«Вот опять окно…» М. Цветаева

CANDLELIGHT IN NIGHT

It"s a home again
Where some never quit:
Maybe, sip champagne,
Maybe, simply – sit.
Simpler yet – two hands
Have each other found.
Have you seen, my friends,
Homes like this around?

They of parting nights
And first meetings scream.
Maybe, many lights,
Maybe, only three ...
Will I get my mind
Rid of worries weird?
Why has next to mine
Home like this appeared?

Not from candlelight
Fearful darkness dies -
From those sleepless eyes.

Bless those homes, my friends,
Where light never ends,
Homes that nights ignite.

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Рецензии

Here"s again the window,
Where nobody sleep.
Maybe they"re drinking wine, or
Maybe they"re simply sitting.
Or maybe they two can"t break
The union of their hands.
Perfectly you"d find, friend,
In every house the same.
Shouts of partings and meetings -
In window in the night!
Maybe - the hundreds of candles,
May be - the three one time...
No any rest, no rest any
To my excited mind.
In my house there appeared
Something disturbing one.
Not from the candles, or light
the darkness

Had burned into fire.
That from the sleepless eyes!
Please, pray, oh friend,
for my such sleepless house,
And for my window shining!

Well, soon we"ll be replaced by computers.
Here is Google Translate:

Here again, the window
Where again, do not sleep.
Can - drink wine,
Maybe - so sit.
Or simply - Hand
Not raznimut two.
In each house, a friend,
There is a window.

Creek partings and meetings -
You"re a window into the night!
Can - hundreds of candles
Maybe - three candles ...
No, no mind
My peace of mind.
And in my house
Bred like that.

У каждого свой внутренний ритм, и переводы, естественно, все будут разными. Я просто решила тоже перевести, и вот что получилось... Удачи в переводах! Людмила

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

#Х3м, #Х3мжб, #Ам42жм, #Ам4342жм, #Я42мд

ТРИ ПЕСНИ
на стихи Марины Цветаевой


Музыка Бориса Тищенко

1. ОКНО

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.

Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи...

Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок,
За бессонный дом,
За окно с огнем!



2. ОСЫПАЛИСЬ ЛИСТЬЯ

Осыпались листья над вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, милый, послушайте, милый:
Вы все-таки мой.

Смеетесь! - В блаженной крылатке дорожной!
Луна высока.
Мой – так несомненно и так непреложно,
Как эта рука.

Опять подойду с узелком утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны,
К великим морям.

Я вас целовала! Я вам колдовала!
Смеюсь над загробною тьмой!
Я смерти не верю! Я жду вас с вокзала -
Домой!

Пусть листья осыпались, смыты и стерты
На траурных лентах слова.
И если для целого мира вы мертвы,
Я тоже мертва... тоже мертва... мертва.

Я вижу, я чувствую, - чую вас всюду, -
Что ленты от ваших венков! -
Я вас не забыла и вас не забуду
Во веки веков.

Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету. -
Письмо в бесконечность, - Письмо в беспредельность. -
Письмо в пустоту.














3. ЗЕРКАЛО

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий
Я выпытать – куда вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И вы – на палубе...
Вы – в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе...

Вечерние поля в росе,
Над ними – вороны...
- Благославляю вас на все
Четыре стороны!
- Благославляю вас на все
Четыре стороны!
- Благославляю вас на все
Четыре стороны!






На третье стихотворение ("Хочу у зеркала, где муть...") есть также известный романс Микаэла Таривердиева , написанный для кинофильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975).

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Анализ стихотворения «Вот опять окно, где опять не спят…» Цветаевой

После того как М. Цветаева рассталась с С. Парнок, она вернулась к своему мужу. Поэтесса не строила иллюзий насчет возвращения к спокойной семейной жизни. Между супругами пролегла широкая трещина. Цветаева не могла успокоиться, предаваясь мучительным размышлениям. Результатом этого стал поэтический цикл «Бессонница», включающий в себя стихотворение «Вот опять окно…».

Испытав на себе тяжесть бессонных ночей, поэтесса обращается к символу такого состояния — освещенному в ночи окну. Случайные прохожие редко обращают внимание на горящие во тьме окна домов. А ведь за каждым из них скрывается чья-то огромная боль или великая радость. Люди, ведущие спокойную и размеренную жизнь, по ночам спят. Лишь экстраординарные события вызывают бессонницу. Возможно, за освещенным окном «пьют вино», заливая им свое горе или тоску. Либо всю ночь при свете «рук не разнимут двое» влюбленных. Утверждая, что в любом доме есть такое окно, поэтесса имеет в виду, что в жизни каждого человека случается событие, заставляющее его не спать ночью.

