Конспекты занятий по теме зимующие птицы. Конспект занятия "зимующие птицы"
Алена Подоскина
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Зима. Зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Тема: «Зима. Зимующие птицы».
Цели:
Коррекционно – образовательные:
Расширение и активизация словарного запаса по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;
Обогащение словарного запаса прилагательными;
Развитие связной речи
Коррекционно – развивающие:
Развитие общей и мелкой моторики через игровые упражнения;
Развитие внимания и памяти;
Коррекционно – воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе
Оборудование:
Интерактивная доска с набором дидактического материала;
Корм для птиц: сало, пшено, семечки, зерно, хлеб, еловые шишки, сухие плоды рябины;
Мольберт;
Схема для составления описательного рассказа о птицах;
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети, послушайте загадку:
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Работа со словами.
Дети, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она? Какой у нее характер? (Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, вьюжная, суровая, красивая)
Дети, вы сказали, что зима снежная. Почему? (Потому что впало много снега)
А какой снег? (Липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)
А каким, словом можно назвать зиму ласково? (Зимушка)
Да дети, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
Работа над текстом.
Дети, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем, что мы знаем о них, послушаем их голоса.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат – карр,карр, карр. (Ворона)
Давайте расскажем о вороне.
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать ляжет в дупло. (Сова)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (Голубь)
Развитие общей моторики.
Физ. Минутка.
Ну – ка, птицы полетели, (бегают, машут руками)
Полетели и присели (присели)
Поклевали зернышки (нос вверх – вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся)
Водички попили (нос вверх – вниз)
Перышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Прочь полетели (машут руками, убегают)
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
Мы послушали с вами рассказы о птицах, а теперь я хочу посмотреть, какие вы были внимательные, как внимательно вы слушали друг друга.
Вы любите компьютерные игры? Мы с вами поиграем в игру «Самый внимательный» (третий лишний).
На экране вы увидите три картинки. Вы должны будете определить, какой предмет не подходит к остальным.
Развитие мелкой моторики.
К нам на участок в детском саду прилетают зимующие птицы. Какие?
Давайте мы с вами угостим наших гостей. Я приготовила для них корм: сало, пшено, семечки, зерно, хлебные крошки, шишки, сухую рябину.
Мы с вами отнесем этот корм на участок, в наши кормушки. Но только когда я готовила корм для птичек, у меня нечаянно порвались бусы. И бусы порвались и бусинки перемешались с зернышками. Что может случится с птичками, если они склюют бусинки?
Давайте поможем птичкам, очистим корм от бусинок. Но, работа наша трудная и мы сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело (дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Мы расскажем (трут ладонь о ладонь)
Ворона, синица, воробей, голубь и сорока, дятел в пестрых перышках
(складывают пальцы «щепоткой» и стучат по столу)
Всем хватило зернышек (стучат пальцами перебором по столу).
Зерно почистили от бусин, давайте пойдем на прогулку и унесем корм в кормушку нашим гостям.
7. Итог.
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для сорок и для синичек
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки
Прилетайте на опушку,
Угощенье ждет в кормушке.
Разработала учитель-логопед
первой квалификационной категории
МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка"
г. Павлово, Нижегородской области
Пулина Нина Павловна
Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
2. Расширять лексический запас по данной теме.
3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на -ья, -ьи.
4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным.
6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.
9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
4. Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Материал :
Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.
ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);
Мяч;
Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
Ход занятия
I.Организационный момент:
Психогимнастика:
Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.
Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.
Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко
II. Сообщение цели:
Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.
1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)
(выставляется картинка синички)
Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)
(выставляется картина снегиря).
Угадайте, что за птица? Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)
(выставляется картинка совы).
В серой шубке перовой, и в морозы он герой!
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!
(выставляется картинка воробья).
Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!
Кто это?
Вороны! (выставляется картинка ворон).
Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!
А это кто?
Дятел! (выставляется картинка дятла.)
Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?
Дети: - Зимующие!
Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?
Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.
Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)
Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?
Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)
Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?
Дети: - Размером, окраской, оперением.
Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?
Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.
2. Сейчас у нас игра с мячом «Один - много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов
Ворона - (вороны) сорока - (сороки)
Голубь - (голуби) сова -(совы)
Снегирь - (снегири) галка - (галки)
Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)
Перо - (перья) крало - (крылья)
Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)
3. Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)
Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)
У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)
У вороны длинный клюв? (длинноклювая)
А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)
У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)
4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)
У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:
Галки-галочки, галчата.
Снегири - снегирики, снегирёчки, снегирята.
Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.
Голуби, голубочки, голубята.
Логопед: А что умеют делать эти птицы?
Дети: -летать, прыгать, ходить.
6. Координация речи с движением «Птички»
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили, клювики почистили,
7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?
Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно - синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).
8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?
Ленивый, грустный, малоподвижный.
У какая по характеру синица?
Тонкая, умная, весёлая, юркая.
А какой воробей?
Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.
А что можно сказать про сороку? Какая она?
Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.
9. Игра «Накорми птиц»
У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.
Это семена дыни. Какие семена?
Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?
Синица.
Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?
Дынными.
А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?
Снегири.
Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. - Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)
А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.
А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)
А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)
Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)
10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.
(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)
11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.
А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)
Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.
III. Релаксация.
Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)
Дети: - Я слышала, как каркает ворона,
А я слышала, как чирикает воробей.
Я слышал, как свистят синицы и снегири.
А я - как трещит сорока.
IV. Итог:
Птицы - полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!
Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.
Цели: закрепить знания о зимующих птицах, обобщающем олове «птицы»; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные с числительными от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам; развивать координацию движений с речью; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; карточки к игре «Весёлый счёт»; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба); «волшебный снежок», «волшебная палочка».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог. Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
Упражнение «Метель».
Дети выполняют движения соответственно тексту:
Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела
Все дорожки, все пути — ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Педагог. Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег. И ко мне прилетел «волшебный снежок».
2. Основная часть: игры.
«Назови признак»
Снег (какой?) — белый, пушистый, мягкий, лёгкий, липкий мокрый, рыхлый, чистый и др. (Дети подбирают определения.)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Педагог. Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
Ребята, а я вижу здесь птичек (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птички улетели. Вот и первый сюрприз нам зима приготовила. «Сложи птичку». Дети складывают из разрезных картинок птичек, каждый называет свою птичку.
Как назвать их одним словом? (Птицы.)
Почему эти птицы не поют в лесу?
А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
А зачем? (Человек их кормит.)
Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы! (Зимующие.)
«Кого чем угостим?»
Педагог. Как много прилетело птиц, давайте их покормил! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)
Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные! Почему их называют птицами?
Дети рассказывают о строении птиц.
«Сказки какая? какой?»
— Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
— Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
— У птички жёлтая грудка, она какая?
— Какую птичку называют желтогрудой?
— Если у птички красная грудка, она какая? Какую птицу называют красногрудой?
— Если у птицы толстый клюв, она какая?
— Какую птицу называют толстоклювой?
— Если у птицы короткий клюв, она какая?
— Какую птицу называют короткоклювой? И т. д.
Педагог. Ребята, птички наши наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физкультминутка
Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик, — он промок,
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Веселый счет» (по карточкам).
Педагог. Как много к нам птиц прилетело! Давайте их посчитаем. (Дети считают птиц.) Всех птичек пересчитали. Как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Ворона — каркает, сорока — стрекочет, воробей — чирикает, голубь — воркует.
Педагог. Давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда поиграем.
«Один — много».
Ворона — вороны — много ворон и т. д.
Педагог. Ой, что-то тут сверкнуло! Да это моя «волшебная палочка». Хотите, я превращу вас всех в снегирей? (Произносит заклинание: «Вокруг себя повернись, в снегиря ты превратись».)
Физкультминутка «Снегири»
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
3. Итог занятия.
