Проскомидия,что это. Объяснения церковных и домашних молитв

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (57617) раз

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд - представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника - Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

Дискос, потир, звездица, копие, лжица

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша - потир.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части - символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть - живущие священнослужители, вторая - все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба - символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон )

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон )

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие - люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия - все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Чем заканчивается проскомидия

Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

Посмотрите видео о проскомидии

«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.

Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.

Когда проскомидия не совершается

Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.

Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:

  • по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
  • по вторникам и четвергам пятой недели;
  • в первые три дня Страстной седмицы;
  • в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.

Священные предметы и их значение

Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.

Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:

  • чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
  • дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
  • нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
  • звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
  • покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
Хлеб, вино и вода

Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.

К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.

Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.

Как происходит проскомидия

Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.

Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш...» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.

Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.

Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.

После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.

Как подать записку на проскомидию

Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.

1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».

2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных. Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства. Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.

3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.

4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.

Заключение

Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.

Часть церковной службы, предваряющая Божественную Литургию , называется проскомидией.

А что такое проскомидия, каков ответ священника? Это очень важное в православии действо: в ходе него приготавливаются вино и хлеб, символизирующие Кровь и Тело Христовы , для апогея Литургии - Таинства Причащения. При этом вынимаются частички из просфор с перечислением имен из поданных прихожанами записок и молитвой за них - как живых, так и покинувших сей мир.

Название «проскомидия» в переводе с греческого означает «приготовление», что в принципе и составляет суть действа. Еще одно значение - «принесение». Сохранилось оно с тех древних времен, когда первые христиане необходимые для Литургии просфоры выпекали сами и вместе с вином приносили с собой, а после совершения проскомидии хлеб забирали домой.

Символика проскомидии

Совершается эта служба в алтаре. Того, как это происходит, находящиеся в церкви не видят - это первый символ: скрытность действа напоминает о скрытности Рождества Христова, которое произошло в пещере неведомо и невидимо для мира.

Просфоры для таинства. Все действо совершается над пятью богослужебными просфорами. Прочитав особые молитвы, священник из одной из них вырезает середку в виде кубика. Называется эта часть просфоры Агнцем и символизирует самого Спасителя, принесенного в жертву на заклание.

Круглое блюдо, стоящее на подставке, называется дискос и тоже является символом - яслей, куда был помещен новорожденный Богомладенец. На дискос и кладут «агничную» просфору. Именно эта часть просфоры и будет использована при Причащении.

Из остальных четырех «хлебушков» вынимаются частицы:

  • в честь Богородицы,
  • в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов и всех святых,
  • о здравии церковных иерархов - от Патриарха до диаконов,
  • об упокоении таких же чинов, включая почивших создателей храмов.

Просфора на дискосе. Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него - «богородичная» частица; справа - девять частиц «святительских»; снизу - за живых священнослужителей, а еще ниже - за усопших.

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

Таким образом, если человек подал на свечном ящике записки на проскомидию, он может быть уверен: тех, чьи имена в них написаны, хоть и невидимо для молящихся, но уже помянули.

Вынутые по запискам прихожан частицы тоже помещаются на дискос - рядом с теми, что вынуты из пяти богослужебных просфор. Лежащие на дискосе в этом порядке, они являются символом всей Церкви Христовой.

О здравии и об упокоении

Лучше всего проскомидию осветит ответ священника. Протоиерей Димитрий поясняет:

Посещающие церковь, получая или покупая просфору, видят, что она как будто поклевана. Это следы от изъятия ее частиц во время проскомидии. Обычно записки на эту службу подаются о здравии и об упокоении. И на этой службе поминаются как живые, так и ушедшие в мир иной христиане. Замечу кстати: поминаются лишь крещеные православные христиане. За инаковерующих в этом ритуале не молятся, поэтому в записку на проскомидию их имена вносить не надо.

Записки с именами следует отдавать заранее. Все вынутые из просфор мякиши, символизирующие поминаемые души и собранные на дискосе, после Божественной Литургии с особой молитвой погружают в чашу с вином.

Текст молитвы содержит просьбу к Иисусу Христу, чтобы Он очистил грехи упомянутых в записках христиан Своей пролитой за грехи всего мира Кровью. Это считается бескровной жертвой и является высшим церковным поминовением.

