Сообщение о перуне боге грома и молнии. Перун - бог грома и молнии (мифы славян)

Раскаты грома, сильный дождь, молнии во все небо… Даже современному человеку эти внушают некоторый страх. Представьте же, каково было людям, жившим на десять-пятнадцать веков ранее!

Тогда человек еще только начал овладевать природными тайнами, многое было ему непонятно. И все то, что нельзя было объяснить с точки зрения логики либо науки, он объяснял существованием сверхъестественных сил и грома и молнии являлся в те времена самым главным среди прочих божеств. Именно ему поклонялись более всего, его боялись и почитали.

Перун - бог грома, молнии и войны у славянских народов. Считалось, что он поражает тех, кто провинился или как-то прогневил его. Для того чтобы задобрить Перуна, в жертву ему приносили животных, а также вырезали на каждом доме символ в Имя его встречается во многих исторических источниках. К примеру, в «Повести временных лет», написанной Нестором, Нептун упомянут более десяти раз. Бог грома и молнии у славян вызывал трепет и страх; говорили даже: "Схвати тебя Перуном!", что означало пожелание бед и несчастий.

Люди верили, что Перун карает за несоблюдение особых законов (которые являлись чем-то вроде Библии для христиан). Считалось, что на тех, кто ему не угодил, Перун ниспошлет камни, топоры, стрелы и, конечно, гром и молнию. Если какую-то семью или даже целую деревню одолевали неурожаи и, как следствие, голод и болезни, это означало вмешательство Перуна и служило «напоминанием» о том, что люди ведут разгульный образ жизни и недостаточно трудятся.

Бог грома и молнии был одним из первых объяснений неизведанных явлений природы. Культ Перуна зародился еще больше трех тысячелетий назад. Однако его не только боялись, но и просили о благополучии. Люди верили, что в случае регулярных жертвоприношений и безоговорочного почитания Перун ниспошлет им процветание, избавит от болезней, сделает так, чтобы урожаи были богатыми.

Перун считался прародителем всех славян. Помимо вырезанных из дерева идолов, у людей присутствовали и изображения бога: это был могущественный воин с иссиня-черными волосами с сединой и длинной огненной бородой.

В Киевской Руси бог грома и молнии стал предметом поклонения еще в VI веке. Позже развитию этого культа, как выяснилось по результатам многочисленных исследований язычества, способствовал сам князь Владимир. Даже после того как по его приказанию на Руси было принято христианство, деревянного идола, символизирующего Перуна, не сожгли, как многие другие фигуры богов, а пустили по Днепру. Владимир и не мог этого сделать, так как остатки прежней веры в языческие божества все еще крепко сидели в головах людей. Ему было страшно полностью уничтожать символ благополучной жизни и удачного ведения военных дел.

Бог грома и молнии был не только у славянских народов. У древних греков главным богом считался Зевс. В божеством, способным ниспослать кару в виде разрушительной молнии, является Тор, а в Индии - Индра.

Времена, когда люди массово верили в языческих богов, прошли. Однако и сейчас есть те, что называются староверами: они, продолжая традиции своих предков, поклоняются среди которых, конечно, есть и Перун.

До проведения урока каждый ребёнок получил индивидуальное задание в составе одной из 6 групп: историки, поэты, этнографы, сказители, лингвисты, художники. Художники рисовали таблицу и Збручского идола, лингвисты искали толкования слов, поэты и сказители учили наизусть тексты, этнографы и историки готовили сообщения. По своей инициативе ученики внесли в урок элементы костюмировки.

1) Работа по таблице «Языческие боги славян».

Мы продолжаем путешествие в мир славянских мифов. Перед нами каменный Збручский идол, созданный в X веке. На сколько частей он поделён? Предположите, что может обозначать такое деление. Три части обозначают устройство мира: верхняя – небо, средняя – земля, нижняя – подземелье. Следовательно, являясь язычниками и поклоняясь культу природы, наши далёкие предки делили богов на

Языческие боги и духи славян 1

выспренние земные и водные преисподние

Сварог (бог неба) Макошь (богиня рода) Ний (Вий)

Сварожичи (сыновья: Велес (бог скота) Чернобог

Даждьбог и др.) Чудо морское Баба Яга

Лада (богиня брака) Кикимора

Перун (бог грома) Леший

Какие слова вас удивили?

