Крестьянская мебель и утварь. Русская изба, ее убранство и бытовая утварь Какие предметы быта были в древней руси

Изба была основным жилым помещением русского дома. Ее интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило ничем не окрашенные и не оклеенные, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный - в старых.

Главное место в избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху, проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).

По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки - полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол (помост). Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.

Пространство русской избы было поделено на части, имевшие свое определенное назначение. Передний угол с божницей и столом назывался также большим, красным, святым: здесь устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники, Евангелие, Псалтирь. Здесь же на полках стояла красивая столовая утварь. В домах, где отсутствовала горница, передний угол считался парадной частью избы, местом приема гостей.

Пространство около двери и печи называлось бабий угол, печной угол, средний угол, середа, середь. Это было место, где женщины готовили еду, занимались различными работами. На полках стояли горшки, миски, около печи - ухваты, кочерга, помело. Мифологическое сознание народа определяло печной угол как место темное, нечистое. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи.

Достаточно ограниченное пространство русской избы было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством размещалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали и отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для сна также были строго распределены: дети, парни и девушки спали на полатях; хозяин с хозяйкой дома - под полатями на специальном настиле или лавке, к которой придвигалась широкая скамья; старики на печи или голбце. Нарушать заведенный в доме порядок не полагалось без крайней необходимости. Человек, его нарушающий, считался не знающим заповедей отцов. Организация внутреннего пространства избы нашла свое отражение в свадебной песне:

Я войду ли в родительскую светлую горницу,
Помолюсь на все на четыре стороны,
Еще первый поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело белое - здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во чужой семье.
Я другой поклон отдам углу среднему,
За хлеб ему за соль,
За вспоеньице, за вскормленьице,
За теплое одеваньице.
А третий поклон отдам углу теплому
За его-то согреваньице,
За уголечки каленые,
За кирпичики горячие.
А в последний поклонюсь
Углу кутному
За его-то постелюшку мягкую,
За сголовице пуховое,
За сон, за дремоту сладкую.

Избу по возможности держали в чистоте, что было наиболее характерно для северных и сибирских деревень. Полы в избе мыли раз в неделю, а на Пасху, Рождество и к престольным праздникам голиком с песком скоблили не только пол, но и стены, потолок, лавки. Русские крестьяне старались украсить свою избу. В будние дни ее убранство было довольно скромным: полотенце на божнице, домотканые половики на полу.

В праздничный день русская изба преображалась, особенно если в доме не имелось горницы: стол накрывали белой скатертью; на стены, ближе к переднему углу, и на окна вывешивали вышитые или затканные цветными узорами полотенца; лавки и стоявшие в доме сундуки прикрывали нарядными дорожками. Интерьер горницы несколько отличался от внутреннего убранства избы.

Горница была парадным помещением дома и не предназначалась для постоянного проживания семьи. Соответственно, ее внутреннее пространство решалось иначе - в ней отсутствовали полати и помост для спанья, вместо русской печи стояла облицованная изразцами голландка, приспособленная только для отопления помещения, лавки были накрыты красивыми постилками, на полавочниках расставлена парадная столовая утварь, на стенах около божницы развешены лубочные картинки религиозного и светского содержания и полотенца. В остальном хоромный наряд горницы повторял неподвижный наряд избы: в дальнем от двери углу божница с иконами, вдоль стен лавки, над ними полки-полавочники, множество сундуков, иногда поставленных один на другой.

Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполонявшей его пространство. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол - горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши2, корчики и т. д.; всевозможные емкости для сбора ягод и грибов - корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома - огнива, светцы, подсвечники и мн. др. Все эти необходимые для ведения домашнего хозяйства предметы в большем или меньшем количестве имелись в каждой крестьянской семье.

Домашняя утварь была сравнительно однотипна на всем пространстве расселения русского народа, что объясняется общностью домашнего уклада жизни русских крестьян. Локальные варианты предметов утвари практически отсутствовали или, во всяком случае, были менее очевидны, чем в одежде и пище. Различия проявлялись только в утвари, подаваемой на стол в праздничные дни. При этом местное своеобразие находило свое выражение не столько в форме столовой посуды, сколько в ее декоративном оформлении.

Характерной особенностью русской крестьянской утвари было изобилие местных названий одного и того же предмета. Сосуды одинаковой формы, единого назначения, выполненные из одного материала, одним и тем же способом, по-своему называли в разных губерниях, уездах, волостях и далее деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, в одном доме называли «кашником», такой же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, называли «щенником».

По-разному называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины - горшок, из чугуна - чугунок, из меди - медник. Терминология часто менялась в зависимости от способа изготовления сосуда: сосуд бондарной работы для квашения овощей - кадка, долбленный из дерева - долбенка, выделанный из глины - корчага. Убранство внутреннего пространства крестьянского дома стало претерпевать заметные изменения в последней трети XIX в. В первую очередь изменения коснулись интерьера горницы, которая воспринималась русскими как символ богатства крестьянской семьи.

Обладатели горниц стремились обставлять их предметами, характерными для городского образа жизни: вместо лавок - появились стулья, табуреты, канапели - диваны с решетчатыми или глухими спинками, вместо старинного стола с подстольем - стол городского типа, покрытый скатертью-«филейкой». Непременной принадлежностью горницы стал комоде выдвижными ящиками, горка для праздничной посуды и нарядно убранная, с большим количеством подушек кровать, а около божницы висели в рамах фотографии родни и часы-ходики.

Через некоторое время новшества коснулись и избы: деревянная перегородка отделила печь от остального пространства, предметы городского быта начали активно вытеснять традиционную неподвижную мебель. Так, полати постепенно заменила кровать. В первом десятилетии XX в. убранство избы пополнилось шкафами, буфетами, зеркалами и мелкой скульптурой. Традиционный набор утвари сохранялся значительно дольше, вплоть до 30-х гг. XX в., что объяснялось устойчивостью крестьянского уклада жизни, функциональностью предметов обихода. Исключение составляла только праздничная столовая, а точнее - чайная утварь: со второй половины XIX в. в крестьянском доме наряду с самоваром появились фарфоровые чашки, блюдца, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, металлические чайные ложки.

В зажиточных семьях во время праздничных трапез использовали индивидуальные тарелки, формы для студня, стеклянные рюмки, стаканы, бокалы, бутылки и т. п. Изменение образа жизни крестьян в XX в., ориентация на стиль и образ жизни большого города привели к почти полной замене прежних представлений о внутреннем убранстве дома и постепенному отмиранию традиционной бытовой культуры.

В детском отделении районной библиотеки п. Колышлей оформлен «Уголок народного быта» . Здесь все желающие могут познакомиться с историей возникновения посёлка Колышлей, его достопримечательностями, предметами старины, обычаями и обрядами наших предков, легендами родного края. Этот уникальный краеведческий материал представлен на выставке-экспозиции «Преданья старины глубокой».



Дедушка - краеведушка поможет найти нужный материал в книгах и брошюрах, познакомит всех желающих с предметами русского народного быта, их назначением.