Поскольку проскомидия совершается перед основной службой, подавать такие записки надо задолго до ее начала, лучше всего накануне, указав необходимую дату.

Когда еще поминают…

Подавать записки за здоровье и за упокой можно и на другие службы. В некоторых храмах - у каждого свои правила - практикуются так называемые простые и заказные записки. В первом случае имена прочитываются только на проскомидии. Во втором - те же имена звучат, кроме этой службы, еще и во время обедни, как еще называют Литургию, и молебна.

Поминаются люди Божии на:

Сказать однозначно, какое поминовение на какой службе лучше или, так сказать, действеннее, невозможно: в любом случае это - молитва, а сила церковной молитвы, когда бы они ни звучала, одинакова.

Нередко многих интересует и сбивает с толку разница в сумме пожертвований на разные службы, в частности - совсем небольших на проскомидию. Значимость службы от этого нисколько не страдает, как уже упоминалось, это высшая степень поминовения, и она должна быть доступной каждому в максимальной степени.

Несколько слов о молебне

Это богослужение чаще всего служится после Литургии, иногда в любое время - по мере необходимости.

На молебне молятся только за живых. Это особая служба, на которой молятся только за живых. Заказать ее можно, так сказать, адресно: Спасителю, Богородице или кому-то из особо чтимых святых.

Скажем, о здоровье больного, как правило, молятся великомученику и святителю Пантелеимону; о путешествующих - свт. Николаю Чудотворцу и т.д., что нужно и пометить в записке.

Молебны бывают просительными или благодарственными. Если с первыми все понятно, то вторые - обязательны, когда ваша мольба исполнена.

Если был заказан молебен, то записка читается и при совершении проскомидии в алтаре, и на молебне - уже вслух.

Проскомидия и сорокоуст

Сорокоуст является особенным молением, и совершают его в продолжение 40 Божественных Литургий. Если человек жив, но, возможно, болен, заказывается сорокоуст о здравии. Однако молиться таким образом можно за любого человека, если желаешь ему духовной помощи.

Если человек умер, такая служба проходит об упокоении его души. Когда ее лучше заказывать?

  • За только что ушедшего, так называемого новопреставленного;
  • в день памяти;
  • в день рождения;
  • тогда, когда просто захочется помянуть.

Поскольку это поминовение происходит на Литургии, то, естественно, в алтаре каждый раз совершается проскомидия, т.е. возносится уже описанная бескровная жертва за людей, вписанных в записку.

Приготовительная служба перед Литургией, называемая проскомидией, - это, как уже говорилось, ее важная часть, показывающая единство всех членов Церкви, которых объединяет Кровь Христова и вера в Него.

Важность ее очень хорошо изложена в одной книге, повествующей о посмертных приключениях героини. Каждый день ей, попавшей на тот свет, птица приносила и бросала хлеб, который очень поддерживал ее и спутника.

Когда же душе было позволено вернуться в тело, выйдя из клинической смерти, оказалось, что на каждой Литургии женщину поминала ее близкая подруга, а получаемый хлеб - не что иное, как вынутая на проскомидии частица из просфоры.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА?

До революции для поминовения в церкви священнику обычно давали специальные маленькие книжечки с именами живых и отошедших в иной мир православных христиан - помянники. Современная церковная записка представляет собой разовый помянник «О здравии» или «О упокоении». Т.е. это список имен тех, о ком вы просите помолиться во время богослужения.

ЕСЛИ Я ЛИЧНО ПРИДУ В ЦЕРКОВНУЮ ЛАВКУ И ПОДАМ ЗАПИСКИ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ», ТО ЭТО БУДЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА, ЧЕМ ЗАКАЗ ПОМИНОВЕНИЙ НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ?

Сильная молитва - молитва со вниманием, благоговением и покаянием. Вы можете, не покидая рабочего места или оставаясь дома, подать записки на проскомидию сроком на 40 дней (сорокоуст) или год на официальном сайте Свято-Никольского мужского монастыря Поминовение, которое будет совершаться на Божественной литургии после заказа в интернете, точно такое же, как если бы вы лично передали список имен в иконную лавку. Важно не то, на сайте или в самом храме вы попросили совершить церковную молитву о здравии и упокоении ваших близких, важно, обращаетесь ли вы сами к Господу со словами благодарности, просьбы и прославления. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил: «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу».

