Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат? Викторина по лекарственным растениям Викторина по лекарственным.

Цель игры-конкурса: закрепить знания учащихся о лекарственных растениях и об их целебных свойствах.

Оборудование: вывеска с названием темы игры-конкурса, таблица с названием номинаций и количеством очков, иллюстрации о лекарственных растениях, информация на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», кресло, столик, пузырьки с лекарствами, костюмы участников сказки.

Подготовительная работа: За 1 месяц до проведения мероприятия участникам дается задание: прочитать книги о растениях леса, подготовить эмблему команды, её объяснение и вспомнить как можно больше песен, в которых упоминаются растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства. Эти конкурсы проводятся в перерыве между вопросами и их итоги подводятся отдельно.

ПРАВИЛА ИГРЫ

В игре участвуют две команды. Каждая команда выбирает себе название. По жребию определяется, какая команда будет отвечать первой. Перед каждым ответом команда сама выбирает название этапа и цену вопроса. Команда, ответившая правильно, имеет право выбирать следующий вопрос. При неправильном ответе право выбора вопроса переходит к другой команде.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ЛАНДЫШ»

Мы взяли название «Ландыш»!

Нам нравится этот цветок!

Весной украшает он землю,

Так нежен его лепесток!

Он запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной!

Болезни сердца лечит он

И с детства каждому знаком!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ПОДОРОЖНИК»

Чтоб в этом конкурсе участие принять,

Мы стали думать, как команду нам назвать.

Решили назвать «Подорожник»

В природе такой он хороший!

Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги!

Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает!

Есть множество цветов:

Красивых, осторожных,

Но нам приятней всех обычный подорожник!

1 этап - «Викторина»

Вопросы:

На 5 баллов: Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. (Липа).

На 10 баллов: В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево – символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. (Берёза).

На 20 баллов: В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)

На 30 баллов: Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).

На 40 баллов: Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).

2 этап - Легенды о растениях

Вопросы:

На 5 баллов: Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).

На 10 баллов: Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).

На 20 баллов: Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).

На 30 баллов: Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).

На 40 баллов: Однажды в жаркий день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы никто не мог посмотреть, долго и с удовольствием купалась. И вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она к Юпитеру и тот превратил людей в цветы, которые похож на широко открытые, удивленные и любопытные глаза людей (Фиалка, анютины глазки).

3 этап - Загадки о растениях

На 5 баллов:

С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (одуванчик).

На 10 баллов:

«Кошачья травка» –

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана).

На 20 баллов:

Цветок - как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли - не слышно (ландыш).

На 30 баллов:

Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

На 40 баллов:

Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)

4 этап - Угадай растение по картинке

Командам предлагаются несколько иллюстраций лекарственных растений, по которым нужно угадать название растения.

На 5 баллов: василёк

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: пижма

На 30 баллов: цикорий

На 40 баллов: белена

5 этап - Доктор Айболит

На этом этапе нужно угадать, от каких болезней применяется лекарственное растение.

На 5 баллов: подорожник

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: липа

На 30 баллов: шиповник

На 40 баллов: крапива

Конкурс актёрского мастерства

Участники игры показывают инсценировку, а жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому участнику, учитывая его костюм и актёрское мастерство.

ИНСЦЕНИРОВКА.

Ведущий:

Вьётся тропка в тёмной чаще

Под листвою шелестящей.

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «АПТЕКА».

В домике одна, без страха,

Проживает черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится…

(Выбегает, озираясь, заяц. Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).

Черепаха:

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий:

Бедный зайчик чуть не плачет.

Заяц:

Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет,

Слышал я собачий лай!

Черепаха:

Дам лекарство, как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк,

Но оно, ты должен знать –

Не спасает от собак.

Выпей, брат, из этой склянки

Две, три капли валерьянки.

(Капает из пипетки в стаканчик)

Ведущий:

Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился.

(Идёт медведица с палкой)

Медведица:

Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха отворяй!

Вся горю я как в огне,

Помоги скорее мне.

Черепаха:

На, малины, липы цвет

И температуры нет!

Ведущий:

Вдруг лиса бежит, кричит:

Лиса:

Открывай скорее дверь!

Ведущий:

Черепаха говорит:

Черепаха:

Кто там – птица или зверь?

(В домик заходит лиса)

Лиса:

Пострадала я, бедняжка,

Пострадала очень тяжко.

Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

Черепаха:

Сделаешь компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

Ведущий:

В огород она пошла

Лука с грядок принесла,

А лисицу голод гложет.

Лиса:

Мясо может мне поможет?

Черепаха:

Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь,

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

Ведущий:

Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась,

Черепаха удивилась…

(Входят белка с ёжиком)

Ведущий:

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

Белка:

Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался,

Так болит, нет сил терпеть,

Может, зуб мой посмотреть?