С интересомдошкольники и учащиеся школ посёлка знакомятся с выставкойна массовых мероприятиях. Здесь можно узнать много нового. Например, что такое ухват и рубель, как работали за прялкой и для чего нужно веретено, как гладили старыми утюгами раньше и как звучит музыкальный утюг. А разве можно в быту обойтись без самовара! Ведь чай пили с удовольствием, угощали им гостей. Самовар был главным украшением стола.

Давайте вместе узнаем назначение предметов народного быта. Готовьтесь перенестись в прошлое, окунуться в старину, узнать больше о жизни наших предков.

Крестьянская изба


Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие. В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки.


Пословицы русского народа:

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!

Чужая изба засидчива. На чужой лавке мягче сидится.

Изба красна углами, обед – пирогами.

В избе светло, а на дворе светлее.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.


Русская печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом, где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда. Еда, приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

«Печка-матушка»

Ольга Коршунова, г. Заречный

Пензенской области

Печка русская – будто матушка:

Дарит всем тепло без остатушка.

Ладно сложена, крепкокаменна,

А внутри азарт пляски пламенной.

Затрещат дрова – искры в хоровод!

Разомлев в тепле, спит на лавке кот.

Леса запахи – липок да берёз.

Как всё дорого! Мило всё до слёз!

От печи в дому – хлебосольства дух:

Щи наваристы, пироги – как пух.

Не чугунными батареями –

Печкой издавна душу греем мы.

Жаром пышет печь – хвост прижми мороз!

Дым над крышею стелет путь до звёзд.

В ночь студёную глянешь на село –

От столбов-дымов на душе тепло.

Коли «дышит» дом, значит, жив очаг!

С печкой - греюшкой в зиму не зачах.

Печка – матушка… Не хочу иной.

И почёт тебе, и поклон земной!

Пословицы русского народа:

Дрова в печи развалились – к гостям.

Уголь из печи упал – гости на двор.

Огонь в печи погас – нечаянный гость.

Будь, как у себя дома. Будь, что дома: полезай на печь.

Кто сидел на печи, то уже не гость, а свой.

Что есть в печи, всё на стол мечи.

Под полой хозяйской печи не унесёшь.

Хлебом не корми, только с печи не гони!

В печи тесно (как готовят), а в брюхе просторно.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Добро за готовым хлебом на печи лежать.

Стол

Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В красном углу отводилось место для икон.

Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.


Пословицы русского народа:

Бог на стене, хлеб на столе.

Хлеб-соль на столе, а руки свое (свои).

Что на столе – всё братское, а что в клети – то хозяйское.

Без пирога именинника под стол сажают.

Принимают, за обе руки берут да в красный угол сажают.

Тащи стол на кут (от печи в красный угол).

Жди череду: когда со стола понесут.

Хоть за нижним концом, да за тем же столом.

Стол поставят, так и работать заставят.

Стол – божья ладонь: кормит.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.



У бабушки есть сейф

Давно уже не новый,

Он вовсе не стальной,

А кованый, дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком.


Самовар

Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе.

История русского самовара уходит в далекое прошлое. Происхождению самовара мы обязаны чаю, который в конце 16 века появился в России. Его популярность быстро росла, к 19 веку на Руси чай считался самым популярным напитком.


Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.



Хозяин-барин самовар .

Парень дюжий он и крепкий,

Без труда глотает щепки.

Приглашает в гости вас –

Угощения припас:

Вот баранки, сахарок,

Ты отведай-ка чуток

И послушай наш рассказ…

Пословицы русского народа:

Чайку покушать да органчика послушать.

С чая лиха не бывает.

Кяхтинский чай да муромский калач,- полдничает богач.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Рогач, кочерга, чапельник

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев.

Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.

У печи стояли важно,

Как стойкие солдаты,

Из печи горшочки с кашей


Тянут железные ухваты.



Сито

Сито - практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Пословицы русского народа:

На добрый жернов что ни засыпь, всё смелется.

Хлебушка калачу дедушка.

Хлеб всему голова.

От хлеба-соли не отказываются.

Хлеб спит в человеке (сытость сон даёт).

Хлеб за брюхом не ходит.

Не давай голодному хлеба резать (обделит).

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Человек хлебом живёт, а не промыслом.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Хлеб да вода – крестьянская еда.

В поле серпом да виллой, так и дома ножом и вилкой.

Кто толчёт, тот и хлеб печёт.

Не пиры пировать, коли хлеб засевать.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Горька работа, да хлеб сладок.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Корыто


В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас - вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около 40-50 см, до малых, имевших длину 30-40 см и ширину 15-20 см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольшого количества продуктов.

Рубель


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Вот рубель – в названье чуден,

В примененье легок он.


Гладит с легкостью лен,


Из дерева рублён.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм.






Перед вами утюг,


Грелся он в то время на углях,


Который был во всех дворах.


Утюг по скатерти пройдёт,

Опрятный вид он ей вернёт.

Не стесняйтесь, подходите,

На утюг вы посмотрите.

Он – царь вещей, он – Господин.

Духовой, цельнолитой чугунный,

Газовый и спиртовой,

Водяной и музыкальный,

Электрический – такой брутальный…

Видов всех не перечесть,

О том у нас работа есть.

Керосиновая лампа

Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Сначала у крестьян была лучина – тонкая длинная щепка, которую зажигали для освещения крестьянской избы. Использовали светец – подставку для лучины. На смену лучины пришла свеча – палочка из жирового вещества с фитилем внутри, служащая примитивным источником освещения. Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто, что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы. Керосиновое освещение стало распространяться в русской де­ревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского ке­росина. В нижней части лампы имелся сосуд, куда наливали керосин, оттуда выходил фитиль, который и поджигали. Огонь закрывали стеклянным «колпаком». С керосиновой лампой можно было уже смело передви­гаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек. На смену керосиновой лампе пришло электрическое освещение.


Помело и метла

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла.

Если мусор на полу,

Вспоминаем про метлу.



Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью.


В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Про житье-бытье до нас

Жизнь людей была трудна:

Не под силу нам она.

Пряли пряжу вечерком,

Молились Богу перед сном.

И, как в сказке говорится,

Новый день должен родиться.


Пословицы русского народа:

Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!

Наши пряли, а ваши спали.

Рано встала, да мало напряла. Была игла, да спать легла.

В красный день прясть ленно.

Цели:

  • познакомить детей с предметами старины;
  • приобщать к национальной культуре и традициям русского народа;
  • в процессе занятия закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта;
  • развивать творческий потенциал каждого ребенка;
  • развивать речевую активность, память.

Оборудование: плакат «Старину мы помним, старину мы чтим», предметы старинного быта: комод, рушники, кувшины, горшок, самовар, прялка, рубель, веретено, угольный утюг, гребень, цеп;

Ход занятия.

Учитель:

Давным-давно в деревне
Жила одна семья-
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра.
Его сейчас откроем
И поведём рассказ
Как жили наши предки
Всего лишь век назад.

Ведущий:

Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время
на углях,
Который был во всех
дворах.

Ученик 1:

В нашей семье угольный утюг появился благодаря бабушке. Много лет назад, когда еще не было электрических утюгов, люди пользовались угольными утюгами, так как утюг в быту человека вещь не заменимая. Когда - то бабушка гладила им вещи для своей семьи. Управляться с ним было не просто ввиду его тяжелого веса. Поэтому позднее с появлением электрического утюга, угольный утюг отошел в прошлое став в нашей семье историческим раритетом.

