СПП с придаточным сравнительным.pptx - Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. СПП с придаточными сравнительными план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему Предложения с спп сравнения

1. Вопросы придаточного сравнительного предложения :
отвечают на вопросы: подобно чему? как?
Но не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы.
Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи :
придаточные сравнительные предложения прикрепляются к главному предложению союзами: как если бы, как, словно, прямо как, подобно тому как, что, так же как, всё равно что, чем, нежели, чем если бы, чем и другие.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Река точила камень так (как?), будто хотела сделать идеально ровную поверхность.

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие предложения, в которых придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели, а в главном предложении есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а:
Приведем пример:
В моём сознании находится намного больше мыслей, поэтической силы чувств, чем ты предположить.
Молодая девушка получала из дому более, нежели должна была ожидать;
Чем на мост нам идти, поищем лучше броду.

Так же употребляются местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе, вместо формы сравнительной степени:

Конечно, Черное море оказалось совсем другим, чем мы о нём думали.

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особым значением, но и особой структурой.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем.
В них трудно разграничить придаточное и главное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.
Принято, что придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

3. Место в предложении :
придаточные сравнительные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.

Приведем пример:
Служите мне (как?), как вы ему служили.
«Как» выступает как союз.

Со звонкими звуками (подобно чему?), как будто кто-то бьет молотком по железному куполу, рвутся гранаты.

Здесь «как будто» - союз.

Чем ближе подходит ночная съемка к концу, тем бесцеремоннее и ворчливее делается землемер.

(чем), [тем ].

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные времени, придаточные места, придаточные цели, придаточные причины, придаточные условия, придаточные следствия, придаточные уступительные.

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

Цели урока:

повторить сведения о способах выражения в языке значения сравнения (сравни­тельный оборот, творительный сравнения, сочетание сравни­тельной формы прилагательного и существительного, придаточ­ное сравнения); формировать умения пользо­ваться приемом синонимиче­ской замены, конструировать сложноподчи­ненные предложения с прида­точным сравнения, находить сложноподчи­ненное предложение с придаточ­ным сравнения и сравнительны­ми оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтакси­ческие конструкции.

Конспект урока.

I . Орг этап

II Проверка домашнего задания.

1. Упражнение 159, чтение и объяснение составленных схем по цепочке.: 1)объяснение смысла каждой пословицы,

2) назвать морфологические признаки наречий,3) прочесть 10 слов по заданной модели (каждый называет 1 слово, не повторяя прозвучавшее

упр 160 –конспект проверят дежурные по образцу.

(вопросы, сложности при выполнении).

II Работа с учебником.

    Чтение лингвистического материала § 20

На какой вопрос отвечают языковые конструкции, которые помогают выразить значение сравнения? Назовите данные языковые конструкции

1.Оскалить зубы

2.Радость ползёт улиткой.

3.Под ним струя светлей лазури

4.Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

СПП с придаточным сравнения.

Как, точно, словно, будто, как будто, как если бы

1)Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось. (М.Пришвин)

2)Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

ВЫВОД: СПП с придаточным сравнения более полно и ярко выражает сходство предметов и явлений.

    Упражнение 166

Проверка

Наречие образа действия

Творительный сравнения

(глагол +сущ в тв.п)

Сравнит ф прилаг +сущ

Сравнительный оборот

СПП с придат сравнения

Вывод. Сравнительные союзы могут присоединять придаточные предложения и сравнительные обороты. В этом случае запятая перед сою­зами ставится. А могут стоять при сказуемом, тогда запятая не ставится.

(Море как ртуть.)

IV . Закрепление материала.

Записать предложение (строки из стихо­творения Анны Ахматовой).

Для мирной жизни новых поколений,

От Каспия и до полярных льдов,

Как памятники выжженных селений

Встают громады новых городов.

Вывод. Придаточные сравнительные, как и сравнительные обороты, используются в поэтической речи и прозе и служат для создания вырази­тельности речи.

V . Работа с художественными текстами.

Фигура поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления, предмета или состояния с другим, называется сравнением.

Разберем несколько примеров, распределяя предложения по груп­пам.

Карточка.

1. Как стих без мысли в песне модной, дорога зимняя гладка. 2. Она, как с давними друзьями, своими рощами, лугами ещё беседовать спешит (А. С. Пушкин). 3. Спорили, советуясь друг с другом, как спорят гордые в правде люди с сильными мира сего, не сдаваясь силе, но стараясь её убе­дить (М. Пришвин). 4". Мелкий грибной дождь не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К. Паустовский). 5. Анчар, как грозный часовой, стоит - один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

6. Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман (А. С. Пушкин).

