Орест адамович кипренский биография. Школьная энциклопедия Кипренский известные картины

Кипренский Орест Адамович


Кипренский Орест Адамович родился 13/24/ марта 1783 г. около Копорья, Ораниенбаумского уезда
Петербургской губернии.
Он был сын крепостного человека бригадира А. С. Дьяконова - Адама Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище
"Копорский ", измененное потом в фамилию "Кипренский ".
Отец его Адам Карлович Швальбе был крепостным у помещика А. С. Дьяконова, служил у него управляющим. И все же родным отцом младенца был сам помещик. Он выдал крепостную девушку Анну Гаврилову замуж за Адама Швальбе, у которой родился “незаконнорожденный младенец Орест ”, как записано в метрической книге Копорской церквии и был освобожден от крепостной зависимости.

У пятилетнего Ореста заметили выдающиеся художественные способности и решили дать образование. Он выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Дьяконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г., в
воспитанники Императорской Академии Художеств.
Орест получил не фамилию отца - Швальбе, а условную, весьма поэтическую - Кипрейского, взятую, видимо, прямо с пустырей, где цветет кипрей. Но в процессе учебы в Академии, фамилию переделали в "Кипренский ".

В Академию художеств брали всех мальчиков, любого звания, лишь бы не были крепостными. Если ученик был талантливым, то по окончании ему присваивался первый классный чин, а с ним и права личного дворянства.

Сначала Орест учился в воспитательном училище, затем в классе исторической живописи Академии художеств.

Обучаясь в ней, своими
необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А. С. Строганова.

Орест выделялся среди своих сверстников, легко находил общий язык с другими учениками: увлекающийся, темпераментный, порывистый. По описанию скульптора С. И. Гальберга, он был среднего роста, довольно строен и пригож, но еще более любил " делать себя красивым " : рядился, завивался, даже румянился, учился петь и играть на гитаре, хотя пел очень плохо. Все это, разумеется, чтобы нравиться женщинам, которых страстно любил.

Уже в годы учебы он поражал окружающих своим ярким художественным талантом. В 1802 г., за картину "Филемон и Бавкида ", ему присуждена малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым . Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера.


В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на
Куликовом поле" (находится в музее Академии Художеств), и таким образом
приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства;
но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе
великой княгини Екатерины Павловны.

В 1809 году Кипренский пишет “Портрет Е. В. Давыдова ” гусара. Около ста лет считали, что это портрет знаменитого поэта-партизана Дениса Давыдова, пока не выяснилось, что на портрете изображен его двоюродный брат Евграф Владимирович Давыдов (1775-1823 ). Молодой красавец-гусар стоит в небрежно-свободной позе, гордо подбоченясь и положив руку на эфес сабли. Во всем его облике видны удаль, смелость, презрение к опасности...Но глаза... в них затаились и мечтательность, и безотчетная грусть. Художник словно предугадал судьбу героя: раненный несколько раз в 1812 году, а в 1813 году он лишился левой ноги и правой руки в битве под Лейпцигом.

В 1812 г., за несколько мужских
портретов , в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова
(находится в музее Академии Художеств ), возведен в звание академика, а
в 1815 г. признан советником академии.

В следующем году отправился, наконец, в заграничное путешествие, за счет императрицы Елизаветы Алексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его автопортрет , написанный им самим по предложению Флорентийской Академии Художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников.

князя А. М. Голицына (около 1819 года ), в котором ясно проступает вся эпоха Возрождения и как фон - купол собора святого Петра как бы на горизонте. Это русская ренессансная классика, которая столь удивляла ценителей искусства.

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной

Внучка откупщика-миллионера Саввы Яковлева, генеральша по мужу. В Петербурге Авдулины были известны своими балами, на которых бывал А. С. Пушкин. Портрет весьма окончен. Руки написаны и нарисованы прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом. Все как будто отдает эпохой Возрождения и кистью старых мастеров .


В 1816 Кипренский уехал в Италию. По приезде выставил там портрет . Портрет , с которого начался сам Кипренский. Речь идет о “Портрете отца ”, таким запомнил Адама Швальбе Орест еще ребенком. Властного и волевого, ничего общего с крепостным человеком. Таков образ приемного отца.



