Мышление и деятельность. Мышление как вид деятельности Мышление и сознательная деятельность человека

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.


Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
природы общества Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность - это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность : направлена на достижение практически полезного результата.
Цель : преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сознательное и бессознательное

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание - направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Мысль - это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Бессознательное - это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Человека. В зависимости от ситуации может относиться как к творческой сфере деятельности, так и к учебной. Еще один немаловажный термин - мысль - это результат или промежуточный этап процесса мышления. Мысль может означать «понятие», «идею», «смысл». Мышление - это такой же способ познания мира, как и ощущение или восприятие, только более высокого уровня, так как восприятие и ощущения есть и у животных, а мышление только у человека .

Некоторые философы понимают мышление по-другому. Они считают, что мысль - это не результат мышления как деятельности: существует абстрактная ментальная сфера, в которой витают уже готовые мысли; и процесс мышления заключается в извлечении человеком мыслей из этой сферы. Но мы не будем ударяться в эзотерику и рассмотрим мышление с точки зрения психологии и социологии.

Мыслительные процессы.

Мыслительные процессы , или операции мышления , - это способы познания окружающей действительности посредством мыслей. Вот основные из них:

  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие. Грубо говоря - это разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс - объединение компонентов в одно целое, а также выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в разные группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей между ними. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, по сути представляет из себя уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные в данный момент не представляют интереса.

Большинство психологов считает первые два типа процесса мышления (синтез и анализ) основными, а остальные вспомогательными. Некоторые вообще рассматривают только эти два.

Виды мышления.

  1. Логика. Это вид абсолютного предметного мышления , основанного на определениях, классификации, анализе, доказательствах и опровержение. Это, своего рода, математический способ мышления, не допускающий абстракций и предположений. Логика- это также наука о методах и законах познавательной интеллектуальной деятельности. Ученые еще называют логику «правильным мышлением ».
  2. Рефлексия. Мышление человека, направленное на самого себя и на собственную деятельность, то есть самоанализ. Значимость рефлексии для философии заключается в том, что человек не только что-то знает, но еще и знает о том, что он это знает. В психологии же все несколько проще - ценность заключается в способности к самоанализу, самокритике и корректировке собственных действий.
  3. Медитация. С точки зрения наук о человеке вообще и психологии в частности, - это особый вид углубленного мышления (размышления) о каком-то конкретном предмете, явлении, духовной истине или нравственной идее, при котором человек абстрагируется от всех остальных внешних и внутренних факторов. Основной элемент медитации - созерцание .
  4. Интуиция. Интуиция - это своего рода антоним логики. Это вид познавательного мышления, основанный на постижении истины без логики и аналитики путем воображения, проницательности, использования накопленного опыта и «чутья». Еще Платон различал два вида познания - логическое и интуитивное. Если же совсем абстрагироваться от метафизики, то интуиция - это понимание чего-либо, основанное на предыдущем опыте с таким же предметом или явлением. Например, впервые запустив Windows 8, вам интуитивно понятно, как открыть диски, скопировать текст, посмотреть контекстное меню и т.д., потому что до этого вы четыре года пользовались Windows 7.

В заключение нельзя не упомянуть еще о двух методах познавательной деятельности , часто незаслуженно игнорируемых при изучении мышления:

  • аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный процесс мышления, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений в историческом формате;
  • дедукция (метод мышления, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в повседневной жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу и его Шерлоку Холмсу.
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.5. Мышление и деятельность

1.5. Мышление и деятельность

Исследовать мышление начали античные философы и ученые (Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель) с позиций философии и логики. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. прагматики утверждали, что мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека. В XX в. появились теории: бихевиоризм (мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулами и реакциями), психоанализ (изучает бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей); психологическая теория деятельности (мышление – прижизненная способность к решению задач и преображению действительности) и др.

Мышление – активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно-историческую природу. Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в используемых методах, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу; в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Особенности мышления: чувственная конкретность и предметность (первобытный человек); большие обобщающие способности (современный человек).

Этапы мышления: 1) формулирование задачи (вопроса); 2) решение; 3) достижение нового знания.

Типы мышления:

1) Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) . Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое . Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

Формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.

Основные виды мыслительных (логических) операций: сравнение; анализ; синтез; абстракция; конкретизация; индукция; дедукция; классификация; обобщение.

Мышление является основой поведения, адаптации; мышление связано с деятельностью, так как в ее процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, творческо-преобразующее отношение к окружающему миру.

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

История понятия «деятельность»

А) деятельность как основание и принцип всей культуры (И. Кант )

Б) рационалистическая концепция деятельности (Г. Гегель ).

В) деятельность как источник происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни (Л. С. Выгодский ).

Г) теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знаменский ) выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и пр.