История появления угольного утюга и других приспособлений для глажки белья ищет свое начало в IX веке. Достоверных сведений о точном времени появления первого утюга и его изобретателе история не сохранила. В далеком прошлом люди придумывали различные способы, чтобы вещи после стирки не были мятыми. Один из таких способов состоял в том, что мокрую ткань растягивали и таком виде оставляли сушиться.

В Древнем Риме для разглаживания использовали плоские нагретые камни. Но непосредственными предшественниками утюга были, наверно, рубель с вальком и сковорода с горячими углями. Вальком называлась круглая толстая палка, на которую наматывали сухое белье или одежду, а затем прокатывали ее рубелем – рифленой с одной стороны доской с ручкой на конце. Пока ткань для одежды делали вручную, она была так груба, что ее нужно было не столько разглаживать, сколько размягчать. Рубель с вальком, а также сковородка с горячими углями с этой задачей справлялись хорошо. С появлением более тонких тканей возникла необходимость тщательно их разглаживать. Наверно это и послужило толчком к изобретению утюга.

Первое письменное упоминание об утюге на Руси относится к 1936 году. 31 января этого года в книге расходов царицы была сделана запись о том, что кузнецу Ивашке Трофимову было заплачено 5 алтын за то, что он «сделал в Царицыну палату утюг железный».

В XVIII веке в России утюги изготавливали на демидовских и других литейных заводах. Утюг в те времена был дорогим приобретением – так, например, утюг в фунт весом стоил целый рубль.

Самым популярным долгое время был жаровой, или как его называли у нас, духовой утюг. Он имел тяжелый железный корпус и откидывающуюся крышку для загрузки угля. В крышке были вырезы для вытяжки воздуха, а в корпусе – отверстия для поддува. В эти отверстия нужно было время от времени дуть, чтобы затухающие угли вновь разгорелись. Деревянную ручку укрепляли на крышке на высоких стойках. Саму ручку делали гладкой, а иногда фигурной, чтобы рука гладильщицы не соскальзывала. Боковые поверхности утюгов часто украшали узорами, а также изображениями цветов, птиц и зверей. Инкрустацию у самых дорогих утюгов делали серебром по железу, иногда ставили дату изготовления утюга и имя мастера.

Были в обиходе и утюги со сменными чугунными вкладышами, которые раскаляли в печи. Вкладыши после нагревания вставляли внутрь полого корпуса утюга. Потом к вкладышу догадались приделать ручку, и получился цельнолитой утюг, который разогревали на плите.

Железные, чугунные и бронзовые утюги пришли в наш быт в эпоху Петра Первого. Их отливали или ковали, по воле мастера придавая им форму льва, кита, корабля, украшая завитушками, но чаще - ничем не украшая. Просуществовал цельнометаллический утюг вплоть до 1967 года вместе со своими недостатками - горячей ручкой и способностью быстро остывать.

Угольные утюги из города исчезли просто потому, что углей взять было неоткуда, печки заменила теплоцентраль. А вот чугунные бытовали. Утюги были тяжелые, цельного литья, с такой же горячей ручкой, которую брали тряпочкой-прихваткой - не дай Бог ухватить голой рукой. Готовность такого утюга к работе проверяли, послюнив палец: шипит - значит, раскалился. Степень нужного накала вычислялась с помощью горького опыта.
Вещей было немного, и все они мялись. Раньше все мялось. И шерсть, и хлопок, и фланель, и лен. Ни в одной ткани не было ни единой синтетической ниточки. Мялась каждая складочка и оборочка. Утро каждой женщины начиналось не с чашечки кофе - оно начиналось с утюга.
Манжеты и воротнички крахмалили, чтобы продлить им выходной вид. Крахмалили простыни и наволочки, скатерти и занавески, чтобы подольше их не гладить. Перекрахмаленное полотно намертво приклеивалось к утюгу, пересушенное не поддавалось глажке. Пока перегладишь стопку простынь, без конца раскаляя утюг на плите, полжизни пройдет.

Одна бабушка рассказывала: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди дочка, в том доме есть угольный утюг!» Вроде как «Мерседес» последней модели. Этот явный знак достатка и благополучия ставили на видное место рядом с самоваром, чтобы все смотрели и завидовали. А еще одна старушка говорила, что в большом селе в 400 дворов угольный утюг был лишь в одном доме. Угольный утюг сложнее в изготовлении и дороже чугунной отливки. Он со временем усовершенствовался, обзавелся трубой, колосниковыми решетками стал напоминать миниатюрную печку, в которую закладывали березовые угольки. Обращаться с угольным утюгом нужно было очень аккуратно. Открыть крышку, совочком ссыпать в нутро угли, закрыть крышку и при этом не посадить ни пятнышка сажи на одежду.

Ведущий:

Вот рубель - в названье чуден,
В примененье лёгок он.
Гладил с легкостью лён,
Из дерева рублен.

Ученик 2:

На прошлой неделе моя бабушка Аня перебирала в старом сундуке прабабушкины вещи и достала один старинный инструмент. Я спросила: «Что это такое?». Бабушка мне ответила, что это рубель. Его сделал мой прадед своими руками из березовой доски. Рубе́ль (ребрак, пральник) - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица «Не мытьём, а катаньем ». Такой набор из рубеля и каталки известен на Руси около 700 лет. Использовался он как минимум до середины прошлого века.

Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая и утрамбовывая рубелем.

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании. Издавался звук аналогичный звуку детской погремушки.

Рубель используется совместно с каталкой. Разглаживаемая ткань складывается столько раз, чтобы ширина сложенной ткани была меньше длины каталки. Край ткани придвигается к краю стола, на край ткани кладётся каталка и на неё руками накатывается ткань. Полученная скатка укладывается у края стола. При помощи рубеля скатка прокатывается по столу. После этого скатка снова придвигается к краю стола и операция повторяется. Таким способом удаётся добиться сильного натяжения ткани на каталке. После того как вся ткань накатана на каталку полученная скатка катается рубелем от края стола и назад пока ткань не разглаживается.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную резонаторную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами. Инструмент не обладает большим разнообразием звуков, поэтому частое использование нецелесообразно.

Ведущий:

А вот старинный самовар,
Дед с него чаёк пивал.
Сделан он был в Туле,
И стоял у бабушки на стуле.
Сундучок мы закрываем,
Память предков продлеваем.
Время поворачиваем вспять,
Скоро встретимся опять.

Ученик 3:

Самовар-это душа Руси, это тепло души русского человека. Самовар-это не просто устройство, это центр стола, праздника, гулянья. В старину в каждой семье был самовар. Ни один праздник не проходил без этого русского чуда. И несмотря на свою дороговизну(он стоил дороже коровы), самовар был в каждом доме. Сейчас самовар стал больше сказанием, некой былью, отошёл в прошлое. На данный момент существует всего 3 типа самоваров:

  • Электрический самовар, нагрев воды в котором происходит с помощью нагревательного элемента(кипятильника);
  • Жаровой. его ещё называют угольным самоваром или самоваром на дровах. Нагрев воды в нём происходит с помощью твёрдого топлива (шишки, уголь, дрова). Это самый первый и самый древний вид;
  • Комбинированный самовар - это сочетание электрического и жарового самоваров.