Итальянские профессора не верили, что такой портрет мог быть написан художником из " медвежьей России ". Обвинили в том, что он выдает произведение Рубенса или Ван Дейка за свое. Но Кипренский добился признания, встав вровень с лучшими мастерами европейской портретной живописи . Ему, первому из русских, заказали для флорентийской галереи Уффици автопортрет .

Он был помещен в галерее в собрании портретов знаменитых художников.


Когда Кипренский в 1823 году вернулся в Петербург из Италии, при дворе его встретили неожиданно холодно. В Академии - с плохо скрываемым отчуждением. Для создания портретной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце царь пригласил не Кипренского, а английского художника Дж. Доу. Не последнюю роль в том сыграли распространяемые слухи недоброжелателями, а он их умел наживать. Это две истории,омрачившие конец его пребывания в Риме. Первая была связана с подозрениями в убийстве натурщицы, а вторая - с позировавшей ему десятилетней девочкой Мариуччей, к которой он необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Ее мать позировала Кипренскому жила в доме художника и была близка с ним. Произошло событие загадочное и трагическое, оставившее черную тень на всей дальнейшей жизни Кипренского. Красавицу-итальянку нашли мертвой в квартире художника. Умерла она страшно. Кто-то завернул ее в холст , облил скипидаром и поджег. Женщина сгорела заживо. Через несколько дней в городской больнице "Санта-Спирито " от неизвестной болезни умер слуга Кипренского - молодой итальянец. Кипренский был убежден, что натурщица убита слугой, но его уверенность разделяли немногие. В городе открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а сам художник. Полиция так ничего и не выяснила. Этот случай наложил отпечаток на всю жизнь Ореста Адамовича. Константин Паустовский писал:

"Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить. В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им
в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть . Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу".


Спешно покидая Италию в 1822 году, Кипренский определил 10-летнюю Мариуччу в монастырский пансион, оставив при этом большую сумму на воспитание девочки, к которой был очень привязан. Хотя ничего из нелепых слухов никогда и нигде не подтверждалось, шлейф подозрений последовал за Кипренским из Италии и создал вокруг художника стену молчания и враждебности. Его обвинили еще и в лености, так как многие работы не прибыли из Рима. Кипренский очень болезненно переживал отчуждение общества, отсутствие официального признания. Он не имел своего угла, никакой оплачиваемой должности, зависел от заказов, которые без Академии получить было трудно. В Академии художеств Кипренскому не предложили места профессора, на что он мог рассчитывать. Ему помог Дмитрий Николаевич Шереметьев, сын крепостной актрисы П. Жемчуговой, о н пригласил художника в свой дом...

Пытаясь поправить положение, Орест принялся за большую картину давно заброшенного им "Аполлона, поражающего Пифона" - и закончил работу в 1825 году. Но снова не произвел желаемого впечатления. В портретах же он по-прежнему блистал мастерством, однако они получались холодно-отчужденными...

"Портрет Пушкина "

Выходец из крепостной среды, своим трудом добившийся славы, Кипренский написал лучший портрет Александра Сергеевича Пушкина. Он был написан в 1827 году в доме Шереметевых на Фонтанке города Петербурга, по заказу друга поэта Антона Дельвига. То, что портрет Пушкина заказывал именно он, не случайный факт: поэт называл Дельвига "художников друг и советник". Поэт и журналист барон Антон Антонович Дельвиг был одним из ближайших друзей Пушкина. Они с лицейских времен высоко ценили поэтический дар и человеческие качества друг друга. Дельвиг быстрее остальных понял всё величие пушкинского литературного гения... Ранняя смерть Антона Антоновича потрясла Пушкина. Поэт заботился об осиротевшей семье и до конца жизни вспоминал Дельвига в стихах. Он не забыл и картину, которую написал Кипренский. Портрет Пушкина перешел к наследникам Дельвига, стоил он уже тогда очень больших денег. Несмотря на материальные затруднения, Пушкин покупает этот портрет, помещает в своем кабинете и до самой смерти хранил его у себя. Сам Александр Сергеевич портретироваться не любил, хотя художник был ему хорошо знаком. Портрет работы Кипренского очень понравился Пушкину. Обращение к художнику он написал в стихах:


"Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид."


