Какое государство появилось первым. Первые государства на земле

Где и когда возникли

Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):

1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от "красной", непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно "Крепость духа Пта" - бога-покровителя этого города).

2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра вих нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.

Особенности природных условий

Благоприятные для занятияземледелием:

1) множество жарких солнечных дней в году;

2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);

3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).

Неблагоприятные для жизни людей:

1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;

2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);

3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;

4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.

Особенности земледельческого хозяйства

Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:

каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;

заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;

искусственные водохранилища;

шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).

Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.

Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).

Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.

Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).

Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.

Какими были древнейшие государства

По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумере правители были одновременно главными жрецами.

Между государствами шли непрерывные кровопролитные войны за обладание плодородными землями. Воины в Шумере имели примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапку из меди (примитивным было вооружение и египтян); коней не было. При таком несовершенном оружии содержать в рабстве мужчин было опасно, поэтому пленников убивали, жизнь сохраняли только пленницам и подросткам.

Первой ступенькой к появлению государства были общины. В малочисленных, где людей было менее 150 человек, отношения друг с другом выстраивались сами собой. Но как только количество членов общины увеличивалось, возникала необходимость в дисциплинарных органах, чтобы решать возникающие конфликты и спорные моменты. Так постепенно возникали государства. Давайте вместе пройдём через все этапы их становления.

Жизнь в общинах

Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens: краткая история человечества», ставшей бестселлером, объясняет, что и древние племена, и государства вырастают из историй, которые люди рассказывают друг другу. Первобытные племена регулярно устраивали ритуальные встречи у костров, во время которых шаманы рассказывали легенды. Через них утверждали общие правила поведения для общины.

Зачем люди стали объединяться в общины, а затем в государства? Да потому что в союзе с соплеменниками легче обороняться от внешних врагов. Во-вторых, проще добывать пищу и обрабатывать её, обустраивать быт. Так в первобытных поселениях появилось разделение труда. Мужчины добывали пищу, женщины наводили порядок в пещерах.

Дальше — больше. Началась, образно говоря, узкая специализация. Способные к земледелию — трудились на земле. Мужчины, которые лучше справлялись с охотой, отправлялись за мамонтом и т. д. Со временем образовались семейные предприятия, мастерские. Менее удачливые работали на соседей. Община заменяла человеку больницу, школу, полицию, строительные, страховые компании и даже радио с телевидением.

Согласитесь, структура современного общества чем-то напоминает устройство первобытных племён. Только в качестве могущественных шаманов выступают руководи­тели и члены парламента. Правда, легенды уже другие — о законах, культурных нормах, стратегиях развития, экономики, которые определяют нашу жизнь и помогают выстраивать отношения с другими жителями страны.

Если человек заболевал, о нём заботились члены семьи. За пожилыми людьми ухаживали дети и внуки. Когда в одной семье умирали родители, другая брала на воспитание их детей. Когда молодым людям требовалось освоить навык, родители помогали в обучении. Если семья не справлялась с какой-то проблемой, то обращалась за помощью к соседям. Отношения между людьми строились по принципу взаимной поддержки.

Но не стоит романтизировать общинный строй. Жизнь осложнялась большими ограничениями. Член общины не принимал самостоятельные решения — было распространено принуждение к браку, выбору профессии и образу жизни. Часто это становилось причиной больших семейных разногласий.

Общины превращаются в государства

Сложно установить, в какой момент и как первобытные общины превращаются в государства. Но учёные определили несколько вариантов перехода.

Первый — объединение вокруг военного лидера. Такие лидеры общин зачастую ставили цель — расширить границы владений. Настраивали соплеменников на завоевание других территорий, сосредотачивали ресурсы на своих землях, подчиняли захваченных людей и расширяли границы владений. Подобным образом в XIII веке была основана Монгольская империя, которая просуществовала до 1368 года. Результатом завоеваний Чингисхана и его преемников стала самая большая в мировой истории смежная территория размером в 38 млн квадратных километров — это как две современные России.

Второй вариант перехода связан с ростом влияния жрецов и других духовных служителей. Однажды их священный статус дал им политическую власть. Люди ждали от них правил поведения, чтобы избежать гнева богов. Примером такой империи была Западная Чалукья, просуществовавшая с 973 по 1189 год. Религия стала поводом для жёсткого разделения её жителей на касты, а также причиной начала судьбоносных для её существования войн.