Лингвист 1 : выспренний (старослав.) – «высочайший», небесный;

преисподний (старослав.) – подземный.

2) Описание Перуна.

Посмотрите на изображение Перуна на Збручском идоле 2 . Почему рядом с богом мы видим коня? Вспомните русские народные сказки и былины. Кто в них сидит на коне? Значит, Перун был покровителем... (войска, воинов). Представьте, что вы дружинники и вместе с князем пришли к Перуну с дарами. Каким вы увидите этого бога? Сравните своё представление с описанием, которое дано в книге В.Иванова «Русь изначальная».

Историк 1: Бог дружины явился воином, которому нужна не красота, а сила. Под тяжёлым шлемом хмурился узкий лоб, в глубоких глазницах под выпуклыми бровями сидели красные глаза – драгоценные лалы. Рот был как рана, усы длинные, вислые. На прижатых к телу руках торчали могучие мышцы, грудь была выпучена над впалым животом – признаком сильного мужества. Бог опирался на землю длинными ступнями. Он был гол, но вооружён – два меча, секира–топор, ножи. Дубовое дерево было искусно вырезано. Пальцы рук переходили в рукоятки мечей, в древко секиры – тело сливалось с оружием. Нельзя было сказать, где кончалось одно и начиналось другое 3 .

Лингвист 2: Лалы – старинное название драгоценного красного камня

шпинели, разновидности яхонта.

Как вы думаете, какими качествами характера обладал Перун? (Запись в тетради будет вестись на протяжении урока: сильный, мужественный .)

А вот как описан храм Перуна поэтом XVIII века Г.Херасковым.

Поэт 1: Сей храм, ужасный храм, над Боричевым током,

Стоял сооружён на холме превысоком;

Курений восходил перед кумиром дым,

Запёкшаяся кровь видна была пред ним.

Поэт 2: Созижден высоко Перунов гордый храм,

Он тени распростёр далёко по горам:

Пред ним всегда горит неугасимый пламень,

При входе утверждён краеугольный камень,

И камнем гибели народом наречён;

Он чёрной кровью отовсюду омочён;

На нём несчастная та жертва трепетала,

Свирепости жрецов которая питала:

Там смертоносные оружия висят,

Сосуды кровию наполнены стоят.

Лингвист 3: Сей – этот; током – потоком, рекой; курение – вещество,

дающее при горении ароматический дым; созижден –

сотворён, построен, воздвигнут; краеугольный камень –

основной, главный; наречён – назван; трепетала –

дрожала.

Почему храм «ужасный»? Назовите цвета, которые вы видите, стоя перед храмом. Чья запёкшаяся кровь была перед статуей Перуна? Но это мнение поэта.

3) Знакомство с «Влесовой Книгой».

А вот что о жертвоприношении главному славянскому богу рассказывается в одной из удивительных книг, которую нашли в начале ХХ века, хотя написана она была более тысячи лет назад.

Историк 2: Во время гражданской войны русский художник Изенбек в одном из разорённых дворянских имений в библиотеке нашёл деревянные дощечки, исписанные какими-то неизвестными знаками. Эти дощечки были изъедены червями, сколоты, стёрты, выглядели очень старыми. В длину дощечки были 38 см, в ширину – 22 см, в толщину – 6 – 10 мм, и на каждой просверлено по две дыры для их скрепления с помощью шнура. На дощечках были прямые линии, строго под которыми размещались прорезанные и залитые краской буквы. Эту древнейшую книгу назвали «Влесовой», так как на одной из дощечек говорилось о боге Велесе.

Сказитель 1 : Славься Перун – бог Огнекудрый!

Он посылает стрелы в врагов,

верных ведёт по стезе.

Он же воинам честь и суд,

Праведен Он – златорун, милосерд! 4

Лингвист 4: Стезя – путь, дорога; праведен – справедлив; златорун –

щедр, милосерд – добр, милостив.

Продолжите характеристику Перуна (справедливый, щедрый, беспощадный, отважный, смелый, добрый) . Для всех ли бог был добр? (Для храбрых воинов.)