Само по себе слово «самовар» говорит за себя, это своеобразный предмет, который сам варит. Именно его способность нагревать в себе жидкости способствовала распространению по всей Российской империи. У нас есть самовар на дровах латунный, покрытый никелем. Самоваром пользовались мои прадеды. Обнаружила его моя бабушка в старом сарае. Бабушка рассказывала, что она была маленькая, ходила в школу, и помнит какие интересные чаепития были за этим самоваром. Прадеды жили в посёлке Архангельского района, у них была своя баня(она была на весь посёлок одна) и селяне купались в ней тоже. Топили её по очереди. Как суббота, так кто-то из селян нёс вязанку дров для её растопки. После бани обязательно заходили к ним в дом охлаждаться. А на столе стоял и шумел самовар, люди приносили к чаепитию у кого что было. Самовар дарил массу эмоций и впечатлений от приготовления настоящего русского чая из разных трав. Чай бодрил и вызывал какую-то лёгкость в теле. Посёлок был небольшой, люди жили дружно, как одна семья, во всём поддерживали друг друга, собирались вместе. И когда бабушка нашла в сарае этот старый, потемневший от времени самовар она не смогла его выбросить. Ведь она помнит те давние посиделки моих предков за чаем. Хоть у нас и есть новый, красивый электрический самовар-этот тоже «живёт» у нас.

В настоящее время многие фабрики продолжают производить угольные самовары, способные работать на углях. Ни один электроприбор не заменит чудесного вкуса свежезаваренного на углях чая.

Ведущий:

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Ученик 4:

Высокое яйцевидное тулово на маленьком основании с плоским днищем плавно переходит в широкое невысокое горло раструбом вверх. Край горла отделан венчиком с округлыми краями. Небольшая ручка-колечко, круглая в поперечном сечении, прикреплена к плечику сосуда. Носик сужается к сливному отверстию, круглый в поперечном сечении, расположен на плечике сосуда. Носик, ручка и верхняя часть кувшина украшены орнаментом "виноград" (кружочки с бусиной посередине), выполненным ангобом. Внутри полностью и снаружи сверху кувшин покрыт зеленой поливой. Черепок мелкозернистый, поверхность немного шероховатая. Предназначался для хранения и разлива молока или кваса.
В разных по форме, величине, объему и назначению простых предметах крестьянского обихода прослеживаются глубокие традиции народного искусства. В основе произведений народных мастеров выполненных конце XIX - начале XX века, архаичные по формы, в стилистике традиционного народного искусства. Горшечное производство было связано с местонахождением высококачественных гончарных глин. Повсеместно распространенной была обычная красная глина, реже серая или белая. Главным орудием горшечника до самого последнего времени, помимо ножного гончарного круга, является ручной, более древний способ. Орнаментация глиняных изделий XIX века довольно архаична как по технике исполнения, так и по узорам. Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, выполненные по сырой глине. Особой нарядностью, глубиной, звучностью цвета, пластичной упругой формой отличаются поливные изделия XIX века.

Ведущий:

Умывались ключевой водицей,
Утирались рушником.
Изо льна его соткали,
вышивкой потом.

Ученик 5:

В нашей семье есть одно замечательное изделие - рушник. Это расшитое декоративное полотенце. История его такова.

Мама моей бабушки очень любила вышивать. Она вышивала наволочки, занавески, скатерти. Это какую фантазию надо иметь, чтобы творить такие чудеса из цветных ниток. А кружево! Это такие красивые и интересные узоры, словно расписан узор на стекле. Я даже прикладывала кружево к стеклу, чтобы подробно просмотреть эту великолепную ручную роспись.

В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России, Украины и Белоруссии. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд - лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. По сей день сохранился обычай встречать почётных гостей «хлебом-солью», подносимыми на рушнике.

В зависимости от орнамента, который наносился на русские рушники, а это мог быть растительный, животный, геометрический, абстрактный орнамент зависело его назначение и роль в быту. В настоящее время в основном рушники в России применяются для проведения свадебных обрядов и украшения иконных образов. Приобретаются рушники также очень часто в качестве сувенира или подарка, однако помимо этого необходимо помнить что рушники, вышитые по специальной схеме и имеющие свою символику, являются неким связующим звеном с вашими предками и далекими временами.

Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.

В завершении классного часа чаепитие с пирогами и блинами, конкурсы пословиц и поговорок.

Начнём с того, без чего не мог обойтись ни один Советский человек! Спички!

Этот товар Балабановской эксперементальной фабрики по цене 1 коп за коробок поистине был и остаётся товаром даже не первой, а высшей необходимости, хотя... Конечно есть зажигалки, да и плита уже умеет зажигаться самостоятельно, и иногда ночью, не найдя спичек и зажигалок, я прикуриваю от неё! И этот трюк не совсем безопасен... А всего - то спичка... Кстати распространенные ныне одноразовые зажигалки страшно ценились, даже пустые в СССР не пропадали - в них врезали клапан и использовали повторно. Причин было две - во первых советские газовые зажигалки работали хуже нонешних китайских, а во вторых это было просто "модно"...

А вот ещё один товар первой необходимости. Между прочим, при наступлении какого-либо катаклизма Спички и Иголки мгновенно становяться жутким дефицитом. Это так к слову, не примите за паникерство...

Вы, конечно, можете мне заявить:" А как же соль?" и будете абсолютно правы, просто у меня

нет фотографии пачки соли тех лет по 7 коп. - каменная ПО 10 - "экстра" - за пачку! Спички, Иголки и Соль!

Есть похожая современная: та что слева...

но потом, после того, что она оттянула мне все карманы, я зажил по старинка - с мелочью в карманах!

Итак, "Монетница"

А теперь Ещё один предмет, без которого нормальный Советский человек за покупками не ходил.

Это Авоська! Правда я ее недолюбливал и всячески старался заменить целлофановыми пакетами...

Универсальная палочка - выручалочка в походах по магазинам. В нерабочем состоянии практически

не занимает много места, в случае применения - растягивается до размеров невероятных.

Немного об истории названия (если кто-то не знает). В начале шестидесятых, когда в стране начинался

процесс нехватки продуктов, Аркадий Исаакович Райкин вышел с этой сеточкой на сцену и

объяснил:" Что эта сеточка Авоська! Авось что-то выбросят в продажу и куда это выброшенное

положить всегда есть!" Между прочим у Авоськи есть ещё один важный аспект применения - боевое!

Пару - тройку банок любых консервов в металлической упоковке небрежно брошенных в Авоську

превращают её, в умелых руках, в страшное орудие любой драки...

Ценилась также и прочая одноразовая ерунда типа вот таких стаканчиков...

А как ценились пакеты... Во первых даже дешевая маечка стоила рубль, а любой пакет с ручками - 3,

а уж если картинка на нем красивая то целых 5-ть...

Девушки с пакетиками как нынче с "виттонами" ходили...

Пакеты берегли, мыли и стирали, даже простые упаковочные...