Третий связан с экономическим ростом. Развитие технологий и увеличение населения привело к необходимости разделения обязанностей для производства пищи и предметов быта. К этому варианту подходит Бельгийская империя. В конце XIX века она стала колониальной державой, эксплуатировавшей другие территории для накопления капиталов и развития промышленности.

Однако, по мнению французского антрополога Пьера Кластра, эти явления — второстепенные причины перевоплощения общины в государства. Главные же заключались в том, что из-за разделения труда появлялись классы ремесленников, например, фермеры и кузнецы. Для решения возможных конфликтов между ними понадобилась независимая сторона — государственный аппарат.

Государства становятся империями

Некоторые государства активно расширяли свои территории, завоёвывая слабых соседей. Так появляются первые империи с централизованным управлением — государства, объединяющие насильственно захваченные территории и народы. Для обслуживания империи (ведения захватнических войн, поддержания порядка на огромной территории, обогащения правителей) требовались огромные средства, а с ними — и система сбора налогов. Однако вмешиваться в дела отдалённых общин императорам мешала слабо развитая транспортная система. Так что заботы по сбору налогов и наказанию подданных часто передавались наместникам.

Первая достоверно известная империя — Аккадское царство Саргона Великого, которое начало существование около 2250 года до н. э. Поначалу ему принадлежал только город-государство Киш в Междуречье. Но со временем территория царства протянулась до современных Сирии с Ираком, захватив даже небольшие части Турции и Ирана.

В Китайской империи Минь (1368–1644) местные общины обладали налоговой самостоятельностью. В одних деревнях налоги полностью погашала местная знать, в других — расплачивались бедняки, а в третьих — выплаты поровну делились между всеми жителями. Делегирование забот по сбору налогов старейшинам деревень позволяло правительству империи отказаться от услуг налоговых инспекторов и сборщиков подати. Старейшины знали примерный достаток каждой семьи и потому могли собирать налоги без применения силы.

Национальные государства

Два столетия назад началась промышленная революции, открывшая государствам новые возможности. С 1870 года экономика 16 передовых стран, в числе которых, кроме европейских, США и Япония, начала устойчиво развиваться. И этот прогресс продолжался долго — на протяжении XIX-XX веков. Так, за период 1947–1975 годов доходы жителей США выросли вдвое, а Японии — сразу в семь раз.

Благодаря инвестициям в науку и технологии, в мире появились новые средства связи и виды транспорта, например, телеграфы и железнодорожные машины. А увеличение налоговых сборов от богатеющего населения позволило государствам создать огромную команду чиновников, полицейских, социальных работников и учителей. Так граждане получили доступ к качественным услугам школ, больниц, полиции и судебной системы, а государство — рабочую силу. Это запустило процесс урбанизации: по всему миру сельское население в поисках работы и лучшей жизни стекалось в крупные города. Однако этот процесс не всегда протекал гладко. Многим сельским жителям было непросто сменить общинный уклад жизни на либеральные ценности горожан — самостоятельность и ответственность за собственную жизнь.

Начало промышленной революции дало государствам неведомые прежде возможности. Появились новые средства связи и виды транспорта.

Стремительное развитие некоторых государств, преимущественно европейских, привело к появлению понятия «национальное государство». Высшей обязанностью они провозгласили защиту прав и интересов своих граждан. В мировой политике крепнет идея, что независимых государств должно быть столько же, сколько народов в мире. В 1910 году в мире насчитывалось всего 15 государств. Но последующие две мировые войны до неузнаваемости изменили политическую карту планеты. Многие народы получили право на самоопределение. Сегодня Организацией Объединённых Наций официально признаны 193 государства.

Все теории возникновения государственного строя основаны на изучении того факта, почему возникло государство:

  • Экологический фактор - объединение людей по принципу хозяйственной деятельности, которую они вели. Например, ирригация и связанная с ней деятельность являлись теми факторами, которые повлияли на появление государства;
  • Географический фактор - люди объединялись территориально;
  • Влияние войн, распрей, междоусобиц - необходимо было защищаться;
  • Демографический фактор - в связи с увеличением населения тех или иных территорий люди прекратили мигрировать;
  • Фактор национальный - доминирование той или иной национальной идеи в отдельно взятом обществе;
  • Психологический фактор - людям было легче жить по установленным общиной правилам;
  • Экономический фактор - разделение населения по трудовой специализации, появление денег и торговли.