— О чем мы беседовали?
— Что делают птицы зимой?
— Каких птиц вы знаете?
Конспект открытого занятия в средней группе
Воспитатель Аверченко Р.М.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель : Закреплять и уточнять знания о зимующих птицах.
Задачи : -Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;
Развивать творческие способности и воображение, умение
рассуждать и делать выводы;
Создавать изображение, передавая форму частей птички;
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних
условиях;
Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной
деятельности.
Словарная работа : зима, зимующие.
Материалы к занятию : фотографии, иллюстрации зимующтих птиц, музыка- запись голосов птиц, обручи красного, серого, желтого цвета, геометрические фигуры, клей и атрибут дерева на доске.
Ход занятия:
Дети проходят и встают в круг перед стульчиками.
Подготовка к приветствию. Игра- релаксация приветствия
«Что за чудо- чудеса!
Раз рука и два рука.. ..(руки вытянуты тыльной стороной);
Вот ладошка правая, вот ладошка левая… (показ ладошек);
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья… (приветствуют)».
Вот мы и поприветствовали друг друга, садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение о зиме .
Белый снег пушистый. И под утро снегом
В воздухе кружится, Поле забелело.
И на землю тихо Точно пеленою,
Падает, ложится. Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непрорбудно……
Воспитател ь: Какое сейчас время года?
Правильно. Зима. Холодно зимой, многие птицы улетают в теплые края,
а те птицы, которые остаются зимовать, перебираются поближе к людям.
Воспитатель : Как называются такие птицы?
Правильно. Зимующие.
Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о зимующих птицах.
Воспитатель : Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.
Послушайте загадки про птиц
1. Эта маленькая пташка,
Носит серую рубашку.
Подбирает быстро крошки.
И спасается от кошки (воробей) Ставит картинку на доску .
2. Желто- синенькие птички,
Называются …… .(синички).
3. Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона. Кто она… ..(ворона).
4. Ночевали до зари на морозе ……(снегири).
5. Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет……(сорока).
Воспитатель : Правильно. Скажите, как мы можем помочь птицам выжить
в холодных условиях?
Верно, построить им кормушки.
Чем питаются птицы? Птицы едят: пшено, семечки, сало, хлебные крошки.
Молодцы!
Воспитатель : Сегодня я вам расскажу еще об одной зимующей птице - это клест. Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми и сильными пальцами, острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым опереньем. Главная особенность клеста- клюв, сложенный крестиком. Клесты очень дружные птички, любят летать стайками и всегда строят гнезда в хвойных лесах, где много шишек.
Строят гнездо на верхушки ели или сосны под прикрытием густых ветвей. Строят гнезда сама мамочка, а папа клест помогает. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, которые находятся в шишке (сосны и ели). Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще зимой.
Слушайте загадку : «Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Кле, кле, кле – поет со свистом» (клест).
Воспитатель : Дети, хотите поиграть? Игра называется «Птицы на прогулке ».
Воспитатель раскладывает обручи разного цвета на полу:
серый обруч - воробьи, красный обруч – снегири, желтый обруч –синицы.
Устно называет птицу ребенку. Под бубен птицы летают, по команде «столовая открыта» птицы быстро слетаются к соответствующим кормушкам.
Ребята, нам нужно определить самую дружную стаюптиц.
Воспитатель : Молодцы, все птицы дружно прилетели на свою кормушку.
Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает , стихотворение про птиц?
Дети рассказывают по желанию.
1. Стынут лапы на морозе. Подойду поближе к ней.
У сосны и ели. И глазам не верится:
Что за чудо? На березе Стайка алых снегирей.
Яблоки поспели. Облепила деревце.
2. Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
Воспитатель : Молодцы!
Дети садятся за столы и воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Зимующие птицы».
Шишка, ты вкусна, толста (сцепить указательные пальцы);
И прекрасна для клеста (перецепить пальцы);
А снегирь, встряхнув снежинки (смахнуть снег с тыльной стороны кисти);
Поклюет зимой рябинки (пальцы правой руки согнуть в щепоть- «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».