На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом /некоторые исследователи называют его плащом. Лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. Портрет имел успех, хотя и вызывал споры. Одни отмечали удивительное сходство, другие, кто привык видеть поэта подвижным, разговаривающим, кто помнил необычайно изменчивое выражение лица А.С.Пушкина заявляли, что никакого сходства нет, что и такое положение рук, как на портрете, не характерно для него...Ф.Глинка писал Пушкину:

"У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Нет этой веселости, которую я помню в лице Вашем".

Карл Брюллов заметил, что Кипренский изобразил Пушкина "каким-то денди, а не поэтом". Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный Кипренским. Именно здесь с редкой силой художнику удалось передать замкнутость его в собственном мире вдохновения и одиночество высокой души в окружающем суетном мире...Знаменитый "Портрет Пушкина" Кипренского находится в Третьяковской галерее.

Портрет , заслуживающий особого упоминания, также связанный с Пушкиным.
Анна Оленина - предмет поэтических дум Пушкина.

Он создан в нелегкое для Кипренского время. Зная переживания художника этой поры, удивляешься, как легко, изысканно он владеет карандашом , с какой теплотой и человечностью и как бережно передает облик казалось бы, не очень красивой девушки, но в ней всё очарование юности, обаяние...

Это была последняя работа на родине, где Кипренский, по его словам, "был покрыт некою тенью " - своими врагами, которые завидовали его успехам.
В 1828 году он снова отправился в Италию - это было бесполезное бегство от самого себя. Его прежний успех и здесь был позабыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, оттеснивший соперников... Кипренский получал все меньше заказов и начал испытывать нужду. Он объездил пол-Италии, много работал, исполнил хорошие портреты. Соревнуясь с Брюлловым, он попытался написать большой парадный портрет - и не справился с ним. Неудача за неудачей...

Во время своего отсутствия из Санкт-Петербурга, и вследствие получения Академией Художеств нового штата, он был переименован из советников в профессоры, в 1831 году.

В начале 1836 года он наконец сумел заработать такую сумму, которая позволила ему расплатиться с кредиторами и осуществить давно принятое решение - жениться на Мариучче. Ей было 17 лет, ему – 47. Для нее он принял католичество и летом 1836-го без огласки обвенчался. Но, к сожалению, счастья этот брак не принес. Девушка не любила Кипренского, хотя и была благодарна ему за заботу. Современники вспоминали о частых ссорах молодой женой и о постоянных запоях Ореста Адамовича... Веря в живительную силу Родины, в свои возможности, Кипренский собирался вернуться, писал президенту Академии:" ...С восторгом возвращусь в любезное отечество ".

Уже было подготовлено "русской колонией " прощальное послание, заказан на память серебряный стакан...но... жизнь его подошла к концу...Он простудился, заболел воспалением легких...
После смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией Кипренской, прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и свой детский портрет , написанный мужем. "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча) ".

Почему-то она не захотела его оставить себе на память. Вырученные от продажи картин 6 тысяч 228 рублей были ей отосланы. Из Италии пришла ее расписка в получении денег, помеченная 28 января 1839 года... Это последнее, о Мариуччи. Следы ее и дочери Клотильды, родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись во времени. Портрет находится в Третьяковской галере.


Орест Адамович умирает в Риме 5/17/ октября 1836 года в возрасте 54 лет. 20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в память умершего.
"Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось ", - писал молодой Александр Иванов своему отцу...
Печать в России не поместила даже некролога, хотя многие были искренне опечалены.
Он похоронен в церкви Сант Анреа Делла Фратте в Риме.

На доске – латинская надпись, которая начинается словами:

"В честь и память Ореста Кипренского, славнейшего среди российских художников, профессора Петербургской Академии Художеств и советника Неаполитанской академии".