Как возникло государство: теории

Существуют основные теории происхождения государственного строя:

  1. Теократическая теория: государство возникает по Воле Божьей. Ее приверженцы утверждают, что государства появляются потому, что так «хочет» некая Высшая сила.
  2. Патриархальная или отеческая теория - государство возникает по модели семьи, где главенствует мужчина-отец.
  3. Договорная (естественно-правовая) теория - государство возникает в результате общественного договора.
  4. Органическая теория - согласно ей государство возникло подобно любому биологическому живому объекту - люди в государстве подобны клеткам организма, а государственные инстанции и институты подобны органам и системам органов.
  5. Теория психологическая - согласно мнению ее основоположников З. Фрейда и Г. Тарда, государство возникает из-за специфических свойств психики человека.
  6. Теория насилия - согласно ей одна группа людей насилием и порабощением подчиняет себе остальных членов общества, образуя его «верхушку».
  7. Ирригационная теория - теория, согласно которой государства возникали в результате коллективной деятельности людей в долинах рек, путем использования речных природных ресурсов (ирригации).
  8. Экономическая теория - государство возникло потому, что это было выгодно с экономической точки зрения.

Кроме основных, существуют также другие теории происхождения государств: инцестная, расовая, диффузная, спортивная и другие. О том, каким может быть или обязано быть государство читайте в нашей статье -

Какими были первые государства?






Еще со школы мы узнаем о понятии государства. А с чего началось их появление и какими были первые государства? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Для начала дадим определение государству. Государством называется такая политическая организация общества, которая обладает суверенитетом, имеет свой правовой порядок, например, конституцию, а также ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; характеризуется такими признаками, как флаг, герб, гимн, символика, возможно, другими, например, денежной единицей. Важным для государства является его признание другими государствами.

Какими были государства в древности

Какими же были первые государства и в каком веке они возникли? Ученые считают, что первые государства возникли в начале III тысячелетия до нашей эры на территории Месопотамии, Египта и Индии. Часто они не представляли собой те государства, которые мы можем наблюдать сейчас в современном мире. В основном это были небольшие города или же поселения, в которых жили простые люди-крестьяне, осуществляющие ежедневную работу, представляющие собой главным образом рабочую силу, а также лидеры, которые являли собой власть. Как таковой армии в этих государствах не существовало, но были воины, защищавшие города от налетчиков. В таких государствах власть имела иерархию, все общество строилось по иерархическому порядку.

Теории происхождения государства

Пока точно не известно, почему возникли первые государства, наиболее популярными теориями являются так называемые патриархальная и теория общественного договора.

Патриархальная теория

Данную теорию происхождения государства поддерживали такие философы, как Аристотель, Платон, Конфуций. Суть этой теории состоит в том, что государство возникло благодаря росту и усилению влияния какой-то конкретной семьи или же племени. Так как традиционно в различных общинах главой считался мужчина, то постепенно его власть укреплялась и, передаваясь от отца к сыну, превратилась во власть патриарха.

К цивилизациям-государствам, в основе которых была патриархальная система управления, относились древнеиндийские арии. Также к патриархальному государству можно было отнести племенные общины скифов, которые занимали Северное Причерноморье в IV веке до нашей эры. Считается, что государство скифов возникло на Днепре и активно развивалось там в течение нескольких веков, появилась даже столица Неаполь Скифский. Безусловно, к патриархальной системе государства можно отнести и такие страны, как Китай, Япония и Корея. В их основе всегда лежала борьба династий за власть, в то время как во главе каждой династии стоял предводитель - старший из мужчин.

Теория общественного договора

В основе теории общественного договора, которую активно пропагандировал известный политолог и философов Томас Гоббс, лежит осознание человеком всей опасности его жизни, что обществу необходим порядок, законы, по которым оно сможет жить.