Пакетики к сожалению вещь одноразовая поэтому не сохранились.

Ну а теперь Прошу любить и жаловать! Первый (и, надо сказать, самый надёжный)

компьютер торговли! В начале 90-х их с охотой скупали интуристы... А как-же раритет-с...

Счёты! Если быть точным в названии "Счёты канцелярские"! Настоящие умельцы

считали на них с такой скоростью, что это казалось уму непостижимым.

К сожалению фотографии тех "детских" счёт мне найти не удалось, но всё их отличие от

больших было в размере и больше ничего.

Да были Бухи в то время. Представьте годовой баланс на счетах...

Впрочем была и механизация - от простейшего феликса

Которым мне пришлось овладеть так как стоил он кажется 15 рублей

А калькулятор советского производства вот такой:

Аж 220 рубликов в 1979 году... Так что на феликсе считать обучен...

И до "быстрицы"...(это тот-же феликс, но с мотором)

И даже до "Искры". Но это уже конец 80-х, мой первый пк...

Особенно радовала красная кнопка резета на клавиатуре...

Мы издевались над секретаршами и клеили к ней подпись " any key"...

А вот ещё один из основных продуктов питания, вернее тара из под него.

Молоко! Кефир! Простокваша! Ацидофилин! И всё в стекляной бутылке!

С крышечкой из разноцветной фольги...

Беленькая - молоко, зеленая - кефир, золотистая - ряженка...

А она сама по себе клад! Цена пустой тары - 15 копеек! Пачка сигарет, чёрт возьми!

Пачка "Примы" за 14 коп и коробок спичек!

Таким образом сдав пустую посуду можно было что-то прикупить.

Это также касалось винных и пивных бутылок, которые стоили от 12 до 20 копеек в

зависимости от объема, потом кажется в 1983-м все стали стоить одинаково 20 коп.

Был даже анекдот. Что такое производная от пьянки? - пьянка на сданную посуду!

Так вот хороша та пьянка у которой вторая производная не равна нулю!

Правда были еще треугольные пакетики, но они вечно текли,

а позднее к 80-м появились тетрапаки...

А теперь давайте зайдём в продуктовый магазин и подойдём к мясному отделу и нас сразу встретит...

Неправильно! Не мясо, а вот этот вот плакат!

Точно такой же плакат был про баранину и про свинину. И вот стоя перед практически пустой витриной

ты начинал тихо шизеть... Тебе виделись сочные отбивные из филейной части говядинки, или шашлычёк

из молодого барашка, ну, или, свиная поджарка...

И выйдя из магазина с "суповым набором" ты, с полупустой авоськой, плёлся домой!

Всё как в грустной шутке тех лет В "мясном" нет мяса, а в рыбном -рыбы...

И ведь ни скажешь, что у тебя нет денег! Ну да, ты не миллионер, но почти в каждой советской

семье была вот эта вот серая книжица! А то и несколько, причем во время гайдаровского шока

куча народу с ними погорела... До последнего верили в сбербанку...

А в СССР-е это был способ накопить на что - нибудь стоящее. Ведь ни секрет, что когда

денЮШки легко кладуться куда - нибудь (под бельё в шкаф, в банку на антресоли, в книжку

на книжной полке и т.д. и т. п.), то и достаются они оттуда сразу же, как только захочеться!

Другое дело сберкнижка...

Пока с ней сходишь в сберкассу, да отстоишь в очереди - глядишь и желание тратить пропало...

Предлагаю из магазина уйти и заглянуть, к примеру, в Аптеку!

Я думаю, что по количеству покупателей аптеки не уступают магазинам, а были годы, когда

аптеки и превосходили. Например, в годы антиалкогольной борьбы!

С прилавков аптек мгновенно исчезали всевозможные копеечные спиртовые настойки

и тогда наступала его очередь...

Ну конечно, это он! Красавец "Тройной"! Ну а если были и дамы, то бралась какая - нибудь "Сирень"

А вот и знаменитый зубной порошок. Кто мог знать, что он действует на зубы как абразивный камень!?

А вот пряжку от ремня я с его и помощью надраивал до блеска!

Правды ради скажу, что в годы моего детства продавался он не в металлической, а картонной коробочке.

А еще в советских аптеках продавался набор "мечта наркомана".

Эфедрин - пожалуйста, солутан - сколько хочешь и совсем уж "кодеин с терпингидратом"...

Правда в начале 80 последний запретили...

Ну а теперь о святом! О сексе! Говорят, что секса в СССР не было! Чушь собачья!

Был и секс, но сопряжённый с трудностями...

Собственно на то и советский человек, чтобы их героически преодолевать!

В общагах - облавы, в гостинницах, в один номер - по паспорту,

жилищный вопрос стоял не менее, а более жестко нежели сейчас,

так что хочешь "жить" умей вертеться...

Были даже презервативы!

Так вот, именно "резиной" и называли неказистое изделие №2 Баковского завода

резиновых изделий, первым изделием был кажется противогаз...

"Резины"- как раз хватало, но это произведение Баковки, обильно присыпанное тальком

и с характерным запахом галоши бурной радости как правило не вызывало.

Конечно иногда кое кому "везло" и ему доставалось изделие "оттуда".

Легенды о всевозможных цветах, конструкциях и прибамбасах с заморчками передавались из уст в уста.

Но для большинства населения нашей родины оставалась "резина".

Ближе к 80-м появились другие изделия того-же производителя - "проверено электроникой":

Так! Давайте выйдем на улицу. Давайте выйдем и пойдём по местам розничной торговли.

Розничная торговля расцветала летом. Что больше всего хочеться жарким летним днём?

Ну конечно - же пить! И вот тут на помощь приходит его величество Квас!

Я думаю, что нет ни одного человека, кто бы не любил этот замечательный напиток,

даже если он и "бочковой"...

12 копеек литр, 6 копеек "большая" кружка в пол-литра и 3 копейки "маленькая в 250 грамм.

Кружки разумеется стеклянные их ополаскивают прямо тут-же - так что не боись - авось пронесет...

Такие-же кружки во всех пивных...

Особо брезгливые носили кружки с собой, некоторые пили из полулитровых баночек...

Но у кваса есть несомненный конкурент - её высочество Газировка!

На снимке замечательные автоматы по продаже газированной воды Харьковского завода.

3 копейки с сиропом и 1 копейка "чистая". Автоматы менялись, а цена нет.

В автоматах были граненые стаканы.

Мыли их самостоятельно...

И ещё один лидер по уличной продаже - их превосходительство Пиво! Бочковое!

Впрочем ближе к 80-м бочки с пивом в Москве исчезли сменившись стационарными ларьками

и полуавтоматическими пивными.

НО чтобы не было очереди? Подозреваю, что это т.н. "постановочный" снимок!

А вот такие автоматы были как правило в крупных организациях

или в специализированных автоматических кафе.

Но всё хорошее кончается... Кончается лето и бочки отправляются на склады,

а автоматы "консервируются"...

Давайте и мы отдохнём... А это для развлечения

Вопрос, сколько стоили эти сигареты и как их называл народ?