Сказитель 2: Слава богам нашим! Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв... мы смели давать лишь полевые жертвы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли... ягнёнком. Так всякий, который слушает греков, скажет про нас, что мы – людоеды. Но это – ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи.

Сказитель 3: И так мы долго управлялись родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей под Перуновым древом. И также имели мы в тот день игрища перед очами старших: и силу юноши показывали, они быстро бегали, пели и плясали. В тот день люди ходили на промысел и приносили дичь старцам, которые делили её с прочими людьми. И волхвы жертву делали богам, восхваляли их и славу провозглашали.

Историк 3: Беспрерывный, неугасимый огонь пылающего дуба горел перед Перуном, и смерть была наказанием того жреца, по неосторожности которого угасал священный огонь.

Дуб – священное дерево, небесные врата, через которые божество могло появиться перед людьми, жилище бога.

Хорошо в лесу или на поляне, когда рядом веселятся и соревнуются друзья. Но что бы вы испытывали в том же лесу, в степи, в горах, оказавшись в одиночестве во время сильной грозы, когда гремит гром, сверкают молнии? Хочется ли вам защиты? Вот так и древние люди молили о защите и покровительстве Перуна: ведь ему были подвластны дождь, молния и все другие воздушные явления. Особенно считали, что он повелевает громом, отчего и получил своё имя, потому что Перун на всех славянских наречиях означает «гром».

Но самым почитаемым богом славян он стал по другой причине: в это время земли русские подвергались нападению греков, и быть воинами считалось главной и почётной обязанностью.

Сказитель 4: Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда каменьями вон. И летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И витязей у нас стало в 10 раз больше, чем у врагов наших. И та Перуница сказала: «Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны бороться за неё!»

Сказитель 5: И когда мы пришли в край свой, то ударились в городскую стену, и проделали в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у себя. И решили: «Кому присудил Перун, тот попадёт в рай. Быть может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к жизни. И лучше быть мёртвым, чем быть живым и рабствовать на чужих».

Сказитель 6: Делайте так, ибо будут у нас и грозы многие, и громы гремящие. И так мы победим окончательно, утвердимся навеки. Многое дадут нам боги, и ничто нас не унизит. Встаньте, как львы, - один за одного! И держитесь за князя своего. И Перун будет с вами и даст вам победу. Слава богам нашим до конца веков!

Сказитель 7: И вот русы вынули мечи, и напали на греков, и отогнали их от своих морских берегов. И была сеча великая, и вороны там граяли при виде человечины, разбросанной по полю. И ели они останки греческие, русские не трогая. Там они защиту имели, так как боги не желали гибели русских. И там сражалось Солнце с Месяцем за землю ту. И небо сражалось на поле битвы...

4) Выразительное чтение стихотворения С.Городецкого «Перун».

Поэт 3: Два врага – Луна и Солнце.

Поле битвы – синий свод.

За горою медлит солнце.

Лунный ворог Солнце ждёт.

Лес еловый зачарован

Лунной силой, колдовством.

Мир могучий замурован

Ворожейным волшебством...

Вдруг за лесом на востоке

Заблестел конец копья,

Заалелся крутобокий

Щит Перунова литья.

Поэт 4: Вылит, выкован с отливом,

Ярко вызолочен щит.

В ожиданье молчаливом

Бог Перун за ним стоит.

И Луна, Перуна – бога

Увидавши за горой,

Закричала: - Вихрь Стрибога!

Солнцу яму в тучах рой!

И на поле боевое

Побледнелая идёт.

Пламя рдеет заревое,

Стрелы острые куёт...

Поэт 5: ... Солнце, Солнце, лик победный

Выше, выше в синий свод!

Лунный ворог, призрак бледный,

За туманы упадёт.

Лунный ворог побеждённый

Еле светится внизу.

Бог Перун на мир смущённый

Мечет светлую грозу...

И, хмелясь победным пиром,

За лучом бросая луч,

Бог Перун владеет миром,

Ясен, грозен и могуч.

Каким представляет Перуна поэт? Совпадает ли это с вашим видением? Допишите эпитеты (ясен, грозен, могуч ). Что значит ясен ?

5) Образ Перуна в древнерусской литературе.

У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния, Град, Дождь, русалки и водяные, ветры, которых четыре, как и четыре стороны света. Отсюда день Перуна – четверг.