Таким образом, общество заключает договор о создании государства, выбирает себе лидеров или правящую элиту, которая должна будет осуществлять народное волеизлияние, организовать труд людей, обеспечить им защиту от врагов, сделать все необходимое для того, чтобы государство развивалось.

К таким государствам часто относят Древнюю Грецию и Древний Рим. Как следствие, государствам, возникшим на основе общественного договора, приписывают куда большую развитость в письменности, творчестве, сельском хозяйстве, спорте. Считается, что именно в Древней Греции и в Древнем Риме возникло понятие «право», активно развивалась общественная жизнь и появилось искусство.

Характеристика древних государств

Персия

Одним из древнейших государств являлась Персия. Располагаясь в горной местности, она была богата различными природными ресурсами, например, мрамором и металлом. Кроме того, благоприятные условия климата позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Персия сумела стать очень сильной страной и захватить такие государства, как Вавилон и Палестина. Ее армия была сильнейшей на востоке до V века. Данное государство характеризовалось развитой торговлей, наличием валюты, в нем была развита религия.

Отличтительные черты Персии:

  • Мощная армия;
  • Развитое хозяйство;
  • Богатые природные ресурсы;
  • Непоколебимая власть патриарха.

Египет

Египетская цивилизация также обладала хорошими природными ресурсами. Расположившись по обоим берегам Нила, Египет смог развиться до столь высокого
уровня, что и по сей день достижениями этой цивилизации восхищается весь мир. В Египте было развито строительство, культура, религия, творчество, торговля, активно развивалось мореходство, и, конечно же, было развито сельское хозяйство.

Отличтительные черты Египта:

  • Невиданный до того момента уровень мастерства в строительстве;
  • Своя денежная единица;
  • Развитое искусство и религия;
  • Власть держалась на жрецах и фараоне.

Шумер

Не менее развитой была и страна под название Шумер, располагавшаяся некогда по берегам Евфрата и Тигра. Территория этого государства располагалась на юге современного Ирака. Климат на территории данного государства характеризовался относительной мягкостью, что позволило развиваться сельскому хозяйству более чем активно. Была развита религия и жертвоприношение. Также раскопки древнейших городов доказывают, что у шумеров было развито и строительство.

Отличтительные черты Шумера:

  • Наличие письменности;
  • Развитое искусство;
  • Сложная архитектура;
  • Шумерами были написаны философские трактаты и различные литературные произведения;
  • Власть держалась на царе.

1 Государство - это основное средство осуществления по­литической власти, центральный институт политической систе­мы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как но­ситель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщ­ность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство в узком смысле пони­жается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсою­зами и т. п.

Общие признаки государства.

Государства разных исто­рических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей сте­пени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою доста­точно размыты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпа­дающая с организацией всего населения, наличие слоя профес - сионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах само­управления.

2. Территория, очерчиваемая границами государства. За­коны и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровно-родственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этниче­ской общности людей.

3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество властей: се­мейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит пра­во на издание законов и норм, обязательных для всего населе­ния.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения про­стирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, ка­ковыми являются жизнь и свобода, определяет особую дейст­венность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Нало­ги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государств. В отличие, например, от такой по­литической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения..

Определение общих признаков государства имеет не толь­ко научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект междуна­родных отношений. Лишь на основе обладания качествами го­сударства те или иные организации признаются субъектами ме­ждународного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выде­ляются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданст­вом), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от дру­гих организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникнове­ния и эволюции.

Причины возникновения государства.

Государство по­является в результате разложения родо-племенного строя, по­степенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ре­сурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способ­ствовало классовому расслоению общества. В ходе историче­ского развития по мере стирания классовых противополож­ностей и демократизации общества государство все более ста­новится надклассовой, общенациональной организацией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и раз­витие государства несомненно. Однако его не следует абсолю­тизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост числен­ности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упоря­дочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этниче­ски близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) фак­торы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуж­дающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и иму­щество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум лю­дей, приведший их к соглашению о создании специального ор­гана - государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития. Контрактные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло по­влечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государ­ство - США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие

Теории происхождения государства.