Современники называли Кипренского "русским ван-Дейком", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и рисунка и естественностью колорита , но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по композиции Императорской Академии Наук) и "Графини Потоцкой" (в имении графов Потоцких), "Гробницу Анакреона" (у графов Брюлловых, в Санкт-Петербурге) и несколько портретов , собранных графом Третьяковым в галерее, основанной им в Москве.

О рест Кипренский получил признание в Европе одним из первых русских художников: Флорентийская академия предложила ему написать автопортрет для знаменитой галереи Уффици. Живописец был любимцем русской аристократии начала XIX века: портрет Александра Пушкина кисти Кипренского сохранил облик поэта на века. Но карьера художника пошла на спад по вине загадочного и трагического случая, а умер он вдали от родины.

Семнадцать лет в Академии художеств

Орест Кипренский. Автопортрет (фрагмент). 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле (фрагмент). 1805. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Орест Кипренский. Портрет Абрама Швальбе, отчима художника (фрагмент). 1804. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Орест Кипренский родился в 1782 году в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Петербургом (сегодня - Кингисеппский район Ленинградской области). По бумагам его родителями были крепостные Адам Швальбе и Анна Гаврилова, но на самом деле Кипренский был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова. Вольную он получил еще в детстве.

Орест Кипренский достиг вершин портретного мастерства и открыл своими произведениями путь в европейское искусство.

Автопортрет Ореста Кипренского первым из наших соотечественников вошел в коллекцию флорентийской галереи Уффици, где были собраны изображения лучших художников мира.

Орест Кипренский. Автопортрет (1820). Холст, масло. Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

В биографии О. Кипренского в большой степени перепутаны правда и вымысел, сдобренные доброй долей клеветы. Поэтому некоторые моменты его жизни не до конца ясны. Однако известно, что мать его была крепостной помещика А.С. Дьяконова и, предположительно, именно он был отцом ребёнка. Через год после рождения сына её выдали замуж за дворового человека Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (1804). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.К. Швальбе (1742-1807) был крепостным помещика А.С. Дьяконова. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В их семье было ещё пятеро детей. После смерти А.С. Дьяконова в 1800 г. Швальбе получил вольную.
Портрет А.К. Швальбе – одна из ранних и лучших работ Кипренского. Считается, что он написан в рембрандтовском стиле – сочными густыми мазками, с резкой игрой света и тени. Мы видим суровое лицо умудрённого жизнью человека.
Автор не расставался с этим портретом и даже возил его с собой за границу.
Имя Орест дал ему помещик Дьяконов, фамилия Кипренский – вымышленная. Возможно, по имени греческой богини любви Киприды (Афродиты).
Заметив у маленького Ореста способности к рисованию, Дьяконов дал мальчику вольную и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств. Затем Кипренский окончил Академии художеств в 1803 г. по классу исторической живописи. Юный художник был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И. Угрюмова.

В Москве

В 1809 г. Кипренский приехал в Москву, познакомился с некоторыми известными людьми, писал много портретов. Именно здесь у него начинает вырабатываться свой стиль: индивидуальность конкретной личности передана в духе своей эпохи.

Орест Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева (1809). Дерево, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Портрет написан яркими красками. В лице мальчика сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого. И это говорит о проницательности художника: в 15 лет А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа.
Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова (1809).

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809). Холст, масло. 162 x 116 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Давыдов изображён на большом холсте почти в рост. Это парадный портрет. Умное отважное лицо. Воин и одновременно мечтатель, романтик. Портрет написан во время наполеоновских войн, ещё не дошедших до России.
Давыдов стоит в небрежной картинной позе, но его образ полон мужественной грации. Главное внимание в портрете уделено лицу, общий колорит картины создаёт приподнятое настроение.

Графические портреты

В начале XIX в. получил распространение карандашный портрет как самостоятельный вид искусства. Кипренский активно занимается графикой, используя карандаш с добавлением мела, акварели, пастели.
Он создаёт галерею образов участников войны, офицеров, генералов, ополченцев. Каждый из портретов неповторим.

Орест Кипренский. Портрет А.Р. Томилова в форме ополченца (1813). Итальянский карандаш, бумагa. 24,7 x 19,8 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.Р. Томилов – друг Кипренского, меценат и коллекционер.