Лингвист 5: До сих пор мы употребляем фразеологизмы, связанные с образом славянского бога, например: после дождичка в четверг – неизвестно когда, никогда; выражение недоверия.

Впервые имя Перуна в русской литературе встречается в летописях.

Лингвист 6: Летопись – «лето», то есть «год»; жанр древнерусской

литературы: год за годом монахи записывали исторические

события, начиная с библейских времён; вплоть до XVII века

процветало летописное мастерство.

Историк 4: После победы князя Игоря над греками в договоре с ними он указывает: « А если они некрещеные, да не будет им помощи ни от бога, ни от Перуна». Далее встречаем имя Перуна в договоре Святослава с греками: «Да имеем клятву от бога, ему же веруем, в Перуна и Волоса» 5 .

Историк 5: В «Повести временных лет» летописец Нестор пишет, что в 980 году великий князь Владимир I приказал соорудить истукан Перуна в Киеве среди двора своего на берегу реки. Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода из золота. Беспрерывный огонь горел перед ним...

Историк 6: Но в 988 году, когда Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить бывших кумиров: «... одних изрубить, а других сжечь». Единственный, кого не уничтожил князь, был истукан Перуна: «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы... и приставил 12 мужей колотить его жезлами... Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его / люди /» 6 . Затем сбросили в реку.

6) Народные праздники.

– Но истребить память о любимом боге уничтожением его истуканов было нельзя. Символ Перуна изображался в виде колеса с шестью спицами. Его вырезали на избах, чтобы предохранить их от молнии. После крещения Руси образ славянского языческого бога ассоциировался с былинным Ильёй Муромцем, а также с Ильёй – пророком.

За древностью лет трудно точно указать, когда отмечался день Перуна (кто–то указывает 20 июля, другие – 2 августа), но большинство историков считают, что это праздник Ивана Купалы: в ночь на 24 июня, во время летнего солнцестояния, солнце делает первый поворот к зиме.

Этнограф 1: Солнце (Перун) сбивается с пути–дороги, и ясноокая дева Заря (Купальница) является на помощь светлому богу. Она не только ведёт бога, но каждое утро умывает его росою с лугов.

В эту ночь самые храбрые (их церковь считала преступниками) отправлялись в лес собирать волшебные травы, среди которых разрыв – трава, перед силой её не мог уцелеть ни один замок.

Этнограф 2: А возле рек люди жгли костры, парни с девушками прыгали через них, плясали и пели. Считалось, что если во время перепрыгивания руки у пары не разойдутся, то парень с девушкой поженятся. Костры, зажигаемые в честь Перуна, олицетворяли торжество солнца, а вода – дождь. В жертву Купале приносили белого петуха. Сохранились в памяти людей и приметы: «Сильная роса на Ивана–Купалу – к урожаю огурцов, или на Иванову ночь звёздно – много грибов» 7 .

7) Домашнее задание.

В повести «Вечер накануне Ивана Купалы» Н.В.Гоголь рассказывает страшную историю о том, как в купальскую ночь юноша в лесу искал папоротник. А для чего и что случилось, вы узнаете, прочитав это произведение.

8) Образ Перуна в поэзии серебряного века.

Итак, благодаря летописям, историческим книгам, стихотворениям, трудам этнографов вы узнали о том, каким был славянский бог грома и молнии. И хотя от эпохи язычества нас отделяет тысячелетие, образ Перуна до сих пор живёт в памяти и культуре нашего народа. Более того, он переосмысливается и со временем наделяется новыми качествами. Например, в стихотворении К.Бальмонта «К Перуну» (1906). Прослушав стихотворение, вы должны ответить на вопросы: 1) зачем поэт обращается к Перуну; 2) как изображён бог; 3) какими стали стихи поэта?

Поэт 6: Бог ветров и бурных гроз, Поэт 7: Влил ты молнии в мой стих

Бог славян, Перун, И сказал мне: «Жги».

Ты мне дал волну волос, Бог пожаров грозовых,

Золотистых струн. Предо мной – враги.

Струн курчавых, не прямых, Бог зиждителей дождей,

Светлых завитков, Влаги и огня,

Золотистый дал мне стих, В ярком пламени страстей

Много дал стихов. Не покинь меня.

