ЗИЛ» возведен на месте взорванного в 1930 году Симонова монастыря. Его основателем считается преподобный Федор - ученик и племянник святого Сергия Радонежского. В 1370 году с благословения Сергия Радонежского преподобный Федор основал монашескую обитель, которая существовала без малого шесть веков.

    Подробно с историей Симонова монастыря можно ознакомиться по ссылкам http://tserkov.eparhia.ru/numbers/history/?ID=1375 или http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=340

    Приведу лишь фрагмент материала «Симонов монастырь - славная и трагическая страница русской истории» на сайте «Русские церкви», где описано, каким варварским способом в советские годы был уничтожен древний памятник истории.

    «…По сообщению в журнале «Огонек», «комиссия ВЦИК признала, что половина древних сооружений бывшего монастыря может быть сохранена как исторический памятник, но что собор и стены должны быть снесены». В январе 1930 г. были взорваны пять из шести монастырских церквей, две башни с прилегавшими к ним зданиями, а также все стены монастыря, кроме южной. По проекту предполагалось, что вся территория Симонова монастыря будет превращена в парк, а культурный комплекс должен был состоять из трех отдельных сооружений — кино-клуба, театра на 4000 мест и спорткорпуса. Однако построен был только клуб автомобильного завода им. И.А. Лихачева…»

    И еще один эпизод: «…Взрыв прогремел в ночь на 21 января , точно в шестую годовщину смерти В. И. Ленина . На воздух взлетели пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнал «Огонек» , в 1932-1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа …»

    Доставалось монашеской обители не только в годы советской власти. За шесть веков Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских войск, подвергался татарским набегам, а в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в зону карантина. В 1812 году, в ходе Отечественной войны, монастырь разорили и сожгли французы. В этой связи, докопаться до того, кто именно мог расколоть языческую скульптуру на части - татары, французы или сами монахи, не представляется возможным. Также невозможно определить возраст осколков. Им может быть сотни или тысячи лет. Современные методы исследования и датировки, к сожалению, не в состоянии определить возраст обработанного камня только по следам его обработки.

    Самым загадочным камнем в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря является блок неправильной формы. Он первым привлек мое внимание, и после его изучения, я начал рассматривать другие камни, обнаружив сходство породы и методов обработки (фото №7, №7-1, №7-2, №8, №9, №10).

    На левой стороне камня можно увидеть высверленное отверстие, над ним хорошо видна борозда и фрагмент скульптурного изображения, которое напоминает обрубленный хвост русалки. Причем, на камне отчетливо видна линия скола, которая свидетельствует о недостающей части скульптурной композиции. Куда она делась - неизвестно!

    На верхней части того же камня также отчетливо видна глубокая борозда, в виде подковы, а слева от нее оставлен глубокий след спила, напоминающий след от «болгарки» (фото №8, №9, №10). Как это можно объяснить? Причем след спила далеко несвежий, по всей видимости, он оставлен в момент изготовления скульптуры. Но когда это было?

    Под основанием южной башни можно увидеть еще несколько странных камней с отверстиями и спилами (фото №3, №4, №11).

    Мое внимание также привлек камень с большим отверстием с боку. Я постарался немного раскопать его и очистить от земли, в результате обнаружил на камне еще несколько отверстий, а с верхней стороны показался спил в форме полумесяца (фото №15, №16 и №17).

    Этот камень явно носил какую-то техническую функцию, причем в его маленькие отверстия могло быть вмонтировано железное кольцо, тогда это приспособление могло быть древним якорем, грузилом или балластом.

    Если поверхностное ознакомление с валунами и камнями в основании внешней стены южной башни Симонова монастыря привело к такому количеству находок, то к каким результатам могут привести серьезные исследования и археологические раскопки в районе стен и башен, чудом сохранившихся до нашего времени? Уверен, что находок будет достаточно и взору исследователей откроется множество важных свидетельств далекой эпохи. Вполне вероятно, что археологам тогда удастся найти и собрать воедино части загадочной скульптурной композиции и раскрыть способы ее изготовления «современными» техническими средствами.