Ведущий:

Бедный ёжик заявил:

Ёжик:

Я вот лапку занозил.

И теперь на костыле

Ковыляю по земле.

Ведущий:

Черепаха им сказала:

Черепаха:

Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Дам шалфея и грибов.

А потом уж не спеша,

Лапку вылечу ежа.

Ведущий:

Вдруг в окно влетает птица,

в кресло старое садится.

Филин:

Узнаёшь? Я твой сосед,

Очень нужен твой совет.

Черепаха:

Здравствуй, филин, друг ушастый,

Расскажи мне, что с тобой?

Филин:

Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

Ведущий:

Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье:

Черепаха:

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

Филин:

Вот спасибо за совет!

Ведущий:

Прохрипел старик в ответ.

Черепаха:

Уж сегодня я устала,

Поработала немало.

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать.

(Сильный стук в дверь)

Волк:

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

Черепаха:

Пей настой их горицвета.

Волк:

Нет, мне не подходит это.

Черепаха:

Ну, возьми напиток мятный!

Волк:

Нет, он тоже неприятный!

(Щелкает зубами)

Волк:

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком. Прилетает Филин)

Филин:

Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?

Волк:

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)

Филин:

Птицы, звери, выходите,

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий:

Лес тревожно загудел.

Смотрит филин – там и тут

Звери к домику бегут.

Белка:

Все её мы защитим!

Ёжик:

На тебя мы налетим!

Лиса:

Будем грызть тебя зубами!

Медведица:

Будем рвать тебя когтями!

Ведущий:

Волк от страха задрожал

И куда-то убежал.

Снова тётя черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех с приветом,

Помогает всем советом.

В конце игры-конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги и награждает победителей.

Викторина для учащихся объединения «Игровая экология» с ответами по
теме «Лекарственные Растения»
1. Из волокна какой травы сделаны паруса первого американского
военного корабля, первый флаг США и первые джинсы «Levis»? (Из волокон
конопли)
2. Какое растение, согласно библейской легенде, Бог вырастил за одну
ночь для пророка Ионы? (Тыква)
3. На каком континенте был окультурен подсолнечник? (Северная
Америка)
4. В какой стране был окультурен лен? (Египет)
5. Как по­другому называется земляной орех? (Арахис)
6. Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли?
(Лишайник)
7. Какое растение имеет самые крупные плоды? (Тыква)
8. На Троицу раньше пели такую песню:
«Я пойду, пойду, погуляю,
Белую березу заломаю».
Зачем ломали в этот день ветки березы? (Их разбрасывали по полям, чтобы
почва была плодородной и чтобы сохранить влажность земли)
9. Какие деревья растут в соленой воде? (Это мангровые деревья. Они
растут в соленых болотах морского побережья Центральной Америки, во
Флориде и в Африке)
10. На флаге какого государства изображен кленовый лист? (Канада)
11. На флаге какого острова изображены пальмовые ветви? (Кипр)
12. Название этого известного растения, которое растет в лесу и в садах,
дословно переводится с латинского «блестящая лошадь», так как было
замечено, что, если кормить лошадей плодами, побегами, листьями этого
растения, то шкура лошадей начинает блестеть. Что это за чудо природы?
(Облепиха)
13. Из какого дерева были сделаны:
­ Палица Геракла. (Ясень)
­ Скипетр Юпитера. (Кипарис)
­ Мачта корабля аргонавтов. (Дуб)
­ Троянский конь. (Ель)
­ Стрелы Амура. (Кедр)
14. Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году?
(Липа)
15. Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только
полдня? (Лен)
16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)
17. Какие два хищных растения растут в нашей стране? (У нас на моховых
болотах растет росянка. Она ловит и съедает садящихся на ее круглые