Крестьянин, идущий на сенокос с пестерем за спиной. Олонецкая губ. 1901

Сегодня ставлю большое дополнение к нашему словарю – из очень толковой книги-энциклопедии «Русская изба» («Искусство-СПБ», 2004), созданной на основе изучения подлинных предметов крестьянского быта, хранящихся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Все фотографии сканированы из этой же книги.

Бадья, валёк, ведро, залавок, кадка, квашня, ковш, колыбель, короб, коромысло, корчага, кошель, кринка, кухля, ларец-теремок, лохань, огниво, переметная скамья, пестерь, плошка, подголовник, поставец, самовар, светец, скрыня, сундук, ушат

Бадья – деревянная емкость для подъема воды из колодца или реки в виде сосуда, круглого в сечении, с широким верхом и зауженным к низу туловом, с железными обручами и ушками, в которые продевается дужка. Подъем воды для двух ведер (около 24 литров) из глубокого колодца в течение многих лет требовал от бадьи прочности и удобства в применении, что достигалось использованием древесины дуба, которая отличается высокой твердостью, стойкостью к влажности, т.е. способностью не разбухать в воде, а, напротив, становиться более крепкой. Железные обручи хорошо переносили удары бадьи о стенки колодезного сруба, в отличие от деревянных. Дубовая бадья, окованная железом, вмещавшая большое количество воды, была достаточно тяжелой, поэтому воду в ней доставали с помощью рычажного устройства – журавля или воротом с цепью.

Валёк – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании или для катания белья на скалке. Вальки делали преимущественно из легких пород дерева – липы или березы. Верхняя лицевая поверхность некоторых вальков украшалась выемчатой резьбой, росписью.

Ведро – деревяннаяемкость для переноса воды. На Руси традиционно изготавливалось бондарями из еловых, сосновых, осиновых дощечек – клепок. Древесина этих деревьев отличалась легкостью, прочностью, влагоустойчивостью. Она позволяла сделать ведро легким, что очень ценилось, надежным в работе. Обручи, стягивавшие остов ведра в верхней и нижней части, мастерили из ивы, черемухи, сирени, ветви которых были гибкими и крепкими. Из них же делалась и дужка, вставлявшаяся в «ушки» – продолжение клепок. Наибольшее распространение получило ведро в виде усеченного конуса. Крестьянам оно нравилось потому, что в нем меньше расплескивалась вода и оно было более прочным. Ведра бондари всегда делали «в подъем женщине», т.е. такие, чтобы женщина могла легко нести их на коромысле. Стандартная емкость русского ведра – около 12 литров.

Залавок

1) длинный ящик с крышкой, употребляемый для хранения хозяйственной утвари и как лавка;

2) низкий шкафчик с дверцами и двумя-тремя полочками для посуды и прочих кухонных принадлежностей, а также некоторых продуктов, находящийся на лавке около печи;

3) пространство в нижней части русской печи для хранения посуды, закрытое дверцей.

Кадка – емкость для заготовки впрок солений, квашений, мочений, использовалась также для кваса, воды, для хранения муки, крупы. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек – клепок, стянутых обручами. Кадки изготавливались из древесины лиственных деревьев: осины, липы, дуба; обручи – из ветвей ивы, сирени, черемухи, орешника. Для солений и мочений особенно ценилась дубовая древесина, содержащая консервирующие вещества, которые убивают гнилостные бактерии, и добавляющая солениям дополнительный аромат и вкус. Кадка из осины использовалась, главным образом, для заквашивания капусты, которая сохранялась в ней белой и хрустящей до самой весны. Кадки делались в форме усеченного конуса или цилиндра. Они могли иметь три ножки, являющиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Кадки были разные по размеру: высота колебалась от 30 до 100 см, диаметр – от 28 до 80 см.

Квашня – глиняная или деревянная посуда для заквашивания теста. Деревянная изготавливалась из липы, осины, дуба. Она могла быть выдолблена из цельного куска дерева или быть бондарной, т.е. составленной из дощечек – клепок, плотно пригнанных друг к другу и перетянутых обручами из дерева или железа. Квашни были круглыми в сечении с расширяющимися к верхнему краю стенками. Высота колебалась от 50 до100 см, диаметр верха – от 60 до 120 см. Большие размеры квашни были обусловлены обычаем выпекать хлеб на всю семью на неделю вперед.

Ковш – деревянный или металлический сосуд для питья и разлива кваса и др. Распространен на Руси с древности до середины XIX века. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой или двумя – в виде головы и хвоста птицы. В зависимости от назначения различались ковши выносные, хоромные, погребные. Для царских пожалований за военную доблесть или посольскую службу существовали наградные ковши с двуглавым орлом и именем, вычеканенным на дне.В соответствии с формой ковшей выработались их определенные типы: северные ковши, московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские. Особенно выделялись северные ковши – «наливки» и козьмодемьянские ковши – черпаки небольшого размера. Московскими столовыми ковшами называют типичные ладьевидные ковши, сделанные из дерева или из кап, известные в Московской Руси в XVI – XVII вв. Такой ковш имеет плоское дно, килевидный нос и горизонтальную рукоять на поднимающейся над туловом неширокой шейке. По краю московский ковш украшался растительным орнаментом. Козьмодемьянские ковши, выдолбленные из липы, отличаясь от московских большим размером и глубиной (некоторые из них вмещали до 2-3 ведер), были близки им по форме. Малые козьмодемьянские ковши – черпаки XVIII – XIX вв. – имели форму чашки с округлым, чуть уплощенным дном, заостренным носом и рукоятью с прорезной петлей и крючком для подвешивания ковша. Тверские ковши, известные с XVI в., выдолбленные из корня дерева и имеющие форму ладьи, характеризуются более вытянутым в ширину, чем в длину, туловом, с широкой фронтальной стороной, декорированной орнаментальной резьбой. Тулово завершается с одной стороной двумя или тремя конскими головами на поднимающейся узкой шейке, а с другой стороны – массивной граненной рукоятью в форме «стебля». Малые северные ковши «наливки» XVI – XIX вв. изготовлялись вологодскими мастерами и служили для зачерпывания из больших ковшей. Их особенностью является сферическое дно и рукоятка в виде дужки, украшенной прорезью, в которой преобладали уточки.

Колыбель – приспособление для сна и укачивания младенца. На Руси существовало четыре вида колыбелей, исходя из конструкции и материала. Колыбель в форме прямоугольной деревянной рамы, обтянутой холстом. Концы рамы выступают в виде обточенных шаров, в которые ввинчивались железные кольца для подвешивания. К этому же виду относятся колыбели из пяльцев, также обтянутых холстом. Другой тип – колыбель в виде суживающегося книзу прямоугольного деревянного ящика с дном, образованном двумя поперечными перекладинами. К стенкам для подвешивания крепились по две дужки. Стенки снаружи часто расписывались. Третий вид колыбелей представляет собой лубяной короб овальной или прямоугольной формы. Дно сплеталось из пеньковой веревки, лыка в виде сетки. И четвертый вид – это плетенные колыбели (из лозы, льна, соломы). Все четыре вида колыбелей имеют одну общую черту – это подвесные колыбели. Более поздней традицией следует считать появление детских кроваток на гнутых ножках.