Орест Кипренский. Портрет П.А. Оленина (1813). Пастель, карандаш, бумага на картоне. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Орест Кипренский «Крестьянский мальчик» (1814). Белила, карандаш на бумаге. 23,7 х 20 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Возвратившись к живописи, в 1815 г. Кипренский пишет портрет поэта Жуковского в романтическом стиле.

Орест Кипренский. Портрет В.А. Жуковского (1815). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.
8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.
Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.
Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.
Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом?
Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года.
Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.
В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Отъезд в Италию. Франция

Только в 1816 г. Кипренский смог воспользоваться своим пенсионерским правом – уехать в Италию. Но здесь его оклеветали: обвинили в связи с итальянскими карбонариями и в убийстве своей натурщицы. Зачем это было сделано – нам уже не узнать. Возможно, зависть к его творческому успеху. Возможно, реакция на его независимый характер.
В Италии ему позировала 10-летняя девочка Мариучча, к которой он сильно привязался и проявлял о ней заботу. Уезжая из Италии, О. Кипренский устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

Орест Кипренский «Девочка в маковом венке» (1819). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Девочка на портрете облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Позировала художнику Мариучча.
В начале 1822 г. художник покинул Италию. Затем больше года он провёл во Франции. Здесь был написан портрет Е.С. Авдулиной.

Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной (1822-1823). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Поэтичный образ женщины, одновременно хрупкий и холодный. Взгляд её направлен мимо зрителя, он создаёт впечатление отрешённости. Мастерски изображены детали костюма. Руки женщины сложены как у Джоконды Леонардо да Винчи, схожа и композиция портрета. Мастерски передан и богатый внутренний мир модели. Чувствуется, что это незаурядная женщина.
По пути в Петербург Кипренский задержался в Мариенбаде и здесь общался с И.-В. Гёте, дважды рисовал его.

Орест Кипренский. Портрет И.-В. Гёте (1823). Карандаш на бумаге. Государственный художественный музей им. А.С. Пушкина (Москва)

Возвращение в Петербург

В Петербург Кипренский возвратился лишь к лету 1823 г. Встреча с соотечественниками была неожиданно холодной. Отсутствие официального признания и общее отчуждение он переживал болезненно.
Сын крепостной актрисы П. Жемчуговой (её портрет написал Н. Аргунов) – Д.Н. Шереметев пригласил художника в свой дом, где он много и упорно работал. Его знали и писали о нём Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Вяземский, Гнедич, Пушкин и др., а он запечатлел их образы. Подробнее о портрете Пушкина читайте .

И снова Италия

Летом 1828 г. Кипренский уезжает в Италию. Он как будто бежал от самого себя. Но и здесь его встречают одни неудачи, а прежний успех забыт. Однако художник много и плодотворно работал, ездил по стране. Им выполнено много замечательных портретов, в том числе Б. Торвальдсена и Ф.А. Голицына.

Орест Кипренский. Портрет cкульптора Торвальдсена (1831). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Вернувшись в Италию, Кипренский разыскал Мариуччу (Анну-Марию Фалькуччи) и женился на ней. Ради этого он в июне 1836 г. принял католичество, а затем обвенчался с ней. Но жизнь его уже завершалась: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через 4 месяца после свадьбы в возрасте 54 лет. Спустя еще несколько месяцев родилась его дочь, Клотильда Кипренская, но судьба её неизвестна.
20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в его память. А молодой художник Александр Иванов писал своему отцу: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось».
В России же не опубликовали даже некролога.

«Себя как в зеркале я вижу». 5 знаменитых картин Ореста Кипренского

«Себя как в зеркале я вижу».
5 знаменитых картин Ореста Кипренского


Художник, обвиненный в начале своего пути в плагиате, был единственным мастером, угодившим Александру Сергеевичу Пушкину.


Орест Адамович Кипренский.
«Автопортрет» 1828
Холст, масло 48,5 х 42,3
Государственная Третьковская Галерея
Москва


Прославленный русский художник Орест Адамович Кипренский появился на свет 234 года назад. Его первый крик услышали 24 марта 1782 года в деревне Нежново близ Копорья под Петербургом.