Цветаева утверждает, что символическое окно освещается не столько физическим источником света, сколько «бессонными глазами». Поэтесса верила в существование духовного мира, поэтому для нее излучаемая возбужденным человеком энергия имела первостепенное значение. Если бы люди обладали особым зрением, то вместо света от ламп и свечей, они бы видели мощные потоки самых разнообразных чувств, превращающих ночь в кошмар или праздник. Окно в этом смысле становится границей между двумя мирами: внешним равнодушием и замкнутым в узком пространстве целым спектром эмоций. В спящем городе никогда не затихает скрытая от окружающих тайная ночная жизнь.

Испытывая страдания от мучительных мыслей, поэтесса с грустью признается, что и в ее доме появилось освещенное по ночам окно. Обращаясь к неизвестному собеседнику, она призывает его помолиться «за бессонный дом». Ведь ни один человек не может быть уверен, что у него не появится такое же «окно с огнем».

Превращая окно в символ бессонницы, Цветаева как бы ищет поддержки у всех людей, разделяющих ее чувства и переживания. Ощущение духовной близости с такими же мучениками облегчает ее боль, дает надежду на скорое избавление и обретение душевного равновесия.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вот опять окно…»

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи…
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно…» входит в цикл «Бессонница» и, пожалуй, является центральным. В нём отражены душевные страдания поэта, чувство сопричастности ко всему, что происходит с людьми.

Ключевое слово «окно» лишено конкретности, это своеобразный символ человеческой жизни, то тревожной, то радостной. «Окно в ночи», его свет – это сигнал о непокое, история разных судеб:

Может – пьют вино,

Может – так сидят,

Или просто рук

Не разнимут двое.

Цветаева с помощью определённо-личных предложений со значением обобщённого лица подчёркивает, что всем, живущим на земле, суждена бессонница, и не только от горя, но и от радости:

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

И так будет повторяться вечно. Это подтверждается с помощью лексического повтора слова «опять»:

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Для Цветаевой важны именно горящие в ночи окна, для неё погасшие – это не жизнь, а существование без чувств и души или же безысходное одиночество, когда не для кого зажигать лампу. Там, где светится окно, обязательно двое, если и не вместе, то в мыслях:

Крик разлук и встреч –

Ты, окно в ночи!

Горящее окно – это праздник, радость встречи – «может, сотни свеч», это и разлука, а может быть, и смерть – «три свечи» ставят у гроба. Поэт мастерски передаёт состояние души, когда от счастья словно зажигается иллюминация, вспыхивает фейерверк, а от горя всё меркнет, погружается во тьму.

И если в первой строфе поэт спокойно, философски говорит о светящихся окнах, увиденных взглядом стороннего наблюдателя, что отражено в размеренной, неспешной интонации, то во второй строфе интонация становится беспокойной, напряжённой, нервной:

Нет и нет уму

Моему – покоя.

И это потому, что и самой лирической героине довелось испытать боль и потом мучиться от бессонницы: «и в моём дому завелось такое». Метафора «крик разлук и встреч» говорит о силе чувства обретения и потерь, это крик души и героини, и всех тех, кто любит и ждёт. Как заклинание звучит обращение «помолись, дружок». Всем страдающим, всем одиноким, разлучённым так нужна искренняя, от сердца идущая молитва близкого человека, его сочувствие. Но есть вещи, о которых трудно говорить открыто, поэтому Цветаева несколько раз использует фигуру умолчания:

Может – сотни свеч,

Может – три свечи…

Неполные предложения позволяют читателю самому домыслить эти загадочные строки. Поэт искренне признаётся читателю: «и в моём дому завелось такое». Что скрывается за местоимением «такое»? Его можно заменить целым рядом слов: горе, любовь, разлука, страдание. Но мы понимаем: это нечто, причиняющее боль, лишающее сна и покоя. Это ещё одно бессонное окно в ночи, где страдает, любит и надеется человек.

В продолжение темы:
Рецепты

Николай - довольно популярное имя, сильное и надёжное. Оно наделяет своего обладателя различными противоречивыми качествами. В характере такого мужчины объединяются...