Короб – емкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скарба, одежды, книг. Изготавливался из гнутого осинового, липового луба в виде высокого цилиндра с навесной деревянной или надевающейся сверху крышкой или прямоугольного ящика с закругленными углами, с навесной плоской или выпуклой крышкой. Довольно широко были распространены также короба овальные в сечении, с крышками, как у цилиндрического короба. Днища коробов делались из тонких дощечек и вставлялись в специальный паз стенок, где укреплялись деревянными штифтами, прошивались мочалом, лыком, корнем сосны. Короба прямоугольной формы с заоваленными углами зачастую оковывались металлическими полосами. Иногда окованные полосами черного или луженного металла дополнительно украшались металлическими просечными накладками по углам крышки или около ключевины. Под железную оковку таких коробов в XVII –первой половине XVIII в. часто подкладывалась светлая или окрашенная в зеленый цвет слюда. Наряду с коробами, декорированными металлом, были широко распространены короба, украшенные росписью – на боковых стенках и верхней плоскости крышки. Роспись выполнялась обычно темперой, поверхность лубяного короба предварительно несколько раз олифилась.

Коромысло – приспособление для переноса ведер, бадеек, корзин. Изготавливалось из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью. На Руси наиболее широко были распространены гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины, придавая форму дуги. Коромысло такого типа удобно располагалось на плечах женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные выемки, почти не качались при ходьбе. Во многих районах России встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелся вырез для шеи. Ведра с водой закреплялись на длинных крючьях, спускавшихся от концов коромысла. Коромысло в виде круглой в сечении палки, с подвижными подвесками-крючьями на концах, хорошо известное в Западной Европе, на Руси встречалось редко.

Корчага – сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространенный в Киевской Руси в X – XII вв. Также назывались и позднейшие глиняные сосуды в форме горшка с очень широким раструбом для нагревания воды, варки щей, пива, кваса и т.п. Корчага могла иметь форму кувшина с ручкой, укрепленной на горловине, и неглубокий желобок – слив на венчике. Как правило, корчага не имела крышки: при варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их было обычно по несколько штук разных размеров – от полуведерных (6 л) до корчаг на два ведра (24 л).

Кошель – дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, плетеная из полос бересты, реже лыка в технике косого, изредка прямого плетения. Кошель имеет упрощенную прямоугольную форму, закрывается треугольным клапаном. Клапан удерживается веревками, которые обматывают вокруг специальных деревянных щепочек, вставленных вдоль открытого верха кошеля. На задней стенке кошеля крепятся ремни, изготовленные различными способами из бересты, кожи, холста, пеньковой веревки. Для детей делали небольшие кошели, высотой до 40 см, шириной 20-30 см, для взрослых, соответственно, больше. Преимущество берестяных кошелей заключалось в том, что продукты в них долго сохраняли свежесть, а зимой не замерзали. Кошель был незаменим во время сенокосной страды, на рыбном и охотничьем промысле, в дальней дороге.

Кринка – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.

Кухля – сосуд для переноса напитков на короткое расстояние и подачи их на стол, представляет собой небольшой бочонок бондарной работы из дубовых клепок, с двумя донышками. Тулово бочонка располагается горизонтально и имеет четыре короткие ножки. В верхней части кухли есть небольшой носик для слива, отверстие с пробкой для наливания напитка, ручка для переноса.

Ларец-теремок – емкость для хранения особенно ценных вещей: денег, драгоценностей, документов, разновидность сундука. Имеет форму глубокого, прямоугольного (квадратного) ящика с откидной, четырехскатной крышкой с плоским завершением. На крышке обычно была закреплена железная скоба или кольцо-рукоять. Крупные ларцы, достигавшие в высоту 50 см, имели внутри два отделения: первое – сам ларец, а второй – четырехскатная крышка. Такие ларцы назывались «ларцы о два жира». Каждое отделение запиралось на внутренний замок. Ларцы изготавливались из металла, кости, но в большинстве из дерева – сосны, дуба, кипариса. Деревянные ларцыоковывались полосами железа, украшались росписью, оклеивались костяными пластинами.

Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Выбор этих пород для клепок объяснялся их легкостью и влагостойкостью. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).

Огниво – приспособление для получения огня, представляет собой металлическую пластинку овальной формы с несомкнутыми концами, которые отогнуты внутрь или наружу так, что образуются колечки – «усики». Такая форма огнива была распространена повсеместно в XIX –начале XX в. В более раннее время в русском быту было известно огниво, имевшее форму кинжала без рукоятки, с тупыми краями и острым концом. Его длина колебалась от 9 до 30 см. Для получения огня необходимо было иметь кроме огнива кремень и трут. Человек, высекавший огонь, ударял огнивом по кремню, появлявшиеся при этом искры ловились на трут., лежавший в коробочке с крышкой – трутнице. Огонь разгорался в коробочке, откуда его переносили на бересту, солому, паклю, сосновые угли или на серянки – самодельные спички. Тушился огонь после его использования закрыванием крышки коробочки. Огонь, полученный с помощью огнива, считался особенно благотворным для человека. Огниво, кремень и трут использовались русскими крестьянами как основное средство добывания огня вплоть до 1920-х гг. Спички. Изобретенные немецким химиком Камерером в 1833 г., не получили в деревнях широкого распространения, несмотря на то, что они продавались в лавках, магазинах, на ярмарках в большом количестве. Некоторые группы рксского населения, например старообрядцы, не использовали спичек вообще, считая их «бесовским наущением». Повсеместно принято было считать, что огонь, зажженный спичками, не обладает благотворными свойствами огня, добытого с помощью огнива.

Переметная скамья – тип мебели для сидения и спанья, характерный для европейского Средневековья и Древней Руси. В России бытовал до первой четверти XVIII в. Отличается от простой скамьи спинкой, шарнирно закрепленной с сиденьем,которая может перекладываться на любую из его длинных сторон. В случае необходимости устроить спальное место спинку по верху, по круговым пазам, сделанным в верхних частях боковых ограничителей скамьи, перекидывали на другую сторону скамьи, а последнюю придвигали к лавке, так, чтобы образовывалась как бы кровать, ограниченная спереди «переметом». Спинка переметной скамьи нередко украшалась сквозной резьбой, что значительно уменьшало ее вес.

Пестерь – дорожная заплечная емкость для переноса продуктов, сбора ягод, грибов и т.д., плетенная из бересты или лыка. По форме пестерь близок к кошелю.

Плошка

1) посуда, сделанная чаще всего из глины или дерева, для приготовления и употребления пищи, представляет собой низкий плоский сосуд, круглой или продолговатой формы, с расширяющимися кверху бортами, иногда украшенный росписью или резьбой;

2) осветительный прибор, состоящий из плоского сосуда, имеющий внутри углубление, трубочку или цилиндр с трубочкой для светильни (фитиля). Для плошек употребляли самодельные глиняные сосуды, любую плоскую металлическую посуду. Светильней служили пенька, лен, ветошь. В плошку с фитилем наливали сало, животный жир, растительное масло.