Бог пожаров между туч, Дай мне, дай мне взрывов злых

Грёзы огневой, Для журчанья струн,

Ты велел мне: «Будь певуч, Местью сделай ты мой стих

В жизни будь живой». За моих, Перун!

После выразительного чтения стихотворения дети приходят к выводу, что если в мифах Перун повелевал природой, то поэты ХХ века наделили его умением изменять силу Слова, влиять на душу человека.

Примечания

1 Классификация основана на исследовании Г. Глинки «Древняя религия славян». – Мифы древних славян. Саратов, 1993.

2 Там же. С. 55 или Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992.Т. 2. С. 451.

3 Иванов В. Русь изначальная. Харьков, 1991. С. 53 – 54.

4 Влесова Книга. – Мифы древних славян. Саратов, 1993. С. 254, 283 – 284, 280 – 281, 285.

5 Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1997. С. 72.

6 Изборник. Повести Древней Руси. М., 1987. С. 42 – 43.

7 Более подробную информацию можно взять из книг Коринфского А. А. «Народная Русь». Смоленск, 1995. С. 285 – 291; Забылина М. «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». М., 1992. С. 67 – 79; Шеппинга Д.О. «Мифы славянского язычества». С. 85 – 89, 116 – 119.

Особое место в пантеоне языческих богов занимает Перун, космическое божество, бог грома, молнии, он почитался как бог-податель живительной воды. Языковые данные позволяют утверждать, что культа Перуна относится еще к общеиндоевропейской эпохе. Можно сказать, что Перун как бог грозы, молнии и грома почитался под сходными именами у значительной части индоевропейских племен, но трудно определить везде ли он расценивался как верховное божество. Первенство Перуна в Киеве оформилось очень поздно, почти одновременно с рождением Киевского государства.

Внимание киевских княжеских кругов к культу Перуна не подлежит сомнению. Е.В. Аничков в работе «Язычество и Древняя Русь» пишет, что Владимир посылает Добрыню учредить культ Перуна в Новгороде. По мнению исследователя, это служит доказательством того, что в Перуна не знали в Новгороде, и его культ должен был сплотить север и юг. Интересно, что после принятия христианства Владимир оказал Перуну особую честь: идола Перуна совлекли с Киевской горы и с эскортом в 12 дружинников проводили по Днепру до самых порогов, на остров, предположительно, Хортицу. На этом острове наши предки, возможно, и свершали обряды поклонения Перуну, о чем свидетельствуют археологические находки, сделанные в русле Днепра и на Десне. В 1975 г. Археологами был обнаружен древний моренный дуб, в ствол которого в правильном порядке было вставлено десять кабаньих челюстей. Предполагают, что этот дуб - священное дерево, которое служило для ритуальных обрядов. Характерной чертой ритуала, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которые ставили в древности идолы Перуна и его святилища.

Сварог и Дажьбог.

Еще одним божеством небесного пантеона славян был Сварог. Функционально Сварог связан с огнем и небесной сферой. В древности люди верили, что земной огонь порождается небесным. Бог, или дух огня почитался у всех славян. В славянской мифологии Сварог - бог небесного огня и податель культурных благ. Согласно верованиям славян, Сварог первый начал ковать железо и научил этому людей; установил законы моногамной семьи; сделал первый плуг и научил людей плужьему делу; победил змея; построил мощные укрепления.

Сварог по древнему преданию предается покою, предоставляя управление своим детям Сварожичу и Дажьбогу. В древнерусском пантеоне особенно тесные связи соединяли Сварога и Дажьбога, который считался богом солнца.

Со временем происходит расширение значения имени Дажьбога - божества солнца, которое стало пониматься как имя бога - подателя всех благ. Среди идолов различных богов, поставленных Владимиром в Киеве, не было Сварога и Сварожича, но стоял идол Дажьбога. Это подтверждает мысль, что культ Сварога был позднее вытеснен культом Дажьбога.

В 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…

Религия славян до крещения Руси

Как известно, религия славянских племен до крещения Руси в 988 году была сложной. В пантеоне присутствовали боги главных природных явлений и сил, а также многие божки, духи. Они не только обеспечивали существование мира, но также вершили его судьбу, решали удел всех людей. Поэтому их пытались задобрить, принося жертвы, а от злых духов славяне себя оберегали с помощью разных обрядов, знаков, талисманов. Главным в пантеоне изначально был Род - божество, которое создало все, помогали править ему его дети. Следует отметить, что каждое племя имело своих богов, которых почитало больше, чем остальных. Постепенно главным стал Перун - бог грома и молнии.