7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим вет­ром (Дудин). 8. И эта песнь была нежна, как будто для земли она была на небе сложена! (М. Ю. Лермонтов.)

Проверка

Почему седьмое предложение не записано ни в одной колонке? (потому что сравнительный союз как входит в состав сказуемого: лес как орган).

Чем осложнены предложения? (деепричастными, сравнительными оборотами, обособленным определением, однородными членами предло­жения).

Данные предложения позволяют повторить правописание гласных в личных окончаниях глаголов, перед суффиксом -л- в прош. вр. глагола, в падежных окончаниях существительных; -н- и -нн- в полных и кратких причастиях и прилагательных.

VI . Обобщающий вывод.

С помощью каких союзов и союзных слов присоединяются прида­точные сравнительные?

Какие конструкции могут присоединять сравнительные союзы, кро­ме придаточных?

В каких случаях перед сравнительным союзом не ставится запятая?

Как называется поэтическая фигура (троп), основанная на сопостав­лении предметов, явлений, состояний и т. д.?

Для чего употребляются в поэтической речи сравнения?

VII . Домашнее задание. § 20, упражнение 168

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнения.

Цель : создать условия для сознательного усвоения представления о сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнения, возобновить сведения о способах выражения сравнения в русском языке, развивать умение распознавать СПП с придаточным сравнения, конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, использовать таблицы, находить нужное, строить речевые высказывания, производить обобщение по заданным критериям, формулировать собственное мнение; способствовать воспитанию прилежания, внимательности, настойчивости в достижении результата работы.

Цель для обучающихся:

Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения

Уметь: распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, ставить в них знаки препинания, конструировать такие предложения.

Оборудование: компьютер, проектор, мел, тряпка.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Актуализация изученного : Сегодня мы продолжаем изучение СПП. Что такое СПП? В чем его отличие от ССП? Какой последний тип придаточных предложений вы усвоили? Охарактиризуйте его по плану: 1) значение; 2) вопросы; 3) средства связи; 4) пример

(Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия обозначают образ или способ действия. Придаточная часть отвечает на вопросы как? Каким образом? В качестве средства связи используются союзы что, чтобы, как, как будто. Например: Ветер дул с такой силой, что прохожие почти валились с ног.)

Разговор по теме сегодняшнего урока начну с хорошо известных вам поэтических строк.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

Какое средство художественной выразительности использовал поэт Сергей Есенин в этом отрывке из стихотворения? (Сравнение). Сравнение вообще играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. И сравниваться могут абсолютно различные понятия. Какие ещё средства художественной выразительности используются для выражения сравнения?

Я привожу примеры, вы даете определение:

белые мухи (о снеге – метафора), белоснежный цвет лица (эпитет). Верно, метафора, эпитет. И если художники слова чаще всего используют сравнение, метафору и эпитеты и другие средства выразительности, то чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что . Вспомните о том, что это за сравнительные обороты, как расставляются знаки препинания при них? (Сравнительный оборот используется для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. Например, Чёрные, как смола, тени легли на траву. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми).

Способов выражения сравнения, кроме сравнительного оборота, очень много. Вспомним их.

Способы выражения сравнения

Наречие образа действия

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Словосочетания типа похож(на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?)

Сравнительный оборот

Прочитайте данное ниже предложение и соотнесите его с данными положениями в таблице.Объясните постановку знаков препинания

Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Объяснение нового материала. Отдельно выписываем предложение. Находим главное и придаточное, выделим грамматические основы.

На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы.

Как вы уже догадались, перед нами CПП с придаточным сравнительным. Записываем, тема нашего сегодняшнего занятия: «Придаточные сравнительные». А теперь посмотрим текст рубрики «Теоретические сведения» на странице 184 и заполним опорную таблицу

Значение

Средства связи

Сравнения,

соответствия,

уподобления

Союзы: Как; точно; словно; будто; как будто; как если бы

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

Как вы сами понимаете, придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления . Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но и тут есть одна сложность. Какой вопрос мы задали к придаточным сравнения? Верно, «КАК?». К какому еще виду придаточных мы задаем подобный вопрос? (придаточным образа действия). Верно. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению.

Перед вами два сложноподчинённых предложения. Какие в них виды придаточных предложений?

Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.

Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.

Во втором предложении есть указательное слово так. Это придаточное образа действия

Закрепление изученного материала.