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовла­дельческими государствами. Ее представители (в Средние века - Фома Аквинский, в наше время - Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является боже­ственная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой тео­рии является вера в бога, божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы,

храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универ­сального порядка, создателем и правителем которого является бог. Цель и оправдание государства - предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриар­хальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, ко­торый объяснял происхождение государства разрастанием се­мьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государ­ственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую забо­ту. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отожде­ствляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх дол­жен заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, долж­ны повиноваться правителю.

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, созда­ли специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы боль­шинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителям государства. Оно становится органом управления побежденными. В резуль­тате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специаль­ную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных свя­зей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредото­чении их у определенных лиц и органов;

б) демографические факторы, изменения в воспроизводст­ве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регули-ровании взаимосвязей между людьми, проживающими на опре­деленной территории. Выделяются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государства (географические, эт­нические и т. п.). Итак, возникновение государственности обу­словлено многими причинами, среди которых различные кон­цепции выделяют обычно одну в качестве определяющей. Госу­дарство возникает, существует и развивается как результат ус­ложнения экономической и социальной жизни, форма удовле­творения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

2 Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

    форму правления,

    форму территориального (государственного) устройства

    политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок . Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий . Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы , например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

3 Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Таким образом, функции государственной власти реализуются посредством аппарата управления и принуждения, который называется государственным аппаратом. Наличие разветвленной системы государственных органов и организаций, как уже упоминалось выше, является основным атрибутивным признаком государства.

4 Правовое государство - это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.

Отличительные признаки правового государства:

1. Правовое государство, прежде всего предпо­лагает существование гражданского общества.

В современной интерпретации гражданское обще­ство - это общество с" развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отноше­ниями между его субъектами, независимое от госу­дарства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, по­литического, морального и культурного статуса, соз­дающих совместно с государством развитые право­вые отношения.

2. Разделение власти. Как известно, теория раз­деления власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, испол­нительная и судебная. Это препятствует сосредото­чению власти в руках одного лица или органа. В дан­ном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии вы­полнить. Законодательная власть - принимает зако­ны, исполнительная - обеспечивает их исполнение судебная - выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов за­конодательных органов, и членов правитель­ства как, частных лиц.

3. Верховенство права. Данный признак правово­го государства означает, что ни один государствен­ный орган, должностное лицо, общественная органи­зация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, под­чиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - го­сударственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государ­ство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспе­чивают естественные права человека.

4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы госу­дарством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существова­ния многочисленных политических организаций, пар­тий и оппозиции.

Таким обрезом, гражданское общество и право­вое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (дина­мическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельно­сти и независимости человека, развитию его индиви­дуальности.

5 Понятие, признаки и сущность права

Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Сущность права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

6 Источники права. Нормативно-правовой акт как основной источник права

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение, которое называют источником права. В российской правовой системе обычно различают следующие источники права: правовой обычай; акт референдума; нормативно-правовой акт. Среди источников российского права наиболее важное место занимают нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержится норма права. В числе нормативно-правовых актов следует назвать законы, декреты, указы, постановления, приказы, решения и т. п. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган России - Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают законы и иные нормативные акты.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Основанием данной классификации выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего нормативный акт. В зависимости от этого устанавливается строгая иерархия, определенная система расположения, соподчиненность нормативно-правовых актов. Закон - это акт представительного органа власти, изданный в установленном порядке, регламентирующий важнейшие общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу. По юридической силе различают следующие законы: конституционные; текущие (обычные); чрезвычайные. Остальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение закона - подзаконные акты.

Различают следующие подзаконные акты: указы; распоряжения; постановления; приказы; решения; инструкции. Подзаконные акты должны соответствовать закону. В случае противоречия подзаконного акта закону - применяется норма закона. В зависимости от органов, издавших тот или иной нормативно-правовой акт, а также от территории, на которую распространяется его действие, нормативные акты в федеративном государстве делят на две группы: федеральные и субъектов федерации (республика, край, область). Первые распространяются на всю территорию России. Вторые имеют юридическую силу на определенной территории. В случае расхождения федеральных нормативно-правовых актов с нормативными актами субъектов, первые имеют приоритет над вторыми.

В продолжение темы:
Педагогам

На форумах и в социальных сетях мы часто видим выражения «развели тут холивар», «классная фича, бро», «ИМХО, это просто фейспалм»... Значения этих слов, конечно, уже...