КОГДА НАЧНУТ ПОМИНАТЬ ИМЕНА, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ(А) В ПОДАННЫХ ЧЕРЕЗ САЙТ ЗАПИСКАХ?

Все имена, которые вы указали в специальной форме на сайте Свято-Никольского мужского монастыря , записывают в синодики и начинают поминать, начиная со следующего дня в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

В некоторые дни Великого поста и другие даты, когда по уставу не совершается проскомидия с выниманием частиц, записки, поданные на длительные сроки, просто прочитываются во время богослужения.

ХОЧУ, ЧТОБЫ О МОИХ БЛИЗКИХ ПОМОЛИЛИСЬ НА ТОЙ СЛУЖБЕ, ГДЕ МОЖНО ПРИЧАСТИТЬСЯ. КАКУЮ ЗАПИСКУ МНЕ ПОДАТЬ - НА ЛИТУРГИЮ, НА ЕВХАРИСТИЮ, НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НА ОБЕДНЮ?

Давайте сперва разберемся, что означают слова «Божественная литургия», «Евхаристия», «проскомидия» и «обедня».

Литургия (с греческого «общее дело») - самое важное церковное богослужение, совершаемое ради таинства Причащения, иначе называемого Евхаристией.

Евхаристия (с греческого «благодарение») - главное таинство Церкви, установленное Самим Спасителем накануне крестных страданий, смерти и воскресения. В этом таинстве после предварительной подготовки, а в особых случаях и без нее, может участвовать каждый православный христианин, причащаясь (вкушая) под видом хлеба и вина Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

(с греческого «принесение») - первая часть Божественной литургии, когда священник приготовляет хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Хлеб - это просфоры, т.е. круглые хлебцы из дрожжевого пшеничного теста, а вино - кагор, красное крепкое сладкое натуральное вино, не теряющее вкусовых качеств при разбавлении водой.

Именно во время поминовения на проскомидии священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех христиан, чьи имена перечислены в записках, поданных с помощью работника иконной лавки или в интернете. В Свято-Никольском мужском монастыре вы можете заказать поминовение на проскомидии в течение сорока дней (сорокоуст) или года. Сделать это можно на сайте обители

Также имена тех, о ком просили помолиться, могут поминаться священнослужителями на ектении (гласно, т.е. вслух, или тайно, т.е. про себя, в зависимости от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть».

В конце Божественной литургии после причащения мирян частицы, извлеченные из просфоры за наших ближних, погружаются в Святую Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. При этом священник произносит молитвословие: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам живых и преставльшихся людей, за которых они принесены. Когда в алтаре совершается потребление Святых Даров, священником или диаконом потребляются и эти частицы.

Именование первой части Литургии связано с обычаем ранних христианских общин приносить с собой хлеб, вино, вообще всё нужное для совершения Таинства (и масло для лампад, и ладан и прочее). Поэтому хлеб, употребляемый на проскомидии, получил на-звание просфора, что означает «приношение».

До сих пор в некоторых Православных Церквях (например, в Греции или Сербии) можно найти маленькие приходы, где верующие сами пекут простые просфоры и передают их в алтарь вместе со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время Литургии.

Обедня (от всем понятного слова «обед») - простонародное название Божественной литургии, возникшее оттого, что эта служба обычно совершается в первой половине дня, до обеда.

Таким образом, записки на литургию, на евхаристию, на проскомидию или на обедню - это записки на одно и то же богослужение. Обычно в церковных лавках они называются записками на проскомидию.

МОЖНО ПОПРОСИТЬ СВЯЩЕННИКА, ЧТОБЫ ОН ВЫНИМАЛ ЧАСТИЦЫ НА ПРОСКОМИДИИ ИЗ МОЕГО ДОМАШНЕГО ХЛЕБА?

В наши дни это не принято. Теперь мы просто жертвуем деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку, дрожжи, кагор и прочее, необходимое для совершения службы, сами пекут просфоры.