Подголовник – дорожный сундучок для хранения и перевозки денег, драгоценностей, ценных бумаг в форме неглубокого прямоугольного ящика с покатой откидной крышкой и двумя ручками-полукольцами на боковых сторонах. Покатая крышка позволяла превратить дорожный сундучок в изголовье при ночевке в санях, на постоялом дворе или в чужом доме. Крышка состояла из двух частей: узкой, расположенной параллельно дну, и широкой, наклонной. Обе части крышки соединялись друг с другом петлями-шарнирами. Такие же петли соединяли узкую часть крышки с задней стенкой подголовника. Запирался ящик на внутренний замок. Подголовок внутри имел два отделения, они соответствовали двум частям крышки. Подголовники изготавливались обычно из твердых пород дерева и оковывались металлическими полосами. Многие подголовники, особенно XVII –начала XVIII в., имели под металлической оковкой прокладку из цветной кожи, окрашенной бумаги, слюды. Металлические полосы при этом выполнялись с просечками, образующими сплошное ажурное покрытие. Внутренняя сторона крышки часто украшалась росписью.

Поставец

1) деревянная точенаястоловая посуда – круглая деревянная чаша на невысоком поддоне, имеющая такую же глубокую крышку, иногда с рукоятью. Наличие крышки отличает поставец от чаши и миски. Поставцы использовались как обеденная посуда, чаще всего для одного человека. Имея крышку, практически по размеру равную нижней части, поставец в открытом виде представлял собой уже два сосуда для еды;

2) медный, оловянный, глиняный сосуд на подставке или ножках для подачи на стол кваса, пива;

2) шкаф для посуды разнообразной формы: с открытыми верхними полками (типа буфета), кухонный столик со шкафчиком наверху, стеной угловой шкафчик на специальном подстолье.

Самовар – прибор для кипячения воды и приготовления пищи, делался всегда металлическим, обычно из латуни и меди (в редких случаях из серебра, стали, чугуна) и зачастую никелировался. Тулово могло иметь самую разнообразную форму: шара, рюмки, цилиндра, бочонка, прямоугольной коробки, груши, яйца. Верхняя часть тулова, через которую наливалась вода, закрывалась крышкой. Тулово заканчивалось поддоном и четырьмя короткими ножками. В нижней его части находился кран для стока воды. Жидкость в самоваре нагревалась в металлической жаровне, проходившей сквозь тулово. Верхний конец жаровни выходил наружу и заканчивался конфоркой, на которой крепилась «закрышка»; нижний конец прикрывался решеткой. В жаровню закладывались горячие уголья. Огонь в ней поддерживался благодаря поддуванию воздуха снизу жаровни и вытяжной трубе с коленом, надевавшейся на верхнюю ее часть. После закипания жидкости труба снималась, а жаровня закрывалась заглушкой. Для выхода пара на «закрышке» имелся отдушник – небольшое отверстие с крышечкой. Самовары пришли в Россию из Западной Европы в XVIII в., где они употреблялись для подогревания бульонов. В XIX в. они получили широкое распространение во всех слоях русского общества. Кроме описанных самоваров для приготовления чая, существовали самовары, предназначенные для других целей. Так, например, самовар для кофе был небольших размеров с выдвижным ящичком для углей и специальным устройством в виде металлической рамки с холщовым мешочком, в которое насыпался кофе. Самовар для сбитня – горячего напитка из меда с травами и пряностями – напоминал большой заварочный металлический чайник с трубой и поддувалом.

Светец – приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели разнообразную форму и величину. Простейший светец представлял собой согнутый под прямым углом стержень из кованного железа, на одном конце которого имелась развилка с тремя-четырьмя рожками, а на другом – пятник (острие). Такой светец втыкали острием в щель бревенчатой стены, а между рожками вставляли лучину. Для падающих угольков под светец ставили корыто с водой. Другой тип светцов – висячие, рассчитанные на несколько лучин. Подвесной светец зацепляли за железную скобу, вбитую в полавочник (длинную полку, расположенную по периметру всей избы), внизу также ставили сосуд с водой. Более распространены и удобны были переносные светцы. Небольшие, состоящие из металлической развилины, деревянной стойки и донца, ставили на лавку. Высокие светцы (около 1 м и выше), полностью выкованные из железа и склепанные из железных стержней и полос, ставили на полу в любом месте избы.

Скрыня – разновидность сундука, ларца. Имела обычно прямоугольную, слегка вытянутую форму и откидную верхнюю часть, сделанную теремком, как у ларца. Она состояла из трех отделений, запиравшееся каждое на свой ключ. Первое находилось в откидной крышке, второе – в средней части скрыни, третье, самое большое, занимало нижнюю часть. Нижняя часть заполнялась выдвижными ящичками и закрывалась дверцами, расположенными в передней стенке. Дверцы могли запираться на навесной или внутренний замок. К боковым сторонам скрыни прикреплялись металлические ручки в форме полукольца, использовавшиеся при ее переносе. Скрыни делались из дубовых досок и оковывались металлическими пластинами. Они встречались в домах представителей всех слоев русского общества вплоть до эпохи Петра I , а в более позднее время только в крестьянской среде. В XVII –начале XVIII в. главными центрами их производства были Холмогоры и Великий Устюг, славившихся своими сундучными изделиями. Скрыни этих двух ремесленных центров по своей отделке и декору напоминали изготовлявшиеся здесь же ларцы-теремки с железной оковкой.

Сундук – (от араб. сандук) большая емкость с навесной на петлях крышкой, использовавшаяся для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода. На Руси наиболее распространенные – деревянные сундуки – изготовлялись из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом» и их отпирание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей – узкий ящик сбоку во всю ширину сундука. Иногда для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки. Производились сундуки самых разных размеров с таким учетом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы сундуков имели специальные названия: тройки, пятерики, стая – шестерики, семерики. Все центры производства сундуков имели ярко выраженные отличительные особенности. Так, изделия из Нижнего Тагила выполнялись преимущественно из сосны или кедра и сплошь оковывались белым железом – жестью с орнаментом чеканной работы. Помимо этого, на боковых стенках делались круглые или сердцевидные выемки, куда вставлялись «зеркала» из полированной жести. Часто крышка, передние и боковые стенки сундуков украшались расписными жаноровыми сценами. Макарьевские сундуки украшались полосами жести, набитыми прямой или косой решеткой, или квадратами жести, расписанные букетами, вазонами, плодами, птицами, венками. Последние назывались «подносными». В великоустюжских сундуках под полосы набитого просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами. Изнутри сундуки часто обивались миткалем, коленкором, обклеивались бумагой.

Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.



Женщина с шайкой и ведром собирается мыть пол. Архангельская губ. 1910


Очищение зерна в ступе. Воронежская губ. 1908


Продажа сит на ярмарке. Рязанская губ. 1916


Бондари за работой. Рязанская губ. 1913


Торговля на ярмарке корзинами, коробами, детскими игрушками. Владимирская губ. 1914


Торговец грушами и квасом. Владимирская губ. 1914


Продажа глиняной посуды в деревне. Рязанская губ. 1916


Чистка колодца с помощью ведер и бадьи. Владимирская губ. 1914

В продолжение темы:
Воспитателям

Чак Паланик (англ. Charles Michael «Chuck» Palahniuk) — современный американский писатель и независимый журналист. Наиболее известен как автор книги «Бойцовский клуб», по...