Выпускник Академии художеств подарил отечественной и мировой культуре несколько десятков работ, попутно увековечив в них известнейших людей XIX века.

Портрет А.К.Швальбе


Кипренский Орест Адамович.
«Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе» 1804
Холст, масло


Одну из самых известных своих картин Кипренский написал в 1804 году. Работа вызвала небывалый ажиотаж у европейских специалистов, которые обвиняли мастера в плагиате.

Художник был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова, владевшего имением близ Копорья Ораниенбаумского уезда, и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. От крепостной зависимости Орест был освобожден с рождения.

Жить и воспитываться ему пришлось в семье Адама Швальбе, от которого портретист и унаследовал отчество. Фамилию юному мастеру присвоили при поступлении в училище при Академии художеств позднее.

Именно отчима, являвшегося крепостным у Дьяконова, Кипренский попросил позировать для картины, получившей всемирную известность. Орест очень точно передал напряжение чувств, захвативших его модель.

Здесь мастер сочетал глубокие коричневые и золотистые тона. Характер освещения явно указывает на увлечение Кипренским творчества Рембрандта. Последнему европейские специалисты XIX века вначале и приписали авторство полотна, однако в дальнейшем пожалели о своих скорых выводах и были вынуждены признать гений русского мастера.

Сам Кипренский гордился портретом Швальбе, считая её одной из лучших своих работ.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова




Кипренский Орест Адамович.
«Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова»
1809г.
Холст, масло 162 x 116
Государственный Русский музей Санкт-Петербург


В облике гусара Давыдова Кипренский особенно ярко выразил обобщенный образ героя своего времени. На фоне предгрозового пейзажа почти в полный рост мастер изобразил молодого полковника. Задумчивый мечтатель у Кипренского - рыцарь долга и чести.

Давыдов действительно проявил героизм в войнах. Он участвовал в кампании 1807 года, в Отечественную войну командовал лейб-гвардии Гусарским полком. Тогда он был тяжело ранен картечью в левую руку, но затем сражался при Люцерне и при Кульме и стал генерал-майором и шефом Лубенского гусарского полка.

Битва под Лейпцигом могла закончиться смертью для героя картины Кипренского. Осколок гранаты попал ему в правую ногу, а ядром гусар был контужен в голову. Давыдов остался в строю и в тот же день лишился кисти правой руки и левой ноги. В дальнейшем герой войн с Наполеоном был отмечен особым пенсионом российским императором Александром I.

Однако Евграф Владимирович Давыдов остался в памяти соотечественников именно по портрету Кипренского. Долгое время считалось, что на холсте изображен дальний родственник лейб-гусарского полковника – знаменитый партизан, участник Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.

Ошибка произошла в связи с неправильной расшифровкой подписи автора к портрету.

Портрет В.А. Жуковского



Кипренский Орест Адамович.
«Портрет Василия Андреевича Жуковского» 1816
Холст, масло 64,8 х 58,1
Государственная Третьковская Галерея Москва


Кипренский увековечил в своей работе поэта Василия Жуковского. Художник использовал здесь теплые, красноватые тона, дав их через энергичное сопоставление света и тени. Лицо одного из самых популярных поэтов начала XIX века художник оттенил грозовыми сине-серыми тучами и сумрачным пейзажем, разместив вдали мрачные развалины замка.

Этот портрет был написан Кипренским по заказу министра народного просвещения Сергея Уварова, в то время являвшегося попечителем Петербургского учебного округа. Согласно одной из версий, по желанию чиновника работа была приостановлена, а затем и вовсе не закончена.

По другой – портрет был не завершен, поскольку Кипренский хотел быстрее уехать в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. С этой страной мастер в дальнейшем прочно связал свою жизнь. Тем не менее, творение Кипренского имело большой успех и демонстрировалась на академических выставках.

Известно, что близкий друг Александра Пушкина Василий Жуковский встречался с Орестом Кипренскими в Москве и Петербурге, в частности в доме Сергея Уварова. В дальнейшем поэт посещал художника, когда тот уже жил в Риме.