При проскомидии используются пять особых больших просфор и неограниченное число обычных маленьких. Не вдаваясь в подробный рассказ о первых трех больших просфорах, остановимся на четвертой и пятой. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Божественной литургией записки «О здравии». Из этой просфоры священник вынимает частицы за ныне живущих членов Церкви Христовой, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Как правило, записок с именами много, поэтому частицы за поминаемых живых вынимаются и из
дополнительных просфор. Пятая просфора приготовлена ради нашей молитвы о усопших. Когда все записки «О упокоении» прочитаны, священник опять берет четвертую просфору и вынимает частицу за себя самого со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное».

Частицы, вынутые по нашим запискам, помещаются на особом богослужебном блюде - дискосе, где уже лежат Агнец и другие частицы, символизируя всю Церковь. Агнец - центральная часть первой просфоры, вырезанная в форме куба. Именно Агнец во время совершения Евхаристического канона становится истинным Телом Христовым. Прочие частицы имеют треугольную форму, они посвящены Богородице и святым.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех воз-люби, как членов Господа и своих членов, - увещевает святой праведный Иоанн Кронштадтский. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Что затем происходит с этими частицами, вы уже знаете из ответа на первый вопрос.

Я МОГУ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛО ХРИСТОВО ПОД ВИДОМ ЧАСТИЦ ТЕХ ПРОСФОР, ИЗ КОТОРЫХ ВЫНИМАЛИСЬ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ МОИХ БЛИЗКИХ?

Нет. Для причащения употребляется только одна просфора, называемая агничной.

ДОСТАТОЧНО ЛИ ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НЕОБХОДИМО ЗАЙТИ В ХРАМ, ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ?

Подавая записки на проскомидию, старайтесь как можно чаще молиться за Божественной литургией, принимать участие в Евхаристии. Помните, что причащение Телу и Крови Христовым - заповедь Господа, повелевшего всем нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета » (Мф. 26:26-28).

Как сказано в документе «О участии верных в Евхаристии», «сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово».

Документ «О участии верных в Евхаристии» одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. С его полным текстом вы можете ознакомиться на странице http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html Из этого документа вы узнаете, как подготовиться самим и подготовить детей ко святому причащению.

ЗАЧЕМ МНЕ ПИСАТЬ ЧЬИ-ТО ИМЕНА В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ? Я И ТАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОМОЛЮСЬ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ.

Через упоминание человека на Литургии мы испрашиваем у Господа помощи и благословения. Многовековой опыт Церкви свидетельствует о том, что поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир со Святыми Дарами является самой действенной молитвой. Бескровная жертва совершается за всех поминавшихся на проскомидии, они тоже участвуют в Божественной литургии.

Старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры Алексий, прославленный ныне как местночтимый святой, будучи иеромонахом, нес послушание у мощей святителя Феодосия Черниговского. Однажды он в изнеможении заснул рядом с ракой и увидел святителя Феодосия, который благодарил его за труды и просил помянуть на Литургии своих родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий изумился, неужели святой муж нуждается в молитве священника на земле, если сам стоит пред престолом Божиим на небесах. Святитель Феодосий кратко вразумил собрата: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов вспоминал о загробной участи одного нерадивого монаха, грешившего сребролюбием. Согласно повелению святителя, помимо общей молитвы братии, по усопшему отслужили тридцать заупокойных литургий. Когда совершилась тридцатая Божественная литургия, душа монаха явилась, чтобы ободрить и утешить своего родного брата. «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете», - сказал монах.

Поминовение на Божественной литургии - наивысшее благо для тех, кто нам дорог.

ЧТО, КРОМЕ ИМЕНИ КРЕЩЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА, НУЖНО ПИСАТЬ В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Помимо имени, данного при крещении или (для монахов) при постриге, следует указать священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Допустимо, но вовсе не обязательно писать краткие сведения о живых и усопших, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица - до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства не нужны, как и определения, вроде «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т.п. Исключение - слова «новопреставленного» или «приснопоминаемого», если вы подаете записку «О упокоении». «Новопреставленным» усопший именуется в течение сорока дней по кончине, а «приснопоминаемым» - ежегодно в день рождения, день именин, день смерти.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ПИШЕТСЯ РАДИ ТЕХ, КТО ЗА-БОЛЕЛ?

Не обязательно. Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. В записке на проскомидию «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия.