1) Выборочный объяснительный диктант Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем. Объясняем ход своих мыслей.

1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.

2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

4. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.

5. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

2) Со сравнительными оборотами составить простые осложнённые предложения, придаточные сравнения употребить в составе сложноподчинённого предложения

1ряд: как алмазы

как алмазы горят в солнечном свете

2 ряд: как дым

как дым пропадает в небе

3 ряд: как туча

как туча мчится в вышине

Домашнее задание: рассказ о придаточных сравнительных по теории на стр. 184 или по составленной в классе таблице. Написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег» или «Иней» с использованием придаточных сравн

ительных и сравнительных оборотов.

Рефлексия: Что показалось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой?

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнения.

Цель : создать условия для сознательного усвоения представления о сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнения, возобновить сведения о способах выражения сравнения в русском языке, развивать умение распознавать СПП с придаточным сравнения, конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, использовать таблицы, находить нужное, строить речевые высказывания, производить обобщение по заданным критериям, формулировать собственное мнение; способствовать воспитанию прилежания, внимательности, настойчивости в достижении результата работы.

Цель для обучающихся:

Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения

Уметь: распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, ставить в них знаки препинания, конструировать такие предложения.

Оборудование: компьютер, проектор, мел, тряпка.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Актуализация изученного : Сегодня мы продолжаем изучение СПП. Что такое СПП? В чем его отличие от ССП? Какой последний тип придаточных предложений вы усвоили? Охарактиризуйте его по плану: 1) значение; 2) вопросы; 3) средства связи; 4) пример

(Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия обозначают образ или способ действия. Придаточная часть отвечает на вопросы как? Каким образом? В качестве средства связи используются союзы что, чтобы, как, как будто. Например: Ветер дул с такой силой, что прохожие почти валились с ног.)

Разговор по теме сегодняшнего урока начну с хорошо известных вам поэтических строк.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

Какое средство художественной выразительности использовал поэт Сергей Есенин в этом отрывке из стихотворения? (Сравнение). Сравнение вообще играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. И сравниваться могут абсолютно различные понятия. Какие ещё средства художественной выразительности используются для выражения сравнения?

Я привожу примеры, вы даете определение:

белые мухи (о снеге – метафора), белоснежный цвет лица (эпитет). Верно, метафора, эпитет. И если художники слова чаще всего используют сравнение, метафору и эпитеты и другие средства выразительности, то чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что . Вспомните о том, что это за сравнительные обороты, как расставляются знаки препинания при них? (Сравнительный оборот используется для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. Например, Чёрные, как смола, тени легли на траву. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми).

Способов выражения сравнения, кроме сравнительного оборота, очень много. Вспомним их.

Способы выражения сравнения

Наречие образа действия

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Словосочетания типа похож(на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?)

Сравнительный оборот

Прочитайте данное ниже предложение и соотнесите его с данными положениями в таблице.Объясните постановку знаков препинания

Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Объяснение нового материала. Отдельно выписываем предложение. Находим главное и придаточное, выделим грамматические основы.

На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы.

Как вы уже догадались, перед нами CПП с придаточным сравнительным. Записываем, тема нашего сегодняшнего занятия: «Придаточные сравнительные». А теперь посмотрим текст рубрики «Теоретические сведения» на странице 184 и заполним опорную таблицу

Значение

Средства связи

Сравнения,

соответствия,

уподобления

Союзы: Как; точно; словно; будто; как будто; как если бы

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

Как вы сами понимаете, придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления . Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но и тут есть одна сложность. Какой вопрос мы задали к придаточным сравнения? Верно, «КАК?». К какому еще виду придаточных мы задаем подобный вопрос? (придаточным образа действия). Верно. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению.

Перед вами два сложноподчинённых предложения. Какие в них виды придаточных предложений?

Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.

Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.

Во втором предложении есть указательное слово так. Это придаточное образа действия

Закрепление изученного материала.

1) Выборочный объяснительный диктант Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем. Объясняем ход своих мыслей.

1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.

2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

4. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.

5. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

2) Со сравнительными оборотами составить простые осложнённые предложения, придаточные сравнения употребить в составе сложноподчинённого предложения

1ряд: как алмазы

как алмазы горят в солнечном свете

2 ряд: как дым

как дым пропадает в небе

3 ряд: как туча

как туча мчится в вышине

Домашнее задание: рассказ о придаточных сравнительных по теории на стр. 184 или по составленной в классе таблице. Написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег» или «Иней» с использованием придаточных сравн

ительных и сравнительных оборотов.