Сущность бога

Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом.

Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три-семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты - сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.

Внешность и атрибуты

Перун - славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков - Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.

Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.

Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами.

Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом - раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком - голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы - домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей - пленных или детей.

Святые места бога

Бог грома и молнии был главным для всех славян, поэтому ему часто ставили капища. Имя его можно перевести как «разящий» или «тот, кто сильнее бьет». Устраивали святилища Перуна под открытым небом, имели они форму цветка. Более ранние капища состояли из шести «лепестков», а потом добавилось еще два. Это были ямы определённой формы, в которых постоянно горел священный огонь. В центре ставили идола, а перед ним сооружался алтарь, окруженный каменным кольцом. Обычно сюда ставили приношения и проливали кровь жертвенного животного.

Есть достоверные сведения о том, что святилища Перуна были в Киеве и Новгороде. К слову, в последнем обнаружены его остатки. После христианизации Руси на местах многих капищ строили храмы, монастыри, поскольку эти места все же оставались святыми для паломников.

Подведем итог

То, что бог грома и молнии у восточных славян был один, может доказать топонимика. Названия, восходящие к имени Перуна, часто встречаются на территории современных Польши, Болгарии, Сербии и других странах. Так, например, на Балканском полуострове есть растение перуника, в Польше перуновым камнем называют белемнит, в Новгороде есть холм Перинь. А прибалтийские славяне, проживающие вдоль реки Лаба (древнее имя Эльбы), называли четверг перуновым днем и имели бога-громовника по имени Перконс или Перкунас.

Но культ Перуна не был утрачен или забыт, он трансформировался и тесно переплелся с христианством. С богом-громовержцем отождествляют пророка Илью, который был повелителем стихий. День памяти святого церковь отмечает 2 августа.

Бог грома, бог молнии и бог погоды является часто высшим небесным богом, как, например, Зевс. Кронид или Кронион в Древней Греции или Перун у славянских народов, символом которого является булава.

Как «громовая стрела» или «алмазный скипетр » рассматривается в Индии и Тибете ритуальный предмет, используемый в тантрийском буддизме для того, чтобы «расколоть невежество и освободить познание» . В японской иконографии бог грома изображался в виде раскрашенной красным цветом фигуры бога Райина с венцом из восьми барабанов в виде бубнов. В общем и целом гром считается впечатляющим и реально осязаемым воплощением власти небесной сферы, которая, с одной стороны, угрожает человеку, а с другой — охраняет его от враждебных ему существ.

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов

Перун — бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун — божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка. Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы — золотыми. Главным оружием Перуна были камни, стрелы, а также топоры, являвшиеся предметами языческого культа.

Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Выращивались лен, конопля. Прошли века бурных исторических событий. Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами. Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу.

Раскаты грома, сильный дождь, молнии во все небо Даже современному человеку эти природные явления внушают некоторый страх. Представьте же, каково было людям, жившим на десять-пятнадцать веков ранее!

Тогда человек еще только начал овладевать природными тайнами, многое было ему непонятно. И все то, что нельзя было объяснить с точки зрения логики либо науки, он объяснял существованием сверхъестественных сил и богов. Бог грома и молнии являлся в те времена самым главным среди прочих божеств. Именно ему поклонялись более всего, его боялись и почитали.

Перун - бог грома, молнии и войны у славянских народов. Считалось, что он поражает тех, кто провинился или как-то прогневил его. Для того чтобы задобрить Перуна, в жертву ему приносили животных, а также вырезали на каждом доме символ в виде молнии. Имя его встречается во многих исторических источниках. К примеру, в Повести временных лет, написанной Нестором, Нептун упомянут более десяти раз. Бог грома и молнии у славян вызывал трепет и страх; говорили даже: Схвати тебя Перуном!, что означало пожелание бед и несчастий.