НЕ ЗНАЮ, СТОИТ ЛИ ВПИСЫВАТЬ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ИМЯ ДУХОВНИКА И ТЕМ БОЛЕЕ ИМЕНА НАШЕГО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА - О НИХ И ТАК МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ МОЛИТСЯ…

В духовном мире сильна не арифметика, а любовь. Конечно, за Патриарха вся Церковь молится, и если мы, по любви, тоже хотим за него помолиться, то напишем его имя в сво-ей записке. А уж о духовнике всегда молиться - наш долг, равно как о родителях.

По традиции первым пишется имя Патриарха, следом - архипастыря, духовника и других священнослужителей, которые вас наставляют и заботятся о спасении вашей души, после имена родителей, членов семьи, близких и родных.

ЕСЛИ У МЕНЯ ЕСТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ ИЛИ ЗАВИСТНИК, ПИСАТЬ ЛИ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ»?

Непременно. Так вы исполните повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас » (Мф. 5:44). Молитва за Божественной литургией о примирении враждующих - великая сила для водворения мира.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О УПОКОЕНИИ» ПОДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗА КРОВНЫХ РОДСТВЕННИКОВ?

Нет. На проскомидии вынимаются частицы не только за наших ближайших сродников, но и за весь род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или наоборот - за тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, за обидчиков, за тех, кто враждовал с нами или нашими близкими.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших.
СОРОКОУСТ - ЭТО МОЛИТВА О УПОКОЕНИИ?

Вовсе не обязательно. Сорокоуст - это сорокадневное поминание усопшего или здравствующего христианина за Божественной литургией.

СОРОКОУСТ СЛЕДУЕТ ЗАКАЗЫВАТЬ ТОЛЬКО В ДЕНЬ СМЕРТИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА, О ЧЬЕЙ ДУШЕ Я ПРОШУ МОЛИТЬСЯ?

Прекрасно, если у вас получится подать записку «О упокоении» в день кончины (имя в этом случае пишется с прибавлением «новопреставленный»), но и в других случаях не отказывайтесь от сорокоуста или годового поминовения души преставльшегося православного христианина.

Мы понимаем, сколько сложностей связано с похоронами и другими заботами в этот трудный период. Чтобы сберечь время и силы, вы можете написать записку «О упокоении» на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

СОРОКОУСТ - ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ВЫДУМКА ИЛИ «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»?

В Новозаветной Церкви существует древний обычай, пришедший еще из практики Ветхозаветных иудеев, оплакивать умерших сорок дней. Христиане усиленно молятся о душе усопшего в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Святитель Симеон Солунский писал: «Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с тою целью, чтобы и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом».

Заздравный сорокоуст вошел в церковную традицию позже, чем молитва о новопреставленном. Мы молимся о здравии сорок Литургий, вспоминая, как Христос победил дьявола, пробыв сорок дней в посте и молитве. Принося бескровную жертву, мы просим у Гос-пода благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.

ВО МНОГИХ ХРАМАХ ПОМИМО ОБЫЧНЫХ ЗАПИСОК НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ» ПРИНИМАЮТ ЗАКАЗНЫЕ ЗАПИСКИ. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ, КРОМЕ РАЗМЕРА ПОЖЕРТВОВАНИЯ?

Заказную записку прочитывают на проскомидии (и вынимают частицы за тех, кто там записан), а затем эту же записку поминает диакон вслух (а если записок много - и священники в алтаре) на Литургии, во время великой или заупокойной ектении.

Что касается пожертвований за поминовение на проскомидии и за возгласное поминовение на Литургии, то последнее обычно больше хотя бы для того, чтобы количество возглашаемых вслух имен не превращало Божественную литургию в многочасовое чтение записок.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО НЕ УВИЖУ, КАК ИХ ЧИТАЛИ, ВЫНИМАЯ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ. А ВОТ, ЗАЙДЯ В ЦЕРКОВЬ, СМОГУ УБЕДИТЬСЯ, ЧТО МОИХ БЛИЗКИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОМЯНУЛИ…

Каждая поданная на проскомидию записка обязательно прочитывается, вне зависимости от того, где вы ее подали - на странице сайта
или в иконной лавке. А вот своими глазами увидеть проскомидию вам вряд ли удастся в любом случае, поскольку без благословения на вход в алтарь это невозможно.