Бедная Лиза




Кипренский Орест «Бедная Лиза» 1827


Этот портрет Кипренский не списывал с реального человека. Картина была создана на сюжет повести Карамзина «Бедная Лиза», которую публика встретила с восторгом. Мастер взял за основу трагическую историю юной девушки из поселян, соблазненную дворянином.

Сочетание розового и белого в одежде героини здесь означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в ее руке – нежную искреннюю любовь.

Не исключено, что при создании «Бедной Лизы» Орест Кипренский мог держать в голове и историю, произошедшую с его собственной матерью, которая родила ребёнка после связи с помещиком.

Портрет А.С.Пушкина



Кипренский Орест Адамович.
«Портрет Александра Сергеевича Пушкина» 1827
Холст, масло 63 х 54
Государственная Третьяковская галерея Москва


Пушкин, который был недоволен почти всеми своими портретами, в этот раз выразил восторг. Он даже посвятил Кипренскому стихи:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья верных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.


После смерти Антона Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте.

После смерти поэта картина хранилась у супруги поэта, а от неё перешла к сыну Александру. Сегодня оригинал выставлен в Государственной Третьяковской галерее.

Денис ДАНИЛОВ

.
Орест Кипренский родился 24 (13 по старому стилю) марта 1782 года на усадьбе Нежинской (ныне деревня Нежново), Санкт-Петербургской губернии. Орест был внебрачным сыном помещика А.С.Дьяконова. Матерью будущего художника была крепостная Анна Гаврилова.
Бытует легенда, будто бы помещик назвал своего сына в честь Ореста - персонажа Илиады, мстящего врагам своего отца. Схожая легенда ходит и о фамилии художника - будто бы она является отсылкой к древнегреческой богине .
В 1783 году, год спустя после рождения Ореста, Анна Гаврилова вышла замуж за крепостного Адама Швальбе, которого задним числом по документам записали отцом Ореста. Когда мальчику уже исполнилось 6 лет, от родного отца он получил вольную грамоту и был отправлен в - там его приняли под придуманной для сына Дьяконовым фамилией "Кипренский".
При академии Орест был воспитан и научен художественному ремеслу - главным его учителем был художник-портретист . Орест Кипренский учился в классе исторической живописи, но так и не сумел оставить значимый след в жанре исторической живописи. Своё обучение Кипренский закончил в 1803 году.
Бывший ученик быстро сумел прославиться на родине благодаря своим художественным портретам, оказавшимися невероятно притягательным и востребованными среди богатой аристократии.
Художник жил и работал преимущественно в , изредка отправляясь по делам в , или иные города. Длительное время художник прожил в : с 1816 по 1822 годы, а затем с 1828 года и до самой своей смерти в 1836 году.
В 1812 году Орест Адамович стал художником-академиком Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.
Громадную известность и популярность Кипренскому приносили исключительно его живописные и графические портреты, приводившие публику в восторг: разного рода знать и элита занимала очередь к Оресту Адамовичу, что доставляло ему некоторое неудовлетворение от своих трудов - художник страстно желал написать какое-нибудь значительное историческое полотно, однако его потуги на этом поприще не имели серьёзного успеха.
Единственной более-менее успешной исторической картиной Кипренского стала "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1805), за которую художнику была присвоена большая золотая медаль Академии художеств и право на оплачиваемую академией поездку за границу. В виду нестабильной политической и военной ситуации в Европе, Орест смог воспользоваться своим правом на поездку лишь в 1816 году. Целью своего назначения художник выбрал Италию.
Первый итальянский период Ореста Кипренского длился с 1816 по 1822 год. В это время он жил в основном в . Портреты руки Кипренского оказались также невероятно востребованы и среди итальянцев. Кипренский и его творчество вызывали у местных невероятный восторг, доходило даже до того, что некоторые мастистые итальянские художественные критики и коллекционеры сначала считали, что им показывают раннее неизвестные картины , а не произведения их русского современника, художника Ореста Кипренского.