Воспитатель : Посмотрите, какие геометрические формы лежат на столах?
Какую фигуру мы можем собрать? Дети предлагают птичку – снегиря.
Воспитатель: Из каких частей состоит птичка? Дети перечисляют.
Из большого круга - тело, круга поменьше - голова, из треугольника хвост, и двух полукругов крылья. Воспитатель предлагает посадить этих птиц на дерево (на доске). Дети приступают к работе под пение птиц.
В завершении работы, дети рассматривают получившийся результат совместной работы.
«Веселая стайка снегирей .
Конспект занятия во 2-ой младшей группе
Тема. «Зимующие птицы».
Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред)
Образовательная область “Познание”.
1. Формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду,
2. Совершенствовать умение отгадывать загадки, составлять краткий рассказ-описание,
3. Развивать наблюдательность, внимание при рассматривании птиц у кормушки,
4. Развивать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их зимой,
6. Воспитывать бережное отношение к природе,
7. Развивать способность любоваться красотой природы.
Образовательная область “Коммуникация”
1. Совершенствовать умение отгадывать загадки, составлять краткий рассказ-описание,
Образовательная область “Художественное творчество”
1. Учить детей рисовать ладошками,
2. Уточнить и закрепить у детей знание цветов,
3. Развивать воображение при рисовании нетрадиционным способом,
4. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Образовательная область “Социализация”
1. Развивать у детей желание играть с воспитателем в подвижные игры,
Лексический материал:
Активизировать в словаре: части тела птицы (голова, клюв, глаза, хвост, туловище, крылья, лапы, название птиц (воробей, ворона, сорока, голубь, название цветов спектра.
Ввести в словарь: кормушка, название зимующих птиц (синица, снегирь) .
Материал и оборудование к занятию:
Демонстрационный: Конверт с письмом, кормушка, корм для птиц, иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Раздаточный: Специальные краски светлых оттенков для рисования руками, клеенки, вода в миске для споласкивания рук, салфетки для вытирания рук, блюдца с краской, фломастеры на каждого ребенка, лист ватмана.
Предварительная работа:
— наблюдение за птицами, их повадками;
— подбор картины с изображением зимующих птиц;
— изготовление конверта с письмом;
Взаимодействие с педагогами подготовительной группы;
— подбор загадок и стихов о птицах.
Проведение НОД:
Воспитатель сообщает детям, что рано утром, когда она пришла в детский сад, она получила письмо (показывает детям конверт)
— Вы хотите узнать, что лежит в конверте? Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем. Педагог достает из конверта письмо и читает его детям: «Здравствуйте, мы - ребята из подготовительной группы. Вчера у нас проходил конкурс кормушек, мы развесили их на всех участках, и на вашем участке тоже. Когда вы пойдете гулять, вы увидите наши кормушки на дереве»
— Вы хотите посмотреть кормушки? Тогда давайте одеваться на улицу…
Выйдя с детьми на участок, воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть вокруг и найти развешенные кормушки.
Хвалит ребят, которые первыми заметили на участке кормушку для птиц.
— А кто знает, для кого нужна кормушка — эта кормушка для птиц, зимой, когда на улице холодно и много снега, птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и насыпают в нее корм для птиц
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение Р. Бухараева «Кормушка».
Медленно, медленно падает снег.
Тихо по снегу идет человек.
В шапке и в шубке своей меховой,
Красные санки везет за собой.
В санках желтеет кормушка для птиц:
Для воробьев, голубей и синиц.
Падает, падает, падает снег,
Доброй дороги тебе, человек!
Воспитатель снимает кормушку с дерева и сопровождает свои действия рассказом.
— Кормушка сделана из дерева, у нее есть дно, куда насыпают корм: зернышки, семечки, хлебные крошки. У нее есть крыша, которая укрывает корм от снега. Еще у кормушки есть веревочка, за которую ее подвешивают за дерево.