клейкие листочки комаров, мошек, мух и других насекомых. В реках и озерах
растет пузырчатка; она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков,
насекомых и мальков)
18. Какой гриб называют «заячья картошка»? (Гриб ­ дождевик)
19. Что такое «чертов табачок»? (Споры гриба­дождевика. Спелый
дождевик лопается от легкого удара и из него вырывается облако пыли -
«чертов табачок»)
20. О каком растении эта загадка: «Однолетняя трава - выше двора»? (О
хмеле)
21. Современная медицина считает единственным средством от бородавок
ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты
основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение? (Чистотел)
22. По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает
культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок.
Назовите и кустарник, и цветок. (Сирень и Иван­чай)
23. На каком растении сидит орел на гербе Мексики? (На кактусе)
24. Друиды считали, что это дерево, если его часто обнимать, позволит
человеку полюбить себя так, что его полюбит судьба. Что это за дерево?
(Сосна)
25. В Японии выращивают в цветочных горшках настоящие деревья,
правда, небольшой высоты. Как называется такое дерево? (Банзай)
26. Каких деревьев больше всего в тех лесах, где строят санатории для
больных туберкулезом? (Сосен. Они прекрасно очищают воздух от
многочисленных бактерий)
27. Когда цветет мох? (Никогда. Мох - это низшее растение, оно не имеет
цветков)
28. У какого растения позаимствовал идею застежки­липучки швейцарец
Жорж де Мостроль? (У репейника)
29. Какое дерево во Франции называют «деревом мудрости» и в
лекарственных целях используют его листья, сок, почки и корень? (Береза)
30. Семенами какого водного цветка в старину пользовались певицы для
укрепления голоса? (Кувшинка)
31. Для чего кофейному дереву кофеин? (Для борьбы с насекомыми,
уничтожающими листья)
32. Назовите растение: то же, что белладонна, но по­ русски. (Красавка)
33. Какой экзотический плод по­другому называется «аллигаторова
груша»? (Авокадо)
34. Что такое плод арбуза с точки зрения ботаника? (Ягода)
35. Какое дерево - самое распространенное в России? (Лиственница)
36. В какое дерево превратилась, согласно легенде, спасавшаяся от
Аполлона нимфа Дафна? (Лавровое)
37. Как по­другому называется растение «сладкий картофель»? (Батат)
38. Съедобны ли плоды японской вишни - сакуры? (Нет)

39. Как по­другому называется кунжут? (Сезам)
40. Как называется наука, изучающая грибы? (Микология)
41. У какого дерева самая легкая древесина? (У балъса)
42. Как ботаники называют по­научному плод груши, айвы, рябины?
(Яблоко)
43. Как по­другому называется растение репейник? (Лопух)
44. Его плоды, длинные, похожие на огурцы, едят люди и животные. Для
обезьян это излюбленное лакомство. Его древесина не горит, а листья опадают
не зимой, а летом. Что это за дерево? (Баобаб)
45. Хулсын - по­калмыцки «камыш или тростник». Переведите с
калмыцкого слово «ханхулсын» («Царь камыш», Бамбук)
46. Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить
«великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они
продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для
царя? (Арбуз)
47. О каком представителе царства растений писал Игорь Кочуровский:
«Она в зеленом девичьем берете,
Где на пригорке сосен стройный ряд,
Надев косы серебряный наряд,
Незримые раскидывает сети.
Как разгадаешь, по какой примете,
Что вся она предательство и яд»?
(О бледной поганке)
48. В средние века это растение неоднократно спасало многие народы
Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане -
«добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь.
Назовите это растение. (Лебеда)
49. В переводе с узбекского это растение называется «мышиный» (так его
назвали по форме цветка). Узбеки называют его «лошадиное ухо» (по форме
листа). Мы же называем это растение по месту, где оно растет. О каком
растении идет речь? (Подорожник)
50. В Африке есть кустарник со странным названием - «подожди
немного». Почему его так назвали? (Он колючий, его шипы вонзаются в
одежду и не отпускают человека)

Викторина по теме: Лекарственные растения

Цель:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1-й тур

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

3. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.
Считалось,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

2-й тур называется «Узнай растение».

а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница).

б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.

(Ответ: ландыш)

в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик)

3-й тур называется «Отгадайка».

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающим корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

4-й тур называется «Отгадай загадки».

1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
(Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(боярышник)

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

Подведение итога.

ГБУ СО Социально – реабилитационный центр для

Несовершеннолетних « Надежда».

Викторина

«Трава у нашего дома».

(знакомство с лекарственными растениями)

Воспитатель старшей группы: Куангалиева Г.Ю.


Викторина

«Удивительная жизнь растений нашего региона»

Отряды готовят название команды и эмблему

«Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства».

Конкурс «Загадки о лекарственных растениях».

Был рыжий Ванёк,

Кудрявый паренёк,

Стал седой, белобрысый,

Ветер дунул - глядь, лысый.

(Одуванчик)

Обожжёт без огня

И тебя и меня,

А живёт у плетня.

(Крапива)

Трава сродни петрушке

И с зонтом на макушке,

Нужна та травка пекарю,

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство. (Боярышник)

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы - коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (календула)

Каждой команде по 2 загадки

Конкурс «Шуточная викторина о растениях».