Пребывание Кипренского в Италии было омрачено постоянными дрязгами с Андреем Яковлевичем Италинским (1743-1827) - немолодым русским послом в Риме. Русские художники-академики, пребывающие в Риме, крайне не любили Италинского - посол был уже стар, упрям как баран, обладал скверным характером и крайне злобно относится к молодым художникам: даже учредил за ними тайную слежку. Особенно сильно Италинский невзлюбил популярного у итальянцев Кипренского.
С большим удовольствием посол изучал слухи, распространяемые редкими недоброжелателями художника, дескать: "Кипренский убил и спрятал тело своей натурщицы", "Кипренский якшается с австрийскими шпионами", "Кипренский участвует в итальянском заговоре против Российской империи" и тому подобное... При наличии даже самого бредового слуха, Италинский начинал мурыжить Ореста Адамовича, требуя чистосердечного признания и раскаяния.
Хотя всё это были лишь ничем не подтверждаемые слухи, неадекватное внимание посла Андрея Италинского чрезмерно раздуло их и породило недоверие итальянцев к Кипренскому, что в итоге вынудило его покинуть Италию.
Во время первого своего пребывания в Италии, Орест Кипренский сблизился с местным семейством Фалькуччи. Для них он в 1819 году написал портрет Анны-Марии ("Мариуччи") - дочери главы семейства. Много позже (в 1836 году) она стала женой Кипренского.
В 1822 году художник покинул Италию и отправился обратно в Санкт-Петербург. По пути он надолго остановился в - провёл там около полутора лет. Париж художнику совершенно не понравился, о чём свидетельствует его переписка с архитектором Филиппом Фёдоровичем Эльсоном: "... В Париже очень весело жить тем, кто совсем не разумеют изящных художеств, а только любят девок, поваров и театры...".
В конце 1823 года художник вернулся в Санкт-Петербург, однако к тому моменту от былой его обширной популярности уже не осталось и следа - доносы Италинского в Петербург, основанные на слухах, отвратили от Кипренского большую часть публики... Поддержку впавшему в опалу художнику оказывали молодой граф Дмитрий Николаевич Шереметьев, поэт , меценат Алексей Романович Томилов и другие именитые общественные деятели того времени. Несмотря на оказываемую поддержку, художник все равно чувствовал сильную обиду на своих соотечественников, поверивших в клевету.
В 1828 году Кипренский решил вернуться в Италию, в надежде, что там плохие слухи уже рассеялись. К счастью Кипренского (и других русских художников в Италии), посол Италинский к тому моменту уже год как помер.
Дурные слухи о Кипренском к тому моменту действительно давно не ходили в народе, но неприятный осадочек в виде плохой репутации все равно остался, что не позволяло ему серьёзно подняться в Италии. Дополнительно Кипренскому мешало то, что в фаворе у итальянских аристократов в то время был другой русский художник - , тягаться с которым Кипренскому оказалось затруднительно.
Оказавшись не у дел как модный портретист, Орест Кипренский наконец смог сосредоточится на исторической живописи, но ничего путного в этом плане у него не выходило. Дела художника шли плохо: у него образовались большие долги, начала проявляться нездоровая тяга к алкоголю...
К 1836 году Кипренскому удалось взять себя в руки и он расплатился с долгами и в июне 1836 года взял в жёны Анну-Марию Фалькуччи - для этого ему пришлось принять католическую веру, иначе семья девушки не давала своего согласия на брак. Пара не прожила в браке даже полугода - в октябре художник скончался из-за воспаления лёгких. Уже после смерти Ореста, Анна-Мария родила от него дочь Камиллу.
Орест Адамович Кипренский умер 17 (5 по старому стилю) октября 1836 года в Риме из-за воспаления лёгких. Сие событие оказалось практически не замечено в - в газетах даже не опубликовали некролога, что было с печалью встречено многими художниками-академиками. Они считали, что Орест Кипренский был талантливейшим русским художником - одним из первых, кто в 19-м веке сумел подвинуть в сторону европейских мастеров, причём на их же территории, однако по воле впадающего в маразм злобного старикана-политика, художник был незаслуженно забыт своими же согражданами.

В продолжение темы:
Поделки

Как считается рейтинг ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю ◊ Баллы начисляются за: ⇒ посещение страниц, посвященных звезде ⇒...