Серьги из полимерной глины мокуме гане. Мастер класс

О том, как профессионализм одних мастеров стимулирует творческие порывы других можно рассказывать бесконечно. Например вчера мы говорили о том, как можно использовать . Ну, а сегодня будем осваивать технику лепки , которая называется "мокуме гане" .

Принципы древнего искусства обработки металлов, которое было придумано в Японии, оказалось возможным перенести на более мягкий и податливый материал к радости любителей лепки из полимерной глины и тех, кому нравятся необычные украшения.

Мокуме гане в оригинальном японском исполнении позволяет создавать узоры на металле. Но эта техника не имеет никакого отношения ни к резбе по металлу, ни к филиграни.

В процессе такой обработки мастерами используются металлы самых разных цветов, которые накладываются слоями один на другой и соединяются в одном ровном пласте. Следующий этап обработки полученного пласта - настоящее искусство. Полученная текстура доводится таким образом, чтобы в определенных ее местах был виден каждый слой, а их количество может доходить до нескольких десятков.

Подобные заготовки в наши дни используются для изготовления ювелирных украшений, а вот исследователи этого искусства утверждают, что ранее, такую технику использовали для производства оружия. Впрочем, зная историю Японии и культуру самураев, было бы странным предполагать что-то иное.

В классическом мокуме гане используется четыре вида металлов: медь, серебро, золото и платина, в наши дни добавляют и мельхиор и белое золото, латунь, сплав золота с медью в разных пропорциях, никель и палладий. Эти металлы разрезают на небольшие пластинки-листы квадратной формы, проводят очистку и накладывают друг на друга так, чтобы получился брусок. Складывание такой стопочки-брусочка производится в определенном порядке, поскольку металлы в процессе последующей обработки должны буквально "срастись" друг с другом, иначе узора на конечном этапе обработки просто не получится.

Как только такой брусок готов его начинают ковать, затем делают обрезку, зачищают кромки и доводят до нужной толщины и только после эти трех этапов начинают создавать узоры. Методов создания узоров тоже очень много, тут и ковка, и резка и долбление, скручивание, травление кислотой. Окончательный этап полировка, и только он позволяет оценить насколько кропотливой и сложной была проделанная мастером работа.

Процесс производства мокуме гане даже при том, что современная наука и техника обработки металлов находится на очень высоком уровне, все еще остается не только трудоемким, но и рискованным, поскольку даже при соблюдении всех необходимых условий обработки слои металлов, могут не срастись. Неудача означает отправку заготовки в отходы целиком. Поэтому любое изделие в этой технике является уникальным и очень дорогим. Как правило, каждый предмет существует в единственном экземпляре, поскольку получившийся рисунок невозможно повторить. Предметы могут повторяться, а рисунок никогда!

Кстати, увидеть процесс создания мокуме гане вы можете прямо сейчас:

Возможно именно эта уникальность рисунка подвинула мастеров, работающих с полимерной глиной на поиски техники, которая напоминала бы своими результатами настоящее мокуме гане. И надо сказать, такие поиски увенчались успехом. Помимо того, что мокуме гане в полимерной глине есть гарантия уникального рисунка готового изделия, поддается эта техника даже начинающим мастерам лепки без особых проблем.

Самый главный секрет мокуме гане в полимерной глине - правильная подборка цвета каждого слоя, ювелирная аккуратность в процессе нарезки готового бруска и конечно, качестве окончательной обработки готовых деталей.

Хотите попробовать свои силы в мокуме гане? Нет ничего невозможного.

Для первого этапа работы - создания заготовок с рисунком в технике мокуме гане вам понадобится: 4 цвета полимерной глины, скалка, лезвие, разные формочки с фигурным краем, инструменты для моделирования, иголки разной толщины.

Роскошные украшения из натурального камня стоят дорого, но есть современный материал, из которого можно сделать оригинальную бижутерию своими руками, учтя все свои капризы и пожелания.

В этом мастер-классе подробно описан процесс создания колье в технике «Мокуме Гане» из полимерной глины. Благодаря многослойности и использованию разных оттенков, пластика обретает эффектную структуру. После покрытия лаком изделия благородно блестят и переливаются. Для комплекта можно изготовить сережки и браслет в таком же стиле.

Материалы для ювелирной работы

Чтобы сделать колье из полимерной глины, потребуются:

  • полимерная глина разных цветов, которые создают красивые сочетания;
  • ролик для раскатывания и/или паста-машина;
  • нож для пластики;
  • каттеры круглой или овальной формы разного размера;
  • пищевая пленка;
  • металлическая фурнитура для создания украшений;
  • лак для пластики по желанию.