    Местность, где был основан Симонов монастырь (сейчас это рядом с метро «Автозаводская») была известна с XII в. Здесь находилось одно из сел боярина Кучки – Симоново – отсюда название монастыря. Местоположение монастыря было выгодным в стратегическом отношении. Он стоял у проезжей Коломенской дороги, которая вела к Кремлю. Территория отличалась также красотой и живописностью.

    Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 г. на том месте, где сейчас находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове,на левом возвышенном берегу Москвы-реки.Первоисточником по основанию монастыря является житие Сергия Радонежского, в котором есть глава об основании Симоновской обители племянником и учеником Преподобного – Феодором, который был сыном родного брата Сергия Стефана.Когда Феодор задумал основать свой монастырь, то был благословлен на это Сергием Радонежским. Святой старец пришел в Симоново, осмотрел место и одобрил выбор племянника. Монастырь был основан при благословении митрополита Алексея. Феодор был первым игуменом Симонова монастыря и принимал активное участие в его жизни. Благодаря его заботам в 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, на четверть версты севернее старой обители. Существует предание, что на новое место указал сам Дмитрий Донской, так как оно было удобно для обороны подступов к Москве и располагалось на стратегически важном направлении. В 1379 г. был заложен каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, который был освящен в 1405 г., по своему великолепию он почитался единственным в Москве. Старый монастырь не был разрушен, а оставался существовать с церковью Рождества Богородицы и кельями для иноков под названием Симоновского старого монастыря. Он находился в зависимости от новой обители, а во времена Ивана Грозного существовал отдельно. Старая обитель служила усыпальницей для иноков нового Симонова монастыря. В 1380 г. здесь были захоронены герои Куликовской битвы, иноки-воины Александр Пересвет и Родион Ослябя. Жили здесь и старцы молчальники. К XVIII в. церковь Рождества Богородицы стала приходской.

    Настоятель Симонова монастыря, Феодор был духовникомвеликого князя Дмитрия Донского и добился от Константинопольского патриарха для себя сана архимандрита, а для монастыря — статуса ставропигиального.

    В юности, в хлебне Симонова монастыря, трудился святой Иона, в последствии митрополит Киевский и всея Руси (с 1448 г. первый митрополит, поставленный на Руси без Константинопольского патриарха). В память о нем в монастыре существовал обычай раздавать всем богомольцам монастырский хлеб из трапезной. В начале XVI в. в Симоновской обители жили писатели: инок Вассиан (в миру — князь Василий Иванович Патрикеев),афонец Максим Грек. Во время постов в Симонове монастыре жили цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. В августе 1431 г. великий князь Василий Васильевич перед походом в Золотую Орду обедал на лугу близ Симонова монастыря. В 1591 г. Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 г. монастырь активно сопротивлялся продвижению войск Ивана Болотникова, а в 1610-1613 гг. был разорен польско-литовскими интервентами и пришел в упадок.

    Монастырь был крупным феодалом: до 1764 г. он владел около 12 тыс. крестьян, имел много деревень и сел, к нему было приписано несколько мелких монастырей и пустыней. По церковной утвари и ризнице монастырь почитался наряду с богатейшими монастырями России. При секуляризации монастырских земель Симонову монастырюсохранили близлежащие окрестности, он был отнесен к первому классу, был третьим в Москве из ставропигиальных. В 1771 г. началась эпидемия чумы, часть иноков перевели в Ново-Спасский монастырь, а в Симонове был устроен карантин. К концу эпидемии в живых остались немногие иноки, обитель угасла, поэтому ее штат перевели в Богоявленский монастырь. В 1788 г. по приказу Екатерины II монастырь был упразднен с учреждением в его стенах госпиталя. Обер-прокурор Святейшего Синода Мусин-Пушкин А.И. по совету новгородского митрополита Гавриила решил ходатайствовать перед Екатериной II о восстановлении древней отечественной святыни, обитель была возобновлена 6 мая 1795 г. в первом классе. В 1812 г. монастырь пострадал от французов, были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

    Симонов монастырь славился благолепием храмов и благозвучием колоколов. С самого основания монастыря на его территории велось большое каменное строительство, которое продолжалось в XV, XVI и последующих веках. В первой половине XIX в. славился симоновский распев, которыйхотели ввести и в других храмах. В это время монастырь с окрестностями был любимым местом загородных прогулок москвичей.

    Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX в. До революции 1917 г. в монастыре были храмы: собор Успения Пресвятой Богородицы 1543-1549 гг., церковь Всемилостивого Спаса над западными воротами 1593 г. (по ней монастырь иногда именовался Спас-Симон), больничная церковь святого Николая над восточными воротами 1834 г., церковь Тихвинской Богоматери при трапезной XVII в., церковь Александра Свирского 1700 г., церковь Александра Невского и Иоанна Цареградского во втором ярусе колокольни, построенной в 1835-1839 гг. в северной ограде архтектором А.К. Тоном (высота 99,6 м, была на 12 м выше колокольни Ивана Великого). Монастырь окружала каменная ограда с пятью башнями (Сторожевая, Тайницкая, Дуло, Кузнечная и Солевая), возведенными в XVI-XVII вв. Башни были покрыты черепицею, на двух башнях на вызолоченных шарах были установлены ангелы, на остальных — флюгера. В ограде было устроено трое ворот: главные западные служили для входа и въезда в монастырь, северные под колокольней служили для входа в собор, восточные — для входа в монастырский сад. На территории монастыря, в западной части, были расположены два плодовых сада (настоятельский и братский), по всему монастырю были разбиты дорожки, обсаженные деревьями, на открытых площадках были установлены солнечные часы.

    В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены Степан Васильевич Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (в иноках Кассиан, 1430 г.), крещеный касимовский царевич Симеон Бекбулатович (в иноках Стефан, 1616 г.). Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, друг А.И. Герцена историк В.В. Пассек (1842 г., был похоронен бесплатно за то, что написал историю Симонова монастыря) с детьми, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С. Пушкиным), известные издатели С.А. и Н.С. Селивановские, писатель и издатель журналов Максим Невзоров (1827 г.), дядя А.С. Пушкина Н.Л. Пушкин (1821 г.) и зять поэта Л. Н. Гартунг (1877 г.), коллекционер А.П. Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры.

    Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер. В 1930 г. был взорван Успенский собор, разрушена церковь Александра Свирского, Сторожевая и Тайницкая башни и часть стены, позднее разрушены другие церкви и постройки. На месте монастыря в начале 30-х г.г. был построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). В советское время на оставшейся территории монастыря находились различные учреждения. В настоящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан общине, состоящей из глухонемых.

    В 1509 г. деревянная церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, рядом с которой были захоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, была заменена каменной. В 1660 г. над могилами иноков были установлены каменные надгробия. В 1785-1787 гг. с запада от церкви были построены новые каменные колокольня с трапезной. В 1846-1855 гг. трапезная с колокольней были вновь построены, в трапезной устроены два придела: южный святого Николая и северный Сергия Радонежского, в котором оказались могилы героев. В 1870 г. над могилами Пересвета и Ослябя были установлены чугунные надгробия и устроен металлический шатер.

    После революции церковь оказалась на территории завода «Динамо» имени Кирова и ее хотели снести. Затем в ней оборудовали трансформаторную,потом компрессорную станции. Благодаря общественности в 1983 г. церковь Рождества Богородицы была передана Историческому музею для создания там экспозиции, посвященной Куликовской битве, и началась реставрация храма.

    В продолжение темы:
    Рецепты

    Николай - довольно популярное имя, сильное и надёжное. Оно наделяет своего обладателя различными противоречивыми качествами. В характере такого мужчины объединяются...