Проскомидия совершается священником на алтарном жертвеннике (четырехугольном столе, который стоит слева от престола) при закрытых Царских вратах. Даже услышать в этот момент имена дорогих вам людей вы не сможете, т.к. они читаются вполголоса, а в центральной части храма громко разносятся молитвы, произносимые чтецом. Какие именно молитвы - о здравии и упокоении? Нет, обычно это Третий и Шестой час. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение Третьего часа, является также началом проскомидии.

Внимательно вслушивайтесь в слова Божественной литургии, и вы не пропустите те мо-менты, когда вся церковь будет молиться о здравии или упокоении своих братьев и сестер во Христе.

На проскомидии все записки читаются в алтарной части храма, куда мирянин не может войти без благословения настоятеля (женщины в алтарь не входят). Делают это священнослужители или церковнослужители.

Подав записки на проскомидию, не оставляйте «самостоятельную» молитву. Преподоб-ный Паисий Святогорец учит: «Когда вы про себя поминаете имена, то ваше сердце должно соучаствовать в боли каждой поминаемой вами души, будь это живой или усопший человек. Приводите себе на ум все человеческие нужды вообще и конкретно того, о ком вы молитесь, и просите: «Помяни, Господи… Марию, Николая… Ты, Боже мой, знаешь, какие у них трудности. Помоги им». Имена, которые вам дают для поминовения, поминайте на нескольких Божественных литургиях - какие-то на трех, какие-то на пяти. Остальные имена поминайте во вторую очередь. А то что же - одних ты поминаешь постоянно, а других, которые нуждаются в молитвенной помощи, не поминаешь совсем? Я такого не понимаю. Имена католиков, иеговистов и прочих еретиков поминать на проскомидии нельзя. Нельзя ни вынимать за них частичку, ни служить панихиду. А об их здравии и просвещении мы молиться можем, и даже петь молебный канон».

СКОЛЬКО ИМЕН МОЖНО НАПИСАТЬ В ОДНОЙ ЗАПИСКЕ НА СОРОКОУСТ ИЛИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА?

Число имен неограниченно. При составлении списка стоит учесть, что от количества имен зависит размер предлагаемого пожертвования за сорокадневное (сорокоуст) или годовое поминовение.

Вы можете подать записки на проскомидию «О здравии» и «О упокоении» с именами всех православных христиан, которых вы желаете помянуть за главным богослужением Православной Церкви, на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

Скромное пожертвование на монастырские нужды вам будет предложено внести за каждое имя, которое будет поминаться на Божественной литургии ежедневно в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

Если записок немного (например, день будний и приход маленький), то священник читает их сам. Если речь, скажем, о кафедральном соборе в двунадесятый праздник или Родительскую субботу, то, разумеется, священнику помогают чтецы и пономари. Они стоят рядом с жертвенником и негромко читают имена, а священник вынимает из просфор частицы со словами: «Помяни, Господи».

Конечно, бывают исключения, но они очень редки. К примеру, уже упоминавшийся святой праведный Иоанн Кронштадтский молился на проскомидии особым образом. «На проскомидии, совершаемой отцом Иоанном, просфор было так много, что их приносили большими корзинами. Многие лично подходили к батюшке с просьбой помянуть своих родственников, вынуть частичку хотя бы из одной просфоры. Кроме того, отец Иоанн получал ежедневно свыше тысячи писем и телеграмм с просьбами помолиться об исцелении больных, признанных врачами безнадежными. Писали не только со всех концов России, но и из других стран, из Азии и из Америки. У батюшки были секретари для прочтения этих писем и телеграмм и для ответов на них. Возникает вопрос: как получали исцеление по молитвам отца Иоанна те больные, о которых просили родные в этих письмах и телеграммах, ведь батюшка физически не успевал их прочитать? А вот как… Перед отцом Иоанном лежали горы корреспонденции, и он, вынимая частицы из просфор, дерзновенно, с упованием на милость Божию, взывал: «Помяни, Господи, всех заповедавших мне молиться о них». Этой краткой молитвы великого угодника Божия было достаточно, чтобы Божественной благодатию, пребывавшей в батюшке, совершались чудеса во всех концах вселенной» (Виктория Корхова «Дивный батюшка»).

В ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКЕ МНЕ ДАЛИ ПРОСФОРУ, ИЗ КОТОРОЙ КТО-ТО ВЫКОВЫРЯЛ КУСОЧЕК, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ, ИЛИ МНЕ ДОСТАЛАСЬ «БРАКОВАННАЯ» ПРОСВИРКА?

Всё в порядке. Священник вынимает частицу из просфоры за каждое имя, написанное в записке на проскомидию. Если записок сотни, то одна частица вынимается за несколько имен. Освящаются не только вынутые частички, но и все просфоры. После проскомидии просфоры передаются в свечной ящик (иконную лавку).

КУДА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПОПАДУТ ЗАПИСКИ С ИМЕНАМИ ДОРОГИХ МНЕ ЛЮДЕЙ? Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНИ ВАЛЯЛИСЬ В КУЧЕ МУСОРА.

После поминовения все записки сжигаются.

ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ Я МОГУ ПОДАТЬ В ЛЮБОЙ ДЕНЬ ГОДА?

Да, вы можете подавать записки на проскомидию накануне богослужения или за несколько дней до желаемой даты поминовения. Однако стоит уточнить, будет ли служиться Божественная литургия именно в тот день. Ежедневно Божественная литургия совершается только в крупных храмах, а в небольших приходах - лишь по воскресеньям и в церковные праздники.

Есть дни, когда Литургия вообще не служится, это:
1. Перед Великим постом в заключительную неделю (Сырную, или в простонародье Масленицу) в среду и пятницу.
2. В Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам, а также в Великую Пятницу.
3. В пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, когда они выпадают на воскресенье или понедельник.

Если в нужный вам день (именины, день рождения, годовщина смерти и т.д.) Божественная литургия не служится, вы можете подать записку на проскомидию на ближайшую дату (уже без указания «приснопоминаемый» и т.п.).

КАК ЧАСТО РАЗРЕШАЕТСЯ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ ДЛЯ ПОМИНАНИЯ НА ПРОСКОМИДИИ?

Никаких ограничений не существует, ведь мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией, очищающей и спасающей нас. Просите молитв Церкви и принесения о нас и о наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров как можно чаще. Если у вас нет возможности ежедневно присутствовать в храме, подайте записки сразу на сорок дней или на год. Сделать это можно на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

ЗНАЮ, ЧТО БЫВАЮТ РАЗНЫЕ ЛИТУРГИИ, А ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ТОЖЕ ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ?

В современной приходской практике Русской Православной Церкви распространены три вида Божественной литургии:
1. Литургия святителя Иоанна Златоуста,
2. Литургия святителя Василия Великого и
3. Литургия преждеосвященных Даров (она же Литургия святителя Григория Великого, Двоеслова, папы Римского).

Записки на проскомидию бывают «О здравии» и «О упокоении». Души живых и усопших христиан, за которые священник вынимает частицы из просфоры, одинаково поминаются на Литургии по любому чину. При этом формально проскомидия не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, поскольку Святые Дары для этой Литургии приготавливаются заранее.

ЕСЛИ Я ЗАКАЖУ СОРОКОУСТ В СОРОКА ХРАМАХ, ТО ЭТА МОЛИТВА БУДЕТ ОСОБО СИЛЬНОЙ?

Вы можете подавать записки на проскомидию о здравии и упокоении в любое число православных церквей, в зависимости от вашего благочестивого усердия и материальных возможностей, но мнение о подобном механическом «усилении» молитвы глубоко ошибочно, оно из области предрассудков и магизма.

МОЖНО ЛИ В ЗАПИСКЕ «О ЗДРАВИИ» НА ПРОСКОМИДИЮ ПИСАТЬ СВОЕ ИМЯ, ИЛИ ЭТО ГРЕХ ГОРДЫНИ?

Конечно можно. Во многих церковных молитвах есть прошения о самих себе. Например, в завершении ектеньи в чине Великого повечерия мы «рцем и о себе самех». Если вы опасаетесь впасть в грех гордыни, можете, в знак смирения перед Господом, писать свое имя в записке «О здравии» последним.

У МЕНЯ МНОГО НЕКРЕЩЕНЫХ РОДСТВЕННИКОВ, КАК ЖИВЫХ, ТАК И УМЕРШИХ, КАК МНЕ ПОМЯНУТЬ ИХ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ?

Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться за Божественной литургией. В записках на проскомидию мы пишем имена лишь тех, кто принял Святое крещение. Ваша духовная обязанность - молиться о некрещеных родственниках дома, стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верным Христу.

Поминая усопших некрещеных родственников, вы можете делать добрые дела в их честь и память.

БЛИЗКИЙ МНЕ ЧЕЛОВЕК ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ, БУДУЧИ В СОСТОЯНИИ ТЯЖЕЛОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА. ОН БЫЛ КРЕЩЕНЫМ, ПОЭТОМУ Я ХОЧУ ВПИСАТЬ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ. ЭТО ВОЗМОЖНО?

Вопрос об отпевании и церковном поминовении самоубийцы может решить только правящий архиерей той области, где жил почивший. Вы имеете право обратиться к нему с просьбой признать самоубийство неосознанным. Только после положительно решения этого вопроса архиереем, вы сможете подать записку на проскомидию. Пока же поминай-те усопшего в домашней молитве, творите в его память дела милосердия.

Если крещеный человек покончил с собой осознанно, то лучше приступать даже к домашней молитве о его душе только после благословения священника.

СРЕДИ МОИХ РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ ЕСТЬ БАПТИСТЫ, КАТОЛИКИ, ИУДЕИ И МУСУЛЬМАНЕ. ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ Я В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮ, А ВОТ ИМЕНА ХРИСТИАН, ПУСТЬ И НЕМНОГО ДРУГОЙ ВЕРЫ, А ТАКЖЕ НЕКРЕЩЕНЫХ ЕВРЕЕВ ХОЧУ НАПИСАТЬ, ВЕДЬ ГОСПОДЬ У НАС ОДИН. ЭТО ПРАВИЛЬНО?

Что касается поминовения на проскомидии, то нет разницы, к какой религиозной традиции принадлежит человек, если он не находится в лоне Православной Церкви. Люди любой иной веры поминаются как некрещеные. Их имена не следует писать в записках на Божественную литургию. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.

ХОЧУ НАПИСАТЬ В ЗАПИСКЕ НА ПРОСКОМИДИЮ ИМЕНА «СУПРУГОВ», КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ЖИВУТ В БЛУДЕ (Т.Е. БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ), НО НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО …

Разумеется, церковное поминовение на проскомидии людей, сознательно совершающих смертный грех, недопустимо. Но здесь главное - именно мера сознательности. Одно дело, если пара грешит целенаправленно. Другое, если один человек стремится к браку, а второй против. Третье, если оба далеки от воцерковленности. Лучше попросить совета священника, знакомого с этой конкретной семейной ситуацией.

Я ЛЮБЛЮ СВОИХ ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ, ОНИ ЧЛЕНЫ МОЕЙ СЕМЬИ, МОГУ Я НАПИСАТЬ ИХ КЛИЧКИ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Мы призваны заботиться о домашних животных, но поминать их за Божественной литур-гией или за любой другой церковной службой не принято. В таинствах Церкви мы молимся о бессмертной человеческой душе, а с молитвой о здоровье питомца вы можете обраться к Господу дома, при этом не стоит помазывать больное животное освященным маслом или кропить святой водой.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-САЙТ, ТО ГДЕ Я ПОЛУЧУ ПРОСФОРУ?

Практика выдавать просфоры тем, кто подает записки на проскомидию, - не более чем местный обычай. Он никак не связан с церковной молитвой о здравии и упокоении христиан, чьи имена вы написали в записках на проскомидию.

ЧТО ТАКОЕ АРХИЕРЕЙСКАЯ ПРОСКОМИДИЯ? МОЖНО ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ЭТУ ПРОСКОМИДИЮ?

При служении Божественной литургии архиерейским чином владыка входит в алтарь, когда священником уже совершена первая проскомидия, на которую мы подали записки «О здравии» и «О упокоении». При этом предложение Честных Даров находится на жертвеннике, и в начале Великого входа происходит вторая проскомидия, когда архиерей поминает живых и усопших чад Православной Церкви. Для этого он так же, как и прежде священник, вынимает частицы из просфор. Все наши записки к этому времени уже прочитаны.

В продолжение темы:
Воспитателям

Уплата налога на имущество за год в части сроков зависит от конкретного региона. А вот дата сдачи декларации регламентирована на уровне НК РФ. Как определить конкретные даты...