Пошаговый мастер-класс и нюансы техники

Самое главное – подобрать такие цвета, которые создадут красивую цветовую гамму и будут гармонировать друг с другом. Если каких-то оттенков не хватит, смешивайте разные, пока не добьетесь нужной гаммы, а потом раскатайте их в тонкие пласты. Желательно использовать более пяти оттенков.

Белый цвет можно заменить черным, тогда цветовая гамма получится более насыщенной и контрастной. Соединяйте пласты сначала попарно, раскатывая дополнительно роликом, потом сложите все вместе и раскатайте так, чтобы слои сохранились, но стали как можно тоньше.

Разделите полученную массу пополам, соедините и еще немного прикатайте.

Таким образом, раскатывая пласты, нужно увеличивать количество слоев, разделяя массу и накладывая друг на друга половинки. Неровные края обрезайте, чтобы кусочки приобрели правильную прямоугольную форму.

В итоге должен получиться брусочек с множеством тонких слоев. Чем тоньше окажутся слои полимерной глины, тем тоньше будет рисунок на элементах колье. Удобно работать с куском около 5 см в длину и высоту и 3-4 см в ширину. Можно дополнительно ужать его до нужного размера.

Теперь ваша задача максимально нарушить параллельность слоев внутри брусочка. Возьмите каттеры изогнутой формы и продавите по всей высоте куска или разрежьте прямым лезвием, а потом снова соедините. Используйте при продавливании тупые стороны каттеров и лезвий, чтобы деформировать слои. Будьте осторожны, чтобы не порезаться об острые края!

Для придания рисунку в технике «Мокуме Гане» окружностей и точек проткните пластику спицами или другими инструментами. Некоторые части бруска при разрезании можно перевернуть на 180 градусов, чтобы усложнить рисунок. Чем больше «повреждений» получит брусок, тем мельче окажется фактура пластики.

Достаточно разрушив структуру, придайте бруску правильную форму и острым лезвием попробуйте срезать тонкий слой.

Нарезая тонкие элементы, вы увидите, как меняется рисунок, какие получаются красивые сочетания цветов и линий.

Все обрезанные кусочки смешайте в один и раскатайте в пласт толщиной 2-3 мм. На эту основу выложите тонкие срезы вплотную друг к другу.

Накройте полученную массу пищевой пленкой и аккуратно прикатайте, чтобы сгладить неровности.

Не снимая пленки вырежьте каттерами нужное количество элементов из полимерной глины для колье. Для украшения понадобятся детали разного размера: самая большая в центре, а к краям они будут уменьшаться.

Уберите пленку, вырезанные заготовки осторожно отделите лезвием и выложите в той последовательности, в какой планируете использовать в изделии.

Зубочисткой или спицей сделайте отверстия с двух сторон, переворачивая каждую деталь на обратную сторону.

Можно дополнить колье фрагментами в технике «Мокуме Гане» другой формы и скомпоновать общую композицию по-своему. Когда все заготовки будут готовы, запеките их в соответствии с инструкцией к пластике и . После того как полимерная глина остынет, приступайте к сборке колье.

Колье в технике «Мокуме Гане» из полимерной глины

Понравилось работать с этим податливым материалом, обладающим неограниченными возможностями? Посмотрите, как сделать и . Другие инструкции по изготовлению бижутерии своими руками смотрите .

Мастер-класс по изготовлению колье в технике «Мокуме Гане» из полимерной глины для читательниц интернет-журнала «Женские увлечения» подготовила .

День всех влюбленных не за горами, пора готовить ВАЛЕНТИНКИ!!! Наши, конечно, будут из полимерной глины. Что нам понадобится, чтобы сделать гору таких бусин:

1. Полимерная глина

2. Скалка, паста-машина или лапшерезка (по-возможности)

3. Какая-нибудь текстура (если нет, то можно использовать рельефные пуговицы, подвески, коннекторы, любые элементы с выпуклым рисунком для штампов)

4. Формочки в виде сердечек

5. Соль

6. Ножик

7. Муравьиный спирт (продается в аптеке)

Начинаем с самых простых техник: Бусины в соляной технике.

Подготавливаем кусочек глины нужного цвета, скатываем шарик, обваливаем его в соли, формируем пальцами и зубочисткой сердечко. Запекаем, ждем, пока остынет, опускаем в воду. Соль растворяется, и получаются такие сердечки. У меня они получились похожими на конфетки. Я в детстве такие помню подушечки: в рот их только возьмешь, и они тают.