Основные признаки деятельности человека:

* приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека;

* сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения);

* воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека;

* продуктивный, творческий, созидательный характер.

Структура деятельности

Субъект – источник активности, действующее лицо (человек, коллектив, общество).

Объект – то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Мотив – основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. В процессе формирования мотива потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т. д.

Цель – сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов (задач).

Средства – используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т. п. Средства должны быть соразмерными цели, моральными; нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели.

Действие – элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Немецкий социолог Макс Вебер (1865–1920) выделял такие типы социальных действий: целерациональные (действия, ориентированные на достижение разумной пели); ценностно-рациональные (действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях); аффективные (действия, совершенные под влиянием сильных чувств – ненависти, страха); традиционные – действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т. д.

Особые формы действий: поступки (действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение); деяния (действия, имеющие высокое положительное социальное значение).

Результат – конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Результат деятельности может и не совпадать с целью деятельности. Параметрами результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор.

Основные классификации видов деятельности

1) в зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру: материальная, практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением индивидуального и общественного сознания);

2) в зависимости от хода истории, общественного прогресса: прогрессивная, реакционная, созидательная, разрушительная;

3) в зависимости от социальных форм объединения людей: индивидуальная, коллективная, массовая;

4) в зависимости от характера выполняемых человеком функций: физический труд (характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма) и умственный труд (труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления);

5) по соответствию правовым нормам: законная и незаконная;

6) по соответствию моральным нормам: моральная и аморальная;

7) в зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная;

8) по особенностям проявления человеческой активности: внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия);

9) по характеру самой деятельности – репродуктивная (деятельность по образцу) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов). Важнейшие механизмы творческой деятельности: комбинирование, воображение, фантазия, интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.

Типы деятельности

Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Начало исследований игры было положено идеями Ф. Шиллера, Г. Спенсера, Ф. Ницше . Характерные черты игры: происходит в условной ситуации; в ее процессе используются замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности). Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – любая сознательная деятельность человека, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей, происходит социализация личности.

Классификации общения

А) по используемым средствам общения: непосредственное (с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок и т. д.); опосредованное (с помощью специально приспособленных или изобретенных средств – газета, компакт-диск, след на земле и т. д.); прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг друга); косвенное (через посредников, которыми могут выступать другие люди);

Б) по субъектам общения: между реальными субъектами; между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.); между реальным субъектом и воображаемым партнером, проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека; между воображаемыми партнерами – художественными образами произведений.

Особое место в системе видов деятельности принадлежит творчеству. Творческая деятельность – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом – изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Характерные черты деятельности как способа существования людей:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность – непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры; осуществляется в среде обитания (производственной, бытовой, природной окружающей). Деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЫ) автора БСЭ

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Позитивное мышление С английского: Positive Thinking.Из книги «Сила позитивного мышления» («The Power of Positive Thinking», 1952) Нормана Пила (1898-1993).Следующая книга Пила называлась «Изумительные результаты позитивного мышления» (1959).Иносказательно: образ мысли человека, который нацелен на

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека, цель которого – узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Мышление

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

21. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека, цель которого – узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Мышление

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека 5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха Основные

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

5.5.2.Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: анализ и синтез, безусловное и условное торможение, безусловные и условные

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Логика и мышление Логика – это искусство ошибаться с полной достоверностью. (Джозеф Вуд Кратч)* * *Логика: орудие, используемое для обоснования предубеждений. (Элберт Хаббард)* * *Логика учит правилам изложения, но не мышления. (Мейсон Кули)* * *Человек, рассуждающий логично,

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания (познавательную деятельность) - традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних досократиков -

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Из книги автора

Мышление особая реальность (процесс, акт, деятельность), доставляющая нам опосредствованное или непосредственное знание о другой, скрытой от нас реальности, реальности, недоступной для прямого наблюдения. В. П. Зинченко в своей работе «Наука о мышлении» называет процесс

Из книги автора

Мышление диагностическое цепь логических операций, обеспечивающих процесс аналитико-синтетического преобразования условий конкретной диагностической задачи, в результате которого рождается ее решение – формулируется вывод, который обозначается как диагноз.Сам


Лекция:


Понятие, свойства и виды мышления

Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и мышления. Мышление является основой рационального познания. Мыслящий человек задаёт вопросы и ищет на них ответы. В процессе мышления он обрабатывает информацию, устанавливает причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

Запомните определение термина урока:

Мышление - это активный процесс познания, представляющий собой опосредованный и обобщенный способ отражения предметов и явлений окружающей действительности.

Познание окружающего мира с помощью органов чувств непосредственно. К примеру, чтобы решить, что сегодня надеть по погоде, нужно выйти на улицу и узнать тепло или холодно. Это простой пример, иллюстрирующий то, как при непосредственном исследовании устанавливается прямой контакт с объектом познания.