Как вы думаете, почему дети повесили на дерево кормушку? Птички летают высоко, там им легче будет увидеть корм, а еще на дереве им никто не помешает клевать зернышки - ни кошки, ни собаки их не достанут.
Дети подготовительной группы подарили нам кормушку для того, чтобы мы с вами кормили птиц. Педагог предлагает детям взять заранее приготовленный корм для птиц и насыпает его в кормушку, объясняя детям: «Хлебные крошки нужно размять руками, т. к. у птиц тонкий и острый клюв - они могут клевать только мелкую пищу»
После того, как дети насыпали корм в кормушку педагог снова вешает ее на дерево… Когда к кормушке подлетают птицы, воспитатель обращает на это внимание детей.
— Ребята, посмотрите на эту птицу - указывает на воробья. Что это за птица, кто знает? Что есть у воробья? Какого цвета его перышки? Что делает воробей? Хотите поиграть в игру «Птички летают». Вы все будете птичками, а я буду говорить слова, а вы на слово «Ай» разлетитесь… Птички сидят, клюют зернышки и улетают.
Села птичка на окошко:
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай.
Улетела птичка - «Ай! » (игра повторяется 2-3 раза)
— Какие быстрые, ловкие птички! А какие еще птицы могут прилететь к нашей кормушке?
Сейчас я загадаю вам загадки об этих птичках:
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (у снегиря)
Как лиса среди зверей,
Эта птичка всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (ворона)
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: тень-тень.
Как ой хороший зимний день! (синица)
Кто летает, кто стрекочет -
Рассказать нам новость хочет? (сорока)
Угадайте, эта птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится -
Собирает крошки,
А потом на ветку - прыг,
И чирикнет: Чик-чирик! (воробей)
— Какие вы молодцы, все загадки угадали. А хотите в группе нарисовать птичек?
Воспитатель вместе с детьми возвращается в группу. Дети свободно располагаются на ковре, на стене развешаны иллюстрации зимующих птиц.
— Сегодня мы с вами видели много птиц, которые прилетели к кормушке на нашем участке. Давайте вспомним, кого мы видели. А еще могут прилететь: сорока, ворона, снегирь. Воспитатель обращает внимание детей на развешанные иллюстрации.
— Это - снегирь, какой он? — Это — маленькая птица, у нее красная грудка, есть голова, на ней - клюв, глазки, еще есть крылья, хвост, лапки. — Это - ворона, она большая птица черного цвета, с серой грудкой, у нее на голове большой клюв, есть крылья, хвост, большие лапы. Расскажите, что есть у всех птиц?
— А хотите, мы с вами нарисуем много птичек, которых накормим потом зернышками?
Дети проходят за столы, на которых подготовлена краска светлых оттенков, разлитая в неглубокие блюдца. Постелена клеенка, налита в миски вода для мытья рук.
— Сейчас мы с вами нарисуем птичку-невеличку ладошками. Для этого нам нужно сделать отпечаток своей ладони на листе бумаги. Посмотрите, я отвожу большой палец руки вот так (показ, остальные пальцы прижимаю друг к другу. Потом опускаю ладонь в краску и аккуратно прижимаю к бумаге. Посмотрите, какой отпечаток получился. Напомните мне, как нужно положить ладошку на лист.
Во время работы, помогает детям правильно развести пальцы. После того как дети сделали отпечатки, они моют руки и продолжают работу. Затем воспитатель показывает, как дорисовать птичке клюв, лапки, глаз. Предлагает детям дорисовать птичку при помощи фломастеров.
— Теперь дорисуйте глаз и клюв на голове птички и лапки. Вот и получилась настоящая птичка.
По желанию дети могут дорисовать своей птичке зернышки.
— Какие вы молодцы! Какие красивые получились птички!
— Что вам сегодня больше всего понравилось? Что интересного вы узнали?