Второй вариант сердечек: Перевод изображения на полимерную глину. Предварительно нужно подготовить картинку или надпись, распечатать ее в зеркальном отображении на лазерном принтере.

Затем я готовлю основу под перевод, ровно раскатываю пласт и кладу срез колбаски, сделанной по прошлому уроку . Колбаску прикатываю к пластике, чтоб границы среза были скрыты.

Я буду переводить надпись kalinkapolinka )) Вырезаю кусочек бумаги и прикладываю на основу. Если есть время, то можете просто забыть про сердечко на пару часов. А если хотите быстро, то можете смочить бумагу муравьиным спиртом, что я и делаю. Потом бумажку снимаем, а рисунок весь остается на глине.

Вырезаем нужной формочкой заготовку. Запекаем, шлифуем края. Я уже представляю, сколько идей в Вашей голове, столько хороших слов можно написать своим любимым!!!

Следующий вид бусин: Бусины в технике мокуме гане. Вот здесь нам понадобятся текстуры и штампы.

Для начала подготавливаем несколько подходящих друг другу цветов, можно контрастных, тогда лучше виден рисунок. Тонко раскатываем, складываем стопочкой, еще раз прокатываем в паста-машине. Полученный пласт приклеиваем на ровную поверхность (у меня стекло) и сверху штампуем. Я использую текстуру фирмы Скальпи. Чем тоньше слои, тем более мелкий рисунок получается.

Потом берем тонкий нож или лезвие и срезаем выпуклые части. Получается тонкий пласт с чудесным рисунком. Вырезаем формочками понравившиеся части.

Снимаем рисунки со стекла и прикатываем к основе. Я использую фиолетовый цвет. Толщину выбираем в зависимости от назначения, для колец-кулонов потолще, для сережек потоньше, чтоб они были не слишком тяжелые. Если с краев остаются неровности, ничего, их можно потом шлифовать.

Обрезки наклеиваю на круглые однотонные шарики, катаю в руках, чтоб рисунок слился с фоном, пеку. Получаются еще и хорошенькие абстрактные бусинки. Ну и за компанию еще один вариант утилизации обрезков: Бусинки-улитки. Просто все сворачиваем в колбаску, вертим, вертим и сворачиваем в произвольном направлении, обрезаем в нужном месте

Вот мои сердечки в технике мокуме после запекания

Теперь вариант с использованием простой колбаски из полимерной глины.

Два разноцветных пласта скатываю в трубочку, получается колбаска спираль. Немного ужимаю ее и нарезаю. Толстые кусочки- это простые бусинки, а тонкими обклеиваем шарик (можно тоже из обрезков). Формируем сердечки пальцами и зубочисткой.

Вот такие спиральные бусинки получились после запекания

А вот все бусинки вместе:


В следующий раз я расскажу, как из этих бусин сделать заколку, сережки, колечко, кулончик, браслет, клипсы, брелок на телефон и брелок на сумку. Так что ждите новых мастер-классов по лепке из полимерной глине и сборке бижутерии от магазина kalinkapolinka .ru

весь урок одним фото.



Мокуме гане - это одна из наиболее распространенных базовых техник, которые применяются при работе с полимерной глиной.

Сама по себе техника крайне интересна, причем как новичкам, так и опытным мастерам, - хотя бы потому, что при выполнении нескольких исходных стандартных действий, в результате можно применить (или придумать) множество вариантов этой техники. Поэтому у каждой мастерицы получается свое, уникальное "мокуме гане".

Выдержка из Википедии:

Мокумэ, мокумэ-ганэ (от яп. металлическая древесина сосны) — композитный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины. Исторически техника мокумэ-ганэ использовалась в средневековой Японии для украшения оружия (прежде всего катан). В настоящее время известны разнообразные комбинации металлов, пригодных для данной техники. Большую популярность мокумэ приобрёл в ювелирном деле. Суть метода Мокуме Гане (Mokume Gane) заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) включая желтое и белое золото, никель палладий, платину, имеющих разную толщину складываются слоями нагреваются при высокой, но не приводящей к плавлению температуре, так, что металлы начинали спекаться между собой.

Применительно к пластике техника Мокуме Гане используется примерно таким же образом.

Основные этапы:

1. Сначала подготавливается брусок из сложенных слоями листов пластики.

2. Затем этот брусок тем или иным способом штампуют (продавливают, прорезают). При этом верхние слои (цвета) пластики оставляют отпечаток на более нижних слоях, по форме штампа.

3. После этого брусок разрезают вдоль по горизонтали, получая на срезах красивые рисунки.