Познание же с помощью мышления опосредованно . Узнать тепло или холодно на улице можно с помощью термометра, опираясь на высоту ртутного столба. В данном случае то, что нас интересует, мы узнали с помощью посредника (термометра). Именно опосредованность мышления даёт широкие познавательные возможности. Потому, как невозможно установить прямой контакт со всеми объектами познания. Ещё одним важным свойством мышления является обобщенность . Что случится если бросить лист бумаги в огонь? Сгорит. Почему мы в этом уверены? Потому что раньше видели, что бумага в огне горит. Обобщенность мышления заключается в том, что человек собирает факты о каком-либо предмете или явлении, полученные ранее и на их основании делает вывод. К примеру, врач обобщил имеющиеся факты о болезни и назначил лечение больному. Экономист обобщил факты и определил наилучший путь повышения эффективности предприятия.

Результатом мышления являются мысли (понятия, идеи). Мысли всегда выражаются словами, даже если мы не произносим их вслух. Поэтому мышление связано с речью. Осуществляется мышление в форме суждений. Стремясь найти истину человек рассуждает и выводит умозаключение, которые бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

    Индукция – это конечный вывод от частного к общему. Пример: ель, которая растёт в соседском дворе летом и зимой бывает зелёной, значит все ели относятся к вечнозелёным хвойным деревьям.

    Дедукция – это обратный индукции вывод от общего к частному. Пример: преступления наказуемы, дача взятки преступление, следовательно, дача взятки наказуема.

    Умозаключение по аналогии – это вывод от частного к частному. Когда свойства одного предмета переносятся на другой предмет. Пример: планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, вероятно на Марсе есть жизнь.

Виды мышления

Характеристика мышления

Наглядно – действенное
Первый вид мышления, связанный с практической деятельностью, когда мыслительные операции переходят в действие. Данный вид мышления особенно важен для детей до 3 лет, поскольку ребёнок развивается когда вертит, открывает, тянет предметы. Наглядно - действенное мышление актуально и для взрослого человека, к примеру, когда он изучает новый бытовой прибор, переставляет в квартире мебель. Значит это мышление прежде всего характерно для инженеров, механиков, техников, ремонтных работников.
Наглядно – образное
Это мыслительные операции с образами. Ключевую роль в данном виде мышления играют восприятие и воображение. С помощью наглядно – образного мышления мы можем представить то, чего не видим. К примеру, планируя ремонт квартиры, мы представляем как будут выглядеть те или иные обои на стенах. Данный вид мышления свойствен всем людям, но особенно важен для художников, дизайнеров, стилистов.
Словесно – логическое
В данном виде мышления образы уходят на второй план, а мыслительные операции связаны с логическими понятиями (житейскими и научными). Ключевую роль в нём играет рассудительность, доказательность, обоснованность и, конечно, грамотное владение речью. Данный вид мышления особенно важен для людей, чья деятельность связана с изложением мыслей при помощи речи (дикторы, публицисты, литераторы, юристы, учителя и многие и другие).

Мышление тесно связано с деятельностью. Ведь от мыслей человек переходит к действиям. Мышление само по себе уже деятельность – интеллектуальная и познавательная, но оно неотрывно и от других форм деятельности. Перейдем ко второму термину урока.

Понятие и характер деятельности

Деятельность – это целенаправленный процесс человеческой активности, удовлетворяющий потребности и преобразующий мир.

Деятельность человека существенным образом отличается от активности животных. Во-первых, тем, что животные приспосабливаются к окружающим условиям, а человек не только приспосабливается, но ещё и преобразует их. С помощью орудий труда человек изменяет окружающий мир, подстраивает его под свои нужды, делает комфортным для себя. Так, человек строит или разрушает дома, возводит памятники, получает образование и т.д. Во-вторых, поведение животных целесообразно инстинктам, деятельность человека тоже целесообразна, но ещё и целеполагательна, целенаправленна. Это означает, что поведение животного зависит от инстинктов, которыми он не в силах управлять. Проголодался хищник и тотчас отправился на поиск жертвы. Однако, трудно представить себе льва, задумывающего охоту на завтра. То есть животное не ставит перед собой цели на будущее. А человек, в отличие от животных, может руководить своими инстинктами, потому что обладает разумом. Поэтому деятельность человека носит сознательный характер. Это означает, что прежде чем, что-то сделать, человек ставит цель и прогнозирует результат деятельности. Например, прежде чем начать строительство архитектор планирует проект дома. Любая деятельность направлена на достижение результата, будь это мытьё посуды, чтение учебника или беседа с другом. Поэтому деятельность имеет и продуктивный характер. Общественный характер означает то, что в процессе деятельности возникают отношения между людьми.