Рефлексия: Что показалось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой?

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Цели: Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения.

Задачи:

♦ находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;

  • отличать СПП с придаточными сравнения от СПП с придаточными, внешне сходными с ними;
  • продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы на основе комплексного анализа текста;

♦ совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Работа со словарными словами:

Резервы - (фр. гёьегхе от лат re senate - сберегать, сохранять):

  • Запас чего-либо на случай надобности.
  • Источник, откуда черпаются новые средства, силы.

Ресурс - количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Ресурс (техника) - объём работы или срок эксплуатации, на который рассчитывается машина, здание и т. п. После исчерпания ресурса безопасная работа устройства не гарантируется, ему требуется капитальный ремонт или замена.

Администрати вный ресурс - в политике возможность пользования той или иной политической силой структур власти в своих целях.

Природные ресур сы

Экономические ресурсы

Организационные ресурсы

Тр удовые ресурсы

Финансовые ресурсы

II. Повторение пройденного материала.

А. Фронтальный опрос теории.

Какие предложения называются сложноподчинённым? (Предложения, части которого связаны подчинительными союзами).

Перечислите виды сложноподчинённых предложений.

Какие предложения называются придаточными определительными? (Отвечают на вопрос какой? Относятся к определяемым существительным или другим словам в значении существительного. Прикрепляются к определяемым словам союзными словами).

Какие предложения называются придаточными изъяснительными? (Отвечают на вопросы косвенных падежей. Чаще всего относятся в главном предложении к глаголам. Прикрепляются к определяемому слову при помощи союзов что, как, будто, чтобы; при помощи союзных слов; при помощи частицы ли, употребленной в значении союза).

Какие предложения называются придаточными обстоятельственными? (Те, которые отвечают на вопросы обстоятельства и имеют обстоятельственное значение. Чаще всего к главному прикрепляются союзами, реже - союзными словами).

(Раздать карточки)

Б. Работа с предложениями (ГИА).

Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания в предложениях, определить вид придаточного предложения.

А. Куда река пошла, там и русло будет. Придаточное места.

Б. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке видит, где он. Придаточное изъяснительное.

В. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер. Придаточное определительное.

Г. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы на траве. Придаточное сравнительное.

ЗАДАНИЕ: укажите номер предложения, в котором есть вводное слово. Укажите номер предложения, в котором содержится сравнение.

КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ВИД ПОСЛЕДНЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ? (По смыслу, так как содержит сравнение).

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Заполнить таблицу о придаточных обстоятельственных образа действия, меры и степени. (Раздать карточки с пустыми таблицами).

2. Проверить заполненные таблицы:

ВИД ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРИДАТОЧНОЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ

ПРИДАТОЧНОЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ МЕРЫ И СТЕПЕНИ

ВОПРОСЫ

КАК?

Как?

ЧТО ПОЯСНЯЕТ В ГЛАВНОМ

Все главное предложение

Словосочетание глаг.+ ук.сл.; ук.сл.+нареч./прил./сущ.

НАЛИЧИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО СЛОВА В ГЛАВНОМ

Нет

есть

ЧЕМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ГЛАВНОМУ

Только союзами

Союзами и союзными словами

А теперь я вам расскажу о строении СПП с придаточными сравнительными, а вы заполняйте по ходу моего рассказа таблицу.

* Относятся ко всему главному предложению.

* Отвечают на вопросы: КАК?

* Используются союзы и союзные слова: КАК; СЛОВНО; БУДТО; КАК БУДТО; ПОДОБНО ТОМУ КАК; ЧЕМ-ТЕМ.

* Место по отношению к главному предложению: любое. ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД И СРАВНИТЕ.

V. Закрепление нового материала.

1. ВЫПОЛНЕНИЕ УПР. 167

2. Слово учителя:

В главной части предложения может быть указательное слово ТАК.

ЕСЛИ В ГЛАВНОМ ЕСТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ТАК, ТО В ПРИДАТОЧНОМ ЗНАЧЕНИЯ СРАВНЕНИЯ СОЧЕТАЕТСЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИ Я И С ТЕПЕНИ.

В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

3. Выполнение упр. 168 (по вариантам). Строение предложения №5 разбирает учитель.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также

предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , Тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением.

VI. Подведение итогов урока.

VII.Задание на дом.


В продолжение темы:
Воспитателям

Уплата налога на имущество за год в части сроков зависит от конкретного региона. А вот дата сдачи декларации регламентирована на уровне НК РФ. Как определить конкретные даты...