Рассмотрим каждый этап более подробно, на примере разнообразных уроков по технике Mokume gane.

1. Подготовка основы.

Вариантов подготовки основы существует несколько, но два из них встречаются чаще всего. Первый - это сложить слои пластики в стопочку, второй - скатать в виде рулетика. А дальше идут вариации на тему.

(Далее по тексту все фотографии являются ссылками на уроки, приведенные в качестве примеров. То есть по клику на фото открывается урок, из которого оно взято. Если фото не из урока, то ссылка будет на автора изделия.)

Итак, самый простой брусок для мокуме гане - это обычная стопочка, состоящая из слоёв пластики разного цвета.

Важным моментом здесь будет расположение цвета в стопке, от этого будет зависеть то, какой цвет окажется приоритетным в полученном срезе. Самый верхний слой обычно почти полностью срезается, от него остаются только отпечатки в углублениях штампа.

Кроме простого сложения разноцветных слоев пластики, можно усложнить этот метод, например, подготовив для бруска пласт с плавным переходом цвета. Вот как в уроке от Desire. В результате получаются очень красивые и интересные срезы.

Вот что получилось у мастера в результате:

Вот в этом примере использованы алкогольные чернила и поталь.

А в этом - акриловые краски с глиттером, металлики и полупрозрачная глина. Красиво, правда?

Отдельно выделена техника МикаКуме, которая совместила в себе две базовые в работе с полимерной глиной техники: МикаШифт и МокумеГане.

Для этого, не изменяя базовых приемов Мокуме гане, а именно, - брусок-основа/его деформация/получение срезов - берут пластику, как для МикаШифт: металлик или перламутровую. Отличие от Мика Шифт состоит в том, что глина-металлик используется не одного цвета, а нескольких, сложенных в брусок. Поэтому в блоке Мика Куме после деформации мы получим не только смешение цвета, но и мика-эффект.

Результат от Celia Campos, на мой взгляд, весьма впечатляет.

И наоборот, результат можно сделать управляемым, составляя тоненький пласт-основу и используя для штамповки специальные текстуры или составляя определенный рисунок из отдельных штампов.

Вот в уроке Ларисы (_ea_) очень хорошо это видно.

Очень близко к этому способу стоит техника "Хидден мэджик", выделенная в отдельную технику.

По уроку от Дженнифер Паттерсон: сначала также подготавливают много маленьких колбасок, затем этот блок из колбасок сминается по диагонали до получения тонкого пласта.

И еще один образец с использованием полупрозрачной пластики и потали, не менее эффектный и замечательный, от LINDLY HAUNANI

То, какое получится у вас Мокуме гане очень сильно зависит от выбора цвета.

Используете ли вы в подготовке основы непрозрачную глину, полупрозрачную, различные добавки - поталь, краску, в конечном счете вам нужно определится с цветовой гаммой того, что вы хотите видеть в результате применения этой техники. Как учат нас уроки многих известных мастеров, имеет смысл выбирать цвета, которые гармонично сочетаются друг с другом. А именно, три цвета, стоящих рядом на цветовом круге. Например, розовый/ фиолетовый/синий или желтый/зеленый/синий. Не бойтесь применять сложные цветовые варианты, но старайтесь всегда продумывать, как они будут сочетаться друг с другом. При составлении блока МокумеГане вы можете выбрать так много разных цветов, как вам нравится, но учитывайте то, что чем больше цветов, тем более пёстрым будет в результате срез. Это может быть как раз то, что вам надо для вашего изделия, но иногда такое разнообразие может быть немного подавляющим и выглядеть менее связанным между собой, чем Мокуме гане с более ограниченной палитрой. Экспериментируйте, чтобы подобрать то, что вам больше нравится.

2. Деформация основы.

Для того, чтобы сделать отпечаток штампа, продавить или прорезать брусок-основу используют различные способы. Во-первых, есть специальные текстурные листы с выпуклым рисунком. Есть небольшие штампики, применяемые в скрапбукинге. Штампик можно изготовить и самим, либо заказать в мастерской по собственному эскизу. Если применять текстурный лист или штампик на высоком бруске, то деформация осуществится только на его верхних слоях. Поэтому текстурные листы и штампики применяют на тоненьких основах и также они хороши в случаях, когда основа состоит из цветных непрозрачных слоёв глины, тогда можно получить четкий рисунок с множеством тонких деталей.

Во-вторых, часто используют разнообразные подручные предметы, начиная от вазы с красивым выпуклым рисунком или колпачков от фломастеров, и заканчивая простыми зубочистками или шпажками для тостов.