1. Назовите овощ для закидывания плохих актеров? (Помидор)

2. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту? (Горох)

3. Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки)

5. У кого есть кисти, но нет рук? (рябина)

6. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (Календула – ноготки)

Конкурс «Красная книга»

Человек бездумно уничтожает огромное количество растений. И у нас в Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области вышла Красная книга, на страницы которой занесены редкие растения. Ваша задача знать и охранять эти растения. А поэтому наш следующий
конкурс - Красная книга. В предложенном вам списке растений, необходимо подчеркнуть те, которые занесены в Красную книгу Иркутской области.

Список растений для каждого отряда

Конкурс «Назови растения»

Мы пошли с друзьями в лес
Через луг и поле.
И растений на пути
Повстречали море.
Вот ромашка, василёк,
Лютик, ну а дальше
Всех названий, мой дружок,
Мы не знали раньше.
К нам на помощь ты приди
Рассмотри картинки
И растенья назови
Без одной запинки.

Вам выданы карточки с рисунками и фотографиями растений, произрастающих Иркутской области. Определите названия этих растений и подпишите их.

Конкурс «Весёлые художники»

Я предлагаю нарисовать растение. Но рисовать его нужно по очереди в определенном порядке. Каждый рисует только одну какую-то часть растения. Вы в команде посовещайтесь, что будите изображать и выберите 5 человек. Оценивается скорость и качество выполненного рисунка.

(на стене приготовлены листочки)

Игра со зрителями

Нужно пропеть один куплет из песен, в которых говорится о растениях (по очереди.) За каждый куплет - 1 балл, который зрители могут подарить своей команде.

Конкурс капитанов

Я думаю, что наши капитаны знают лекарственные растения. Всем нужно на каждый шаг, по очереди, называть по одному лекарственному растению. Кто в течение 5 сек. не называет растения – выбывает из игры.

Конкурс «Вопросы на засыпку»

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

Конкурс «Особый вопрос»

«Стоит дерево, цветом зелено,

в этом дереве – четыре угодья:

первое – больным на здоровье,

второе – людям колодец,

третье – от тьмы свет,

а четвертое – дряхлым пеленанье.

Что это за дерево?»

Ответ на эту загадку я бы сама никогда не отгадала. А отгадка у этой загадки очень простая. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.

За этот ответ 5 баллов

Конкурс «Вопрос – ответ»

Карточки с цифрами 1, 2, 3 каждой команде

1. Это хвойное светолюбивое дерево. Может расти на песчаных почвах. Его крона всегда поднимается высоко в небо. Что это за дерево?

- сосна;

2. Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло.

Лиственница;

- кедр.

3. Народ с любовью называет это дерево «кудрявой, белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем - листочки.

- береза;

Вороний глаз;

Медуница;

- волчье лыко.

5. Это растение растет на лугу, является кормовым и медоносным. Цветы бывают красного и белого цветы.

Тимофеевка;

- клевер луговой;

6. На болоте растет невысокий кустарник с мелкими плоскими листьями. Он выделяет в воздух пахучие вещества, от которых может заболеть голова. Какой это кустарник?

- багульник;

Сфагнум.

7. «Стоит солнышко на ножке. Только желтые лучи у него не горячи». Какое это растение?

- подсолнечник;

Василек полевой.

8. Это растение называют живительной ягодой и янтарной чудесницей. Какое это растение?

Смородина;

- облепиха.

9. Расположите указанные хвойные деревья в порядке увеличения высоты ствола.

- сосна (3)

- ель (1)

- кедр (2)

- листвиница (4)

10.Кедровые орехи – это семена…

а) ели обыкновенной;

б) сосны приморской;

в) сосны сибирской;

11.На ветвях ели иглы живут…

а) 1-2 года;

б) 3-4 года;

Викторина: « Лекарственные растения»

Цель: выявить знания детей о лекарственных растениях, их пользе.

Вопросы к викторине:

  1. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (чистотел);
  2. Достаточно съесть 5-7 ягод в день или заварить их вместе с чаем, и они насытят вас витаминами. Что это за ягода? (рябина);
  3. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама (мать – и – мачеха);
  4. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны (подорожник);
  5. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? (одуванчик);
  6. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы (мята);
  7. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами (шиповник);
  8. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (ноготки);
  9. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению (крапива);
  10. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы (зверобой);
  11. Какая ягода заменяет лимон? (клюква);
  12. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);
  13. Когда следует собирать лекарственное сырьё? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).
  14. Назовите правила сушки лекарственного сырья? (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других...

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Викторина "Лекарственные растения"

1. Возраст 3-4 года2. Вид занятия - интегрированное Задачи: Образовательные: Формировать представление детей о водоплавающих птицах, расширять словарь детей, используя слова - клюв, к...

В продолжение темы:
Воспитателям

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления эго - психологии. Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности: 1....

Новые статьи
/
Популярные