Люди верили, что Перун карает за несоблюдение особых законов. Считалось, что на тех, кто ему не угодил, Перун ниспошлет камни, топоры, стрелы и, конечно, гром и молнию. Если какую-то семью или даже целую деревню одолевали неурожаи и, как следствие, голод и болезни, это означало вмешательство Перуна и служило напоминанием о том, что люди ведут разгульный образ жизни и недостаточно трудятся.

Бог грома и молнии был одним из первых объяснений неизведанных явлений природы. Культ Перуна зародился еще больше трех тысячелетий назад. Однако его не только боялись, но и просили о благополучии. Люди верили, что в случае регулярных жертвоприношений и безоговорочного почитания Перун ниспошлет им процветание, избавит от болезней, сделает так, чтобы урожаи были богатыми.

Перун считался прародителем всех славян. Помимо вырезанных из дерева идолов, у людей присутствовали и изображения бога: это был могущественный воин с иссиня-черными волосами с сединой и длинной огненной бородой.

В Киевской Руси бог грома и молнии стал предметом поклонения еще в VI веке. Позже развитию этого культа, как выяснилось по результатам многочисленных исследований язычества, способствовал сам князь Владимир. Даже после того как по его приказанию на Руси было принято христианство, деревянного идола, символизирующего Перуна, не сожгли, как многие другие фигуры богов, а пустили по Днепру. Владимир и не мог этого сделать, так как остатки прежней веры в языческие божества все еще крепко сидели в головах людей. Ему было страшно полностью уничтожать символ благополучной жизни и удачного ведения военных дел.

Времена, когда люди массово верили в языческих богов, прошли. Однако и сейчас есть те, что называются староверами: они, продолжая традиции своих предков, поклоняются древнейшим богам, среди которых, конечно, есть и Перун.

Перун - языческий бог грома и молнии в мифологии восточных славян и принадлежит к их пантеону богов. Покровитель монархов, символизировал их власть. Покровительствовал всему, что касалось военному делу: покровитель воинов, дружинников. В славяно-греческих договорах говорится, что обещание заклиналось именем Перуна. В тех же договорах на втором плане находился славянский бог - Велес. Культ этого бога грома и молнии оформился со временем появления вождей, переходом к военной демократии, причем оформившееся воительное сословие обладала большей властью, нежели служители культа.

Согласно мифологии у Перуна в правой руке находился лук, а в левой колчан со стрелами. Пущенная им стрела производила пожары. Царский скипетр, судейские жезлы произошли от молота - символа власти Перуна.

Перун, как громовержец, отождествляется с военными функциями, что отождествляет его с такими характеристиками, как сила, нерушимость договорных обязательств и клятв. Те, кто поклонялся этому идолу, обладал сознанием бойца, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поклоняющиеся Перуну считали, что все должно решаться с помощью силы и оружия, никаких договоров и отступничества.

Перун был языческий бог, и некоторые сведения о нем содержатся в «Густынской летописи». Также Перун упоминается в повествовании о «Мамевом побоище», великого князя Дмитрия Ивановича Донского, где Перун вместе с Мокошем упоминаются как языческие боги татар, которые в их представлении были нечестивцами.

Перуна можно соотнести с Зевсом - богом грома и молнии в греческой мифологии и Юпитером - римская мифология.

Зевс также был богом неба. согласно мифологии был тем, кто владеет всем миром. Как было сказано выше, Зевс отождествляется с Юпитером - римским богом. который происходит от греческого. Символами Зевса выступал орел, двойной топор и щит. Его местом считается Олимп. В его функции, кроме вышеперечисленных, входит распределение добра и зла во вселенной. Кроме того, может выступать как пророк, предвестник, предвидец будущего.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну. устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. Вподобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол. Вкачестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Перун -бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии. Обладает Перун и огромной физической силой, которой выделяется не только среди людей, но и среди остальных богов. Как и его братья, Перун превосходный маг: он способен менять свой облик по собственному желанию, умеет летать и создавать призрачных существ. которые исчезают, когда перестает действовать магия.

В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от существ из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну. и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

Источники: www.symbolsbook.ru, 900igr.net, fb.ru, ezoterical.ru, bestiaria.ru

В продолжение темы:
Поделки

Как считается рейтинг ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю ◊ Баллы начисляются за: ⇒ посещение страниц, посвященных звезде ⇒...