В-третьих, можно прорезать рисунок, а для этого подойдет и простой нож, и волнистое лезвие, и каттеры, и формочки для печенья, и тому подобное.

Собственно, простор для фантазии безграничный.

Если при деформации блока получаются большие отверстия, их можно заполнить контрастными кусочками пластики.

Если скатать из глины небольшие шарики, и положить их под основу, а сверху слегка надавить пальцами, как бы приминая промежутки между шариками, то получается эффект топографии "холмы и равнины".

После деформации бруска-основы, его необходимо сжать несколько раз по бокам, чтобы придать ему форму, близкую к первоначальной, и закрыть следы деформации.

После всех манипуляций брусок будет немного более мягкий, чем необходимо для получения тонких и ровных срезов, поэтому лучше его убрать в холодильник на некоторое время, ну или просто дать немного постоять и остыть.

3. Срезы.

Каждый мастер обычно сам выбирает для себя удобный способ сделать хорошие срезы из подготовленного МокумеГане-блока. Кто-то нарезает брусок просто по горизонтали, кто-то кладет набок, и делает срезы как в мелефиори (колбаса), кто-то держит нож одной рукой, кто-то двумя, кто-то выгибает лезвие, кто-то режет от себя, кто-то на себя и т.д. При всем этом многообразии есть кое-что общее для всех способов.

Очищайте лезвие, которым делаете срезы. Положите рядом спиртовую салфетку, и протирайте лезвие после каждого среза.

Используйте только острое лезвие, чтобы пластика не сминалась, а срезалась.

Постарайтесь сделать так, чтобы блок, с которым вы работаете был неподвижен, тогда проще будет делать точные срезы. Для этого можно расположить блок на керамической плитке, стекле или другой рабочей поверхности, и чуть-чуть прикатать (прижать) его, чтобы он прилип к поверхности.

Делайте срезы с разных сторон блока. Если резать все время только с одной стороны, это может привести к неравномерной высоте блока.

Существуют также и необычные способы делать срезы в Мокуме гане.

Например, вот этот урок: стопочка делается тонкая, из цветной и полупрозрачной пластики, и потали. Потом с обратной стороны приподнимается небольшим округлым инструментом - получается выпуклость.

И еще один пример от skwizzscreation. Полученный срез можно свернуть в форме кольца, можно сформировать обычную бусину-шарик.

Вот еще один очень интересный на мой взгляд вариант срезов.

Сначала я случайно натолкнулась на это фото на Фликре Belinda «birnco».

Урока по этим бусинам найти я не смогла, поэтому были только мои размышления на эту тему. Берется пластика разных цветов, пропускается через экструдер так, чтобы получилась тоненькая колбаска. Ее закручивают вокруг шарика-основы для бусины. А потом лезвием делают срезы по кругу.

И вот тут, очень удачно, находится урок на сайте Anne Cecilie. Метод называется "Змеиное Мокуме Гане".











Еще я хочу рассказать о двух методах Мокуме Гане, которые по моему мнению и не похожи даже на Мокуме Гане. Но во многих статьях и обзорах они встречаются, поэтому рассмотрим и их.

Первый - это "ленивое" Мокуме Гане (Lazy Woman’s Mokume Gane), автор Nan Roche.

Урок от Barbara Forbes-Lyons.

Пластику разных цветов пропускают через экструдер так, чтобы получилось много тонких колбасок. Затем их собирают в одну большую колбасу, и делают срезы.










Второй метод называется "спагетти" Мокуме Гане (Spaghetti Mokume Gane), автор Christine Platt.

Так же, как и в "ленивом" Мокуме Гане пропускают пластику разных цветов через экструдер, получают много тоненьких колбасок-спагетти. Но дальше отличие - спагетти раскладывают на поверхности в хаотичном, произвольном порядке, прижимают, и прокатывают, пропускают через паста-машину. Затем кладут на пласт глины (в примере белого цвета), снова прокатывают. Ну и затем используют как обычную основу для Мокуме Гане - деформируют, делают срезы.










И заканчивая говорить о технике Мокуме Гане, не могу не сказать о таком мастере, как Julie Picarello.

Я думаю всем, кто работает с полимерной глиной, очень хорошо известно это имя, ведь её Mokume Gane просто невероятно прекрасно.

Примеры её работ пусть послужат всем нам источником вдохновения.

В продолжение темы:
Поделки

Как считается рейтинг ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю ◊ Баллы начисляются за: ⇒ посещение страниц, посвященных звезде ⇒...