Итак, запомните! Поведенческая активность животных целесообразна, а деятельность человека целесообразна, целеполагательна и целенаправленна. Она носит сознательный, преобразовательный, орудийный, продуктивный и общественный характер.

Структура деятельности

Деятельность состоит из структурных единиц. Человек, без которого деятельность невозможна, является субъектом . То, на что направлена деятельность субъекта называется объектом . Например, врач (субъект) лечит больного (объект); Саша (субъект) моет посуду (объект). Почему врач лечит больного, а Саша моет посуду? Потому что в этом есть нужда, то есть потребность . Она тоже входит в структуру деятельности. На основе потребностей формируются мотивы , которые побуждают к деятельности. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, мотивы игровой деятельности у разных людей различны: один хочет победить, второму интересен сам процесс, третий играет ради общения и т.д. Одним из важных элементов в структуре деятельности является цель . Это идеальный образ результата, которого бы человек хотел достигнуть. Для достижения цели человек использует предметы, технологии, способы и другие средства . Например, ученик хочет сдать государственную итоговую аттестацию по обществознанию на высший балл – это цель. Для этого он использует такие средства, как курс обществознания на портале Cknow, онлайн-тестирование, занятия с репетитором, учебники, пособия, таблицы и др. Любая деятельность является процессом , а значит состоит из цепи действий, реализуя которые можно добиться своей цели. Если человек достиг цели, значит он получил результат своей деятельности.

Подытожим, в структуру деятельности входят такие элементы, как:

  • субъект,
  • объект,
  • потребность,
  • мотивы,
  • цель,
  • средства,
  • процесс,
  • результат.

Виды деятельности

Потребностей у человека много, значит и виды деятельности многообразны. Рассмотрим классификации по направлению и по содержанию.

По направлению выделяют материальную и духовную виды деятельности. Духовная деятельность имеет три формы: познавательная, прогностическая, ценностно - ориентировочная.

    Материальная деятельность связана с производством материальных благ. Примеры: изготовление стула, ремонт квартиры, строительство дома.

    Духовная деятельность связана с производством знаний, идей, принципов, ценностей и других нематериальных благ. Примеры: воспитание ребенка, сочинение рассказа.

    Познавательная деятельность направлена на поиск и обработку информации и получение знаний. Примеры: исследования учёного, написание реферата.

    Прогностическая деятельность связана с предвидением последствий каких-либо явлений. Примеры: деятельность астронома, прогнозирование последствий возможного землетрясения, урагана.

    Ценностно – ориентировочная деятельность направляет человека на общечеловеческие ценности и идеалы (доброта, честность, справедливость, истина, красота, гуманность и т.д.). Данный вид деятельности проявляется в отношении человека к окружающей действительности: людям, природе, культуре. Ценностные ориентации человека формируются в процессе социализации, в беседе с матерью или другом, на уроке или классном часу. Человек раскрывает свой ценностно – ориентировочный потенциал в общении, познании, учёбе, труде, игре и других видах деятельности.

По содержанию деятельность бывает трудовая, учебная и игровая.
  • Трудовая деятельность направлена на производство общественно-полезных продуктов, материальных и нематериальных (духовных) благ. Трудовая деятельность требует наличия знаний, умений, мастерства. Различают физический и интеллектуальный труд. Является ведущим видом деятельности для взрослого человека.
  • Учебная деятельность направленна на передачу знаний, умений, навыков и форм поведения подрастающему поколению. Учеба играет решающую роль в интеллектуальном, нравственном и психическом развитии человека. Является ведущей деятельностью в школьном и студенческом возрасте.
  • Игровая деятельность главным образом направлена на развлечение и отдых. Игра приносит радость и удовольствие, в этом заключается её гедонистическая функция. Но игра выполняет ещё и познавательную функцию, способствует развитию личности. Является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.
Особым видом деятельности является общение . В чём особенность? В том, что общение строится по принципу «субъект – субъект», а другие виды деятельности по принципу «субъект – объект». Что же такое общение? Во-первых, это процесс установления межличностных или межгрупповых контактов. Во-вторых, способ передачи информации от одного человека другому. Большинство видов деятельности невозможны без общения. Оно бывает вербальное (с помощью языка) и невербальное (с помощью мимики, жестов).

Уровни способностей

Почему одна и та же деятельность у одного человека получается лучше, чем у другого? Всё дело в способностях человека. Существует несколько уровней способностей:

  • Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма, являющиеся предпосылками формирования и развития способностей. Например, абсолютный слух, необходим для развития музыкальных способностей.
В продолжение темы:
Новый год

Дорога ложка к обеду - это старая поговорка, значение которой говорит о своевременности, важности чего-либо в определенный момент времени. День Республики - национальный...

Новые